Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971). Евгений Леонов в роли «Доцента».
Но это тот случай, когда харизма актера зрителями некритично распространяется на его героев. На самом деле, если взять наиболее известные кинороли Леонова, то большая их часть – персонажи не то чтобы прямо отрицательные или гадкие, но по человечески часто неприятные, с какой-то червоточинкой. Чтобы не быть голословным, пробежимся по наиболее известным ролям, которые принесли Евгению Леонову известность.
Первую заметную роль Евгений Леонов сыграл в фильме «Дело Румянцева» (1955). Его герой, Мишка Снегирев, вроде бы парень веселый и компанейский. Но когда главному герою (в исполнении Баталова) понадобилась помощь – нужно было подтвердить алиби для милиции, – Мишка Снегирев отказывается. Мерзкий такой человечек, который предает товарища, чтобы «не замараться». Правда в этом фильме внутренняя гниль Мишки Снегирев разоблачена членами бригады и он получается свой луч всеобщего презрения.
Евгений Леонов (справа) в роли подлеца Мишки Снегирева в фильме «Дело Румянцева».
Затем Леонов сыграл в нескольких фильмах, которые большим явлением в советском кинематографе не стали. Типовые советские фильмы среднего уровня, в которых Леонов играл роли мелкие, хотя и заметные (как, например, роль милиционера в фильме «Улица полна неожиданностей»)
Наконец, в 1961 году он сыграл одну из главных ролей в комедии «Полосатый рейс». Оглушительный успех фильма принес и всесоюзную славу Леонову. Его герой, буфетчик Глеб Шулейкин, вроде ни в чём таком нехорошем не был замечен. Однако есть в нем что-то неприятное. Как-то уж очень легко он соглашается врать команде, что является дрессировщиком тигров. В итоге случается чрезвычайное происшествие, которое чудом обошлось без человеческих жертв. Сам Шулейкин показывает себя во всей этой истории полным трусом. Нет, буфетчик и не обязан быть героем, но… Но даже перед лицом явной опасности для всего экипажа он продолжает разыгрывать из себя дрессировщика, не признаваясь, что он такой же дрессировщик, как балерина. Роль смешная и вроде не отрицательная. Но все же образ получился несколько неприятный. Однако обаятельная улыбка Леонова заставляет зрителя не обращать внимание на эти мелкие неприятные штрихи поведения Шулейкина.
В фильме 1963 года «Крепостная артистка» Леонов играет полностью отрицательную роль самодура, крепостника, графа Кутайсова. Играет гротескно. Граф Кутайсов получился чудо как омерзителен. Что понятно, в те времена именно так полагалось изображать аристократию.
Граф Кутайсов в исполнении Евгения Леонова (фильм «Крепостная артистка»).
В фильме 1964 года «Донская повесть» Евгению Леонову выпала удача сыграть трагическую роль Якова Шибалка. Наверное это одна из самых сильных драматических ролей Леонова.
Но вот фильм 1965 года «Тридцать три». Роль Ивана Сергеевича Травкина, у которого разболелся зуб, ставший причиной большой путаницы. Роль скорее положительная. Но есть неприятный момент. Снова как-то уж очень легко Иван Сергеевич Травкин отказывается от своей жены и детей в пользу московской «новой жены». Уехал в город, закрутила его там богема и он уже ходит с новой, городской. И его фаза «Счастье – это когда утром хочется на работу, а вечером – домой» звучит как-то несколько фальшиво. То есть роль как бы с червоточинкой.
Фильм 1967 года «Снежная королева». Снова однозначно отрицательная роль короля Эрика XXIX.
Комедия 1968 года «Урок литературы», где Леонов играет Павла Петровича Вронского, отца невесты главного героя. Несколько затюканный женой, решивший «сходить налево» дяденька не то чтобы явно негативен, но образ получился достаточно неприятный. А когда герой (в исполнении Стеблова) говорит своей девушке: «Не хочу, чтобы из меня получился твой отец», герой Леонова начинает тыкать вырезкой из газеты, в которой про него есть пара положительных слов. И снова нельзя сказать, что Леонов сыграл какого-то негодяя. Ну подумаешь затюканный женой (и дочкой) мужичок решил расслабиться и прошвырнулся с коллегой по работе в парк. Бывает. Но как-то получалось у Леонова играть эту суетливую трусость типового советского обывателя, который при этом и почётные грамоты имеет, а то и целую вырезку из многотиражки.
Или вот комедия того же 1968 года «Зигзаг удачи». Фотограф Владимир Антонович Орешников, который выиграл 10 тысяч, в исполнении Евгения Леонова получился снова таким вроде обаятельным. Но при ближайшем рассмотрении… Своей невесте купить новое пальто он зажмотился, хотя сперва хотел пустить ей пыль в глаза и купить шубу. А под конец, когда невеста обиделась, кинул ей вдогонку «не такая уж ты и красивая». На мой вкус, так вот эта фраза, которую он произнёс совершено искренне, раскрывает его гнилое нутро лучше чем что-либо ещё. Одной этой фразой Леонов показал, какой низкой личностью является Владимир Антонович Орешников. И хотя в этой комедии позитивных героев всего два человека: Оля, невеста Орешникова и Петя, художник-ретушёр, однако Леонов как-то особенно мерзок. И вовсе не за то, что выиграл на общественные деньги десять тысяч – это то как раз норм. Но вот эта его фраза «не такая уж ты и красивая»… И снова со своей обаятельной улыбкой Вини-Пуха, скушавшего чужое варенье.
Кадр из фильма «Зигзаг удачи» (1968).
«Гори, гори, моя звезда» 1969 года, (который недавно прогремел в связи с откровениями одной актрисы, которая снялась в нём в роли нимфетки). Фильм про Гражданскую войну. И снова Леонов играет обаятельно приспособленца, который при малейшей опасности готов предать товарищей. Его «иллюзионщик» Пашка подлаживается под каждую власть (легко меняя сюжетную часть фильма в соответствии с новой идеологией), лишь бы только его не тронули. Хоть белые, хоть красные, хоть зелёные. И снова вроде бы явно он никого не предаёт. Но образ снова – мерзенький.
Драма 1970 года «Белорусский вокзал» – ещё одна сильная трагическая роль Евгения Леонова. Тут однозначно – положительный герой, слесарь Иван Приходько, бывший командир разведки.
А на следующий год одна из самых популярных советских комедий «Джентльмены удачи». Евгений Леонов тут играет сразу две полярно противоположные роли: добродушного сугубо правильного советского человека, заведующего детским садом Трошкина, который настолько добр, что переживает даже за уголовников. И он же, Леонов, играет гнусного гада, главаря шайки «Доцента», который легко может убить человека. Что называется талант – обе ипостаси Леонову удались на славу. Веришь ему и в роли доброго завдедсадом и в роли уголовника «Доцента».
Евгений Леонов: в одном фильме две диаметрально противоположные роли («Джентльмены удачи», 1971).
Фильм 1972 года «Гонщики» («дядя Ваня» Кукушкин) и вышедший в том же году многосерийный телефильм «Большая перемена» (Степан Семёнович Леднёв) – две однозначно позитивные роли в активе актера. Леонову словно надоело играть по виду обаятельных, а на поверку скользких людишек.
Но вот в 1973 году выходит фильм «Совсем пропащий» по мотивам произведений Марка Твена. И Леонов снова играет мерзкого гада – «Короля», который на пару с «Герцогом» (которого сыграл Вахтанг Кикабидзе), занимаются жульничеством и воровством. Заметим, кстати, что Леонову отлично удавались роли гадких королей – самозваных или «настоящих», сказочных.
Вахтанг Кикабидзе (Герцог) и Евгений Леонов (Король) в фильме «Совсем пропащий» (1973).
Фильм 1974 года «Премия». Тут Евгению Леонову доверили играть такую положительную роль, что прямо нет ни единого пятнышка. Бригадир Потапов и его строительная бригада решают отказаться от премии, потому что считают ее незаслуженной. Отказ провоцирует громкий скандал. Этот фильм в свое время в СССР активно обсуждали в печати. Правда нельзя сказать, что эта роль принесла Леонову большую славу. Но шуму было много. Ибо суть отказа от премии заключалась в том, что сознательные члены бригады не захотели получать премию за приписки. Но эдак-то в СССР работали почти все предприятия.
А на следующий год, 1975-й, Евгений Леонов снялся ещё в одном всенародно любимом фильме «Афоня». И снова играет скользкого типа. Его штукатур Коля вроде бы говорит правильные вещи и, опять же, вроде бы радушен и добр. Однако жена его выгнала за пьянство. Но и это не самое печальное. Самое печальное, что когда ему пришлось туго, он воспользовался помощью Афони и вселился к нему в квартиру. А вот когда Афоне стало плохо и он просит Колю «поживи ещё немного» – почти просит спасти его – Коля бочком, бочком и на выход. Не хочет он спасать Афоню. Хотя в гости его формально приглашает, но только «чтобы жена не видела». Опять маленькое, но предательство. Евгений Леонов позднее вспоминал, что для показа душевной низости Коли специально придумал небольшой момент, когда Коля в сцене прощания случайно рассыпал копейки и мелочно собирает их со стола. Про таких говорят: дешёвка. А по сути это типовой советский житель – много красивых слов об обществе и т.п., а на поверку, когда друга надо спасать – в кусты.
Кадр из фильма «Афоня» (1975).
В фильме «Старший сын» Леонов играет несчастного музыканта Сарафанова. Роль трагически-положительная. Правда с некоторым послевкусием. Положа руку на сердце, Сарафанов-старший уже малость сбрендил, если под занавес чуть ли не ультимативно требует признать совершенно постороннего (пусть и обаятельного) парня в исполнении Николая Караченцова, своим сыном. Жалкий он какой-то, этот Сарафанов-старший. Не плохой, нет, но сломленный. И по сути он уже отдал свою дочку в лапы авантюриста, благосклонно наблюдая, как тот выгнал пусть и скучного, но насквозь положительного лётчика-жениха. А как Сарафанов-старший ночью бегал к молодой соседке, уговаривая её быть подобрее к его сыночку Васеньке. Тошнотворный момент. И не зря Васенька, узнав об этом, взорвался и решил уйти из дома. А уж как Сарафанов накинулся на балагура Сильву лишь за то, что тот хотел ему раскрыть глаза? А всё за то, что с одной стороны почти уже сбрендил, поверив в то, что у него появился сын, а с другой стороны ещё и за то, что Сильва составил конкуренцию его Васеньке. Это Сарафанов-старший сразу просёк. И снова бочком-бочком, рад подложить Васеньку под молодую соседку. Тьфу, мерзость.
Далее идет подряд несколько работ, в которых Леонов играет положительные или, во всяком случае, не отрицательные роли: «Легенда о Тиле» (Ламме Гудзак), «Длинное, длинное дело...» (следователь Лужин), «Мимино» (Волохов), «Смешные люди!» (регент Алексей Алексеевич), «Женитьба» (Жевакин), «И это всё о нём» (следователь Прохоров). Но это всё роли второго плана, кроме следователя в фильме «Длинное, длинное дело...» и следователя же Прохорова в многосерийном телефильме «И это всё о нём». Но, говоря по правде, это не самые лучшие роли Леонова и, по хорошему, сыграть этих следователей мог кто угодно.
Далее, словно устав от положительных ролей, Евгений Леонов снимается подряд в трех фильмах, в которых играет неприятных, а то и мерзких героев. Мендосо в «Дуэнье» (1978), Король в «Обыкновенном чуде» (1978) и бесцеремонно навязчивый неприятный тип Василий Игнатьич Харитонов из «Осеннего марафона» (1979). Особенно неприятен последний своей липучей навязчивостью и бесцеремонностью, доходящей до хамства.
Харитонов (Евгений Леонов) хочет выпить и ему совершенно безразлично, что ему не рады и что он отрывает людей от дела («Осенний марафон», 1979).
В «За спичками» (1980) Леонов играет весельчака и не дурака выпить Антти Ихалайнена – роль скорее позитивная, чем положительная, но не самая популярная в народе. Актер Бубенцов из «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) – более сложный персонаж, который сначала скорее негативен (такой достаточно циничный провинциальный актеришка), но в финале всё же возвышается до гражданского пафоса и символически ценой своей жизни спасает от «оргвыводов начальства» жениха дочки (в исполнении Станислава Садальского). Впрочем, жених жертву не оценил и на каторгу таки попал.
Павел Иванович Васин из «Слёзы капали» (1982) по сюжету – добрый и отзывчивый человек. Но… Но по сюжету же, в самом начале ему в глаз попадает осколок разбитого волшебного стекла и весь фильм Леонов играет злого и раздражённого Васина, который людям в глаза говорит формально правду, а на самом деле оскорбляет их. Леонову вообще хорошо удавались такие типажи.
Ну и, наконец, последняя, наверное, по настоящему любимая миллионами роль Евгения Леонова – господин Уэф из гротеска «Кин-дза-дза!» (1986). Тут даже обсуждать нечего – Уэф однозначно гнусный тип. Как и все чатлане.
Господин Уэф (Евгений Леонов) ради собственной шкуры легко предаст и даже убьет, если понадобится («Кин-дза-дза!», 1986).
Далее в активе Леонова было еще несколько фильмов: «Паспорт» – с чёрствым чиновником советского посольства в Вене, «Настя» в качестве раздраженного директора канцелярского магазина, «Убить дракона» – неприятный бургомистр (пародия на Л. И. Брежнева) и совсем уж мало интересные типа «Американского дедушки».
Конечно у Евгения Леонова было много ролей и в других фильмах, но основные, самые известные, я перечислил. И однозначно положительных ролей не так уж много: Яков Шибалок, Иван Приходько, завдетским садом Трошкин, Кукушкин, Степан Семёнович Леднёв, бригадир Потапов, Волохов, следователь Прохоров. Вот, пожалуй, и все. Причем половина этих ролей – не главные, а то и совсем мелкие (типа Волохова из «Мимино»).
Однозначно негативных (вроде Короля из «Обыкновенного чуда») тоже не так уж много. Большая часть ролей Леонова – это люди, скажем так, обычные, но с каким-то моральным дефектом, который в трудную минуту может выйти наружу. Вроде того же фотографа Орешкина из «Зигзага удачи» или штукатура Коли из «Афони».
Евгений Леонов в двойной роли: он играет заведующего детсадом Евгения Ивановича Трошкина, который в свою очередь в этом эпизоде играет главаря шайки «Доцента» («Джентльмены удачи», 1971).
Огромный талант и необыкновенно обаятельное лицо Евгения Леонова делает этих героев на первый взгляд вроде даже положительными. Но копни их глубже – все они с гнильцой и готовы если не предать, то, во всяком случае, не желают помочь кому-то, кому требуется их помощь. Леонову очень хорошо удавались именно такие герои. И что самое интересное, именно этот класс героев Леонова – не явные негодяи, но такие тихие предатели или просто по-человечески неприятные – во многом принесли Евгению Леонову наибольшую славу в народе. Попроси любого назвать лучшие роли Леонова: сразу назовут «Доцента» (пусть и фальшивого) из «Джентльменов удачи», Колю из «Афони», Короля из «Необыкновенного чуда», Уэфа из «Кин-Дза-Дза», Василия Игнатьича Харитонова из «Осеннего марафона» и т.п. Из позитивных персонажей этим, созданным талантом Леонова мерзим и слизким личностям, в этом народном рейтинге будет противостоять наверное только Степан Семёнович Леднёв из «Большой перемены». Ну и конечно что же Вини-Пух. Хотя, по-гамбургскому счёту, Вини-Пух своей бесцеремонностью и святой уверенностью, что все вокруг ему что-то должны, весьма напоминает Василия Игнатьича Харитонова.
Источник