Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Укротительница царей

Первая в стране укротительница львов впервые в мире засунула голову в пасть хищнику. Сорок лет она властвовала над царями зверей, с которыми каждый выход на арену мог стать последним.

13 марта 1910 года родилась легендарная дрессировщица Ирина Бугримова. Сегодня ей бы исполнилось 111 лет.

«Царице над царями» за ее долгую цирковую биографию покорились 80 львов, став для этой уникальной женщины детьми, семьей и смыслом жизни.

Она или никто

Площадь возле цирка в Харькове сегодня носит имя Ирины Бугримовой. Именно в этом городе и родилась Ирина в семье профессора ветеринарии, которому с 12-летнего возраста ассистировала на операциях с животными.

Отец был убежден, что растит из девочки хирурга – настолько уверенно его четвертая дочь обращалась с четвероногими пациентами, не боясь ни клыков, ни когтей, ни крови. Мать же, утонченная дворянка и адмиральская дочь, была увлечена искусством (музицировала, фотографировала, рисовала) и прививала интерес к изящному Ирине.

С ранних лет девочка училась в музыкальной школе и балетной студии при Харьковской опере, но быстро поняла, что для ее неуемного темперамента этого мало. В ее жизни появились коньки, бег, прыжки в длину, в высоту и с вышки в воду, а затем и такие мужские занятия, как толкание ядра, метание копья и диска, русский хоккей и мотоцикл. Ловкая, сильная и бесстрашная Бугримова стала чемпионкой сразу в нескольких видах спорта, занимала победные места на всесоюзных спартакиадах, верховодила в мальчишеских компаниях и мечтала стать каскадером.

Как-то девочке попалась на глаза книжка о римском императоре со львом на обложке и латинской надписью: «Aut Caesar, aut nihil!» - «Или Цезарь, или никто!». Она тут же нарисовала себя на коне и подписала: «Или Бугримова, или никто!». Этот эпизод из биографии легенды оказался символичным: все состоялось в ее жизни – и лев, и Цезарь, и она на коне.

Случай любит готовых

Три года проучившись в торгово-промышленной школе, Ирина Бугримова познакомилась с мотогонщиком Александром Буслаевым и тоже захотела ездить по стенам. Спортсмен, артист, музыкант и просто красавец был старше ученицы на 16 лет. Тренер по мотоспорту пользовался популярностью у девушек, но женился на равнодушной к его мужской харизме мотоциклистке.

Ночные репетиции после освобождения манежа цирковыми артистами сблизили пару, в которой оба любили одно и то же – риск и острые ощущения. Их первый совместный полет под куполом состоялся в 1931 году и продержался в программе аттракционов шесть лет. Восторгу зрителей не было предела, но мчавшейся на повышенных скоростях Ирине «Полет на санях» скоро наскучил. Начав параллельную работу над собственным номером с лошадьми «Высшая школа верховой езды», артистка  поняла, что больше удовольствия получает от дрессуры.

Вскоре судьба предоставила ей дело, которым не занималась ни одна женщина в стране. В 1937 году руководство «Госцирка» посоветовало Ирине совместить трюки и дрессировку в номере с дикими кошками. Вначале ей предложили только что закупленных леопардов, но Бугримова решила начать с трех маленьких львят. Так у нее появились Гай, Юлий и Цезарь – первые хищники, с которыми дрессировщица проработала 23 года.

С белого листа

Учить львов послушанию приходилось без инструкций, полагаться можно было только на интуицию. При этом укротительница никогда не забывала, что имеет дело с царем зверей. Она никогда не допускала насилия над питомцами, что подтверждали в Обществе защиты животных.

Бугримова первой научила львов прыгать в горящий обруч и балансировать на проволоке, передвигаться по канату и вздыматься в воздух на качелях. Но прежде всего они с мужем научили своих воспитанников тому, что умели блистательно делать сами: ездить на лошадях и кататься на мотоцикле. Живого и железного коня львы освоили впервые в истории цирка. Оказалось, что диких кошек можно приучить и к скорости, и к шуму. Вопреки законам природы, лев с ветерком скакал верхом на лошади и мчался на мотоцикле, удобно устроившись на пассажирском сиденье позади водителя и мирно положив ему на плечо свою опасную гривастую голову. Добившись уникальных результатов в трюковой дрессуре, Бугримова подружила со львами и супруга.

Эта история легла в основу советской мелодрамы с Людмилой Касаткиной и Павлом Кадочниковым в главных ролях об укротительнице тигров Леночке Воронцовой, заставившей влюбиться в цирковое искусство мотогонщика Федора Ермолаева. Герои фильма, как и их реальные прототипы, ставят новаторский аттракцион «Мотогонка под куполом цирка», но пара не может ехать вместе на гастроли, поскольку героине предложили стать дрессировщицей тигров. Картина вышла на экраны в 1955 году, когда  Бугримова и Буслаев были уже не вместе…

«На меня не угодишь»

Разведясь в 1947 году, бывшие партнеры пошли по жизни разными тропами. Для женщины, подчинявшей себе львов, вряд ли мог найтись человек, сумевший подчинить ее саму. После расставания с первым мужем  Бугримова пробовала связать судьбу еще с одним цирковым артистом – акробатом Константином Пармакяном, но и этот брак долго не продлился. Муж не мог комфортно себя чувствовать на фоне гораздо больше зарабатывавшей жены.

Вместе со званием Народной артистки СССР (с 1969 года) Ирина Бугримова получала и самую высокую ставку за работу на манеже. Кроме фешенебельной квартиры в знаменитой высотке на Котельнической набережной, ей принадлежала дача, купленная за баснословные 30 тысяч рублей. Она могла позволить себе лучшие автомобили и мотоциклы – ездила на «Харлей Дэвидсон» и «Волге». Всегда дорого и эксклюзивно одевалась. А после громкой квартирной кражи страна узнала о похищенных у Бугримовой бриллиантах и уникальном собрании драгоценностей, стоимость которых многократно превосходила обывательские представления о дамских украшениях.

При этом обладательница «несметных сокровищ» никогда не нанимала  домработниц, объясняя это тем, что ей «трудно угодить». Сама же дрессировщица готовить не любила, считая это пустой тратой времени. В свободную минуту она предпочитала портняжничать – многие вещи шила себе сама, включая сценические наряды.

Дети бывают разными

А вот детей артистка не хотела категорически и никогда о решении «не рожать» не пожалела. «Дети мне не нужны, - говорила всем, кто интересовался этой темой. – Они бы только мешали. Когда с ними возиться, когда меня ждут львы?».

Ее любимчиком был первый воспитанник Цезарь. Он понимал свою «маму» с полуслова, помогал ей учить молодых и не раз ограждал от нападок сородичей, пресекая устрашающим рыком даже намек на бунт. На арену он выходил 23 года, хотя в природе его век был бы лет пятнадцать. Когда постаревшего Цезаря пришлось отправить на заслуженный отдых, он рвался на арену, едва раздавалась привычная за столько лет музыка. Разбивая морду о прутья клетки, он заставлял страдать дрессировщицу, которая не знала, как ему помочь. Ветерана пришлось усыпить, и эта потеря стала большим личным горем для «железной леди» Ирины Бугримовой.

Львы были настоящей семьей этой уникальной женщины. За 45 лет на манеже в ее группе животных их было около восьми десятков (плюс еще двенадцать собак и восемь лошадей). И как в любой семье, не все в этих отношениях было гладко. За феноменальные трюки дрессировщица расплачивалась своим здоровьем.

«Сколько раз меня хирурги «латали»! – рассказывала дрессировщица. – Зашили, пошла работать. Завтра снова порвали, поломали, полморды оторвали. Без конца швы то накладывали, то снимали. Но я бы не хотела другой профессии, потому что сделала правильный выбор. Меня ведь никто так и не повторил – не смог».

Правильный выбор

Летом 1941 года следствием бунта любимых питомцев стало с полсотни швов на многочисленных рваных ранах Ирины Бугримовой. Лев Юлий тогда свалил ее с ног, чем воспользовался Гай, вцепившийся зубами в тело. В живых Ирина Николаевна осталась чудом, благодаря защите Цезаря и быстрой реакции Александра Буслаева. Дрессировщица не показала страха своим грозным воспитанникам.  После каждого нападения она входила в клетку победительницей, а если травмы случались во время выступления, то завершала номер, несмотря на боль и кровь. Однажды за такой подход едва не лишилась ноги – из-за угрозы гангрены лечение могло закончиться  ампутацией, и это счастье, что все обошлось.

А после «рукопожатия» льва Аракса в 1955 году укротительница могла недосчитаться трех пальцев – они повисли на сухожилии во время выступления в Сочи.

Двумя годами позже беда настигла Бугримову на гастролях в Польше: после удара львиной лапой в лицо артистка вынуждена была делать пластику, но и тогда довела выступление до конца, в очередной раз продемонстрировав настоящий героизм.

Следующей проверкой на прочность станет 1971 год, когда лев Нерон воткнул клыки в ногу упавшей в клетке Бугримовой на гастролях во Львове. И в том же городе состоялось последнее выступление артистки в 1976 году, когда ее пришлось отбивать от хищников на манеже. Лишь после этого случая укротительница решила поставить точку в своей цирковой карьере. Выступала она до 66 лет, а потом еще много лет помогала молодым дрессировщикам осваивать премудрости опасного ремесла.

Последние годы компанию укротительнице составляла кошка – но уже не дикая, а домашняя. Но и на пенсии Бугримова оставалась активной и деятельной: возглавляла Совет ветеранов Российского цирка, принимала экзамены в училище циркового и эстрадного искусства, писала мемуары. А после перелома шейки бедра в 86-летнем возрасте Ирина Николаевна не задержалась в инвалидной коляске – быстро встала на ноги и даже надела каблуки.

20 февраля 2001 года 90-летняя Ирина Бугримова не проснулась. Она скончалась во сне от сердечного приступа. «У меня нет на сердце осадка, что чего-то не сделала или сделала не так, — подытожила свою жизнь Герой социалистического труда и кавалер шести орденов Ирина Бугримова. — И получила я от жизни всё, о чем можно было бы мечтать…».

 

© Вячеслав Капрельянц, 2017


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.