18 ноября исполнилось 24 года со дня смерти Зиновия Гердта (1916-1996), который в начале карьеры получил "черную метку", казалось бы, поставившую на актерской профессии крест.
18 ноября исполнилось 24 года со дня смерти Зиновия Гердта (1916-1996), который в начале карьеры получил "черную метку", казалось бы, поставившую на актерской профессии крест.
Во время ВОВ Гердт был тяжело ранен. После 11 операций, ему удалось сохранить ногу, но хромота осталась навечно.
А где может найти применение начинающий хромой актер?
За ширмой театра кукол Сергея Образцова Гердт простоял 36 лет, добившись поистине мирового успеха. Что же заставило его в конце жизни воскликнуть: «Не говорите мне о куклах: я о них слышать не могу!»?
О том, как именно актер попал к Образцову, имеются разночтения. По рассказам самого Гердта, он пришел в театр кукол, сразу выйдя из больницы. Есть, однако, воспоминания, как актер обивал пороги разных студий, слыша вердикты вроде: «Если так пойдет и дальше, скоро мы будем принимать в театр глухих и заик».
И еще: театр Образцова был не первым кукольным театром в творческой биографии Гердта. Еще в 1937 он трудился в театре кукол при Московском дворце пионеров.
Образцову хватило одного показа, чтобы взять Гердта в труппу. У Гердта был выразительный голос… Подвижные руки… Физическая сила...
Гердт с Апломбовым
Начав с роли чтеца в спектакле «Маугли», Гердт выбился в премьеры. Этому способствовали роли черта в «Чертовой мельнице», Адама в «Божественной комедии», а, главное, конферансье Апломбова в «Необыкновенном концерте».
С «Необыкновенным концертом» труппа Образцова увидала весь мир. Гердт выезжал в страну будущих гастролей дня на три вперед театра, дабы на местном материале написать репризы для своего конферансье. После чего зубрил страницы текста на чужом языке.
Гердт отдавался игре за ширмой в полную силу, признаваясь:
«Я этим занимался серьезно. Я за всю жизнь ни разу не опоздал на репетицию, не выпил перед спектаклем и готов был убить кого-нибудь, если от кого-нибудь пахнет спиртным, я просто ненавидел этого человека и всегда очень любил играть, скажем, «Необыкновенный концерт».
Сергей Образцов
Как складывались отношения с Образцовым? Сначала нормально. Режиссеру даже удалось Гердта поразить:
«В театре было все — интриги, несправедливости, любимчики. Все как везде. Но что особенно отличало Образцова — аллергия на любые проявления национализма. Сколько прекрасных поступков совершил этот человек в те жуткие годы… Как-то (в период борьбы с космополитами) в театр пришел приказ из министерства — сократить четырех человек в оркестре. Образцов собрал худсовет, обрисовал ситуацию и говорит: предлагаю сократить Иванова, Петрова, Сидорова и Новикова (фамилии я точно не помню).
А это лучшие музыканты! Я вскричал: «Сергей Владимирович, в своем ли вы уме?! Давайте сократим Гомберга, Файнберга, Цыперовича… Это слабые музыканты, оркестр с их уходом ничего не потеряет!» Образцов побелел и сухо произнес: «Товарищи, совсем забыл, мне надо срочно переговорить наедине с Зиновием Ефимовичем». А затем набросился на меня, как барс: «Вы что, идиот? Вы не понимаете, что творится в стране?! Где Гомберг, Файнберг найдут работу, их семьи умрут с голода! А Иванова, Петрова с радостью возьмут в любой оркестр!» Вот так поступил истинный русский интеллигент».
Из-за ширмы театра кукол Гердт сначала переместился в дубляж (как шикарен был его голос за кадром в «Фанфане-Тюльпане»), а затем в кино. В 1967 он сыграл главную роль в фильме Петра Тодоровского «Фокусник», в следующем году предстал в экранизации «Золотого теленка» Паниковским. Ну и пошло… «Соломенная шляпка», «Место встречи изменить нельзя»… Скоро актер уже воспринимался самостоятельной от Образцова единицей. И тут выяснилось, что не все его в Образцове устраивает.
Гердт в роли Паниковского
Гердт перестал учитывать, в чьем именно театре он работает, споря с руководителем. Со своей стороны Образцов ревновал Гердта к славе. Актер говорил:
«Образцов был ужасно ревнивый, до смешного. Если мне много аплодировали… …он не мог этого вынести и выбегал на сцену, чтобы я недолго стоял перед аплодисментами».
А потом Гердт в театре кукол чувствовал застой. Ладно, стояние за ширмой, но ведь роль Апломбова была сыграна им свыше 5 000 раз, кто хошь дойдет до автоматизма, даже при возможности импровизировать.
Из театра Гердт ушел в 1982 году. В списке выездных заграницу не оказалось человека, за которого он ратовал. Гердт положил на стол загранпаспорт и сказал, что тоже никуда не поедет. Образцов пошел на попятную, но, вернувшись с гастролей, отправился в Министерство культуры, где выдвинул ультиматум: «Или Гердт, или я».
Есть еще одна версия происшедшего, рассказанная Валерием Хаитом. Гердт дружил с актрисой Еленой Сипавиной, которая, проиграв у Образцова несколько десятилетий, так и не выбилась в примы. Сгорела от рака. На поминках Гердт толкнул ту еще речугу.
«Сергей Владимирович! Я обвиняю вас в смерти Лёли. Это вы своим бездушием, своим безразличием ускорили ее смерть. Вы раздавали звания и награды, вы повышали зарплату всем коленопреклоненным, а тихую, талантливую Лёлю не замечали. Не видели и не хотели видеть ее страданий, ее отчаянья перед вашей несправедливостью…»
Взбешенный Образцов покинул поминки. На следующий день и состоялся его визит в Минкульт.
Ладно, время сгладило обиды, и Гердт нашел нужные слова, обращенные к Сергею Владимировичу.
«Со многим я был не согласен, многое не принимал в этом человеке. Но и сейчас я не могу не восхищаться его талантом, его человеческой сущностью».
Предлагаем вашему вниманию один из "Необыкновенных концертов"
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.