Владимир Шарапов – герой не только фильма «Место встречи изменить нельзя» (и романа «Эра милосердия», по которому и снят фильм), это сквозной персонаж нескольких произведений братьев Вайнеров. Его судьбу можно легко проследить по нескольким детективным романам и фильмам, снятым по этим книгам. А вот Глеб Жеглов так и остался героем только одного произведения Вайнеров. И, соответственно, одного фильма.
Нет, если бы не смерть Высоцкого, то, скорее всего мы бы смогли проследить его дальнейшую судьбу. По рассказам Вайнеров, Высоцкий очень хотел снять продолжение «Место встречи». Он пришёл к ним хорошо продуманной идеей, сюжетом следующего фильма. И буквально заставил их сесть за работу. Высоцкий умер, когда было написана уже около половины сценария. Никого другого в роли Жеглова сценаристы уже не видели. И сценарий так и остался незаконченным.
Владимир Высоцкий в фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", Одесская киностудия, 1979 год
Но это сценарий. А как же персонаж? Повзрослевший Шарапов же фигурирует в других книгах! Да. Вот только написаны они были практически все до «Эры милосердия». Фактически, выражаясь языком нынешнего времени, «Эра милосердия» - спин-офф. И после неё вышла всего одна книга, где один из героев был Шарапов – в 1978 году «Лекарство против страха», где он уже шеф МУРа (в тот же год она и была экранизирована, ещё до выхода «Место встречи»).
Но Жеглова в ней тоже не было. Почему?
Просто Глеба Жеглова к этому времени тоже уже не было в живых. И его судьбу можно проследить только по некоторым интервью братьев Вайнеров.
Владимир Высоцкий в фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", Одесская киностудия, 1979 год
Жеглов из книги и Жеглов из фильма – это совершенно разные персонажи. И внешне, и внутренне. Внешне Жеглова Вайнеры описали так:
В этот момент с шумом растворилась дверь, и в кабинет влетел парень - смуглый, волосы до синевы черные, глаза веселые и злые, а плечи в пиджаке не помещаются. Мельком взглянул, засмеялся - как пригоршню рафинада рассыпал:
- Ты Шарапов? Здорово! Жеглов моя фамилия...
Есть и косвенное упоминание о возрасте - всего на несколько лет старше Шарапова. Лично мне, при прочтении книги, представлялся некто похожий на молодого Ерёменко младшего.
Но это внешнее несоответствие. Внутренне было гораздо глубже. Георгий Вайнер как в одном из интервью рассказал, что «выдающийся сыщик Глеб Жеглов является по существу сталинским палачом. Для него не существует ценности человеческой жизни, свободы, переживаний. И совершенно очевидно для тех, кто помнит немножко историю, что вслед за событиями 45-46 года, описанными в романе, наступила волна чудовищных репрессий, где именно Жегловы отличились в корпусе МВД-МГБ неслыханными злоупотреблениями, неслыханными злодействами, потому что искренняя убежденность в правоте дела, которое они делают, безусловные личностные способности, отсутствие всяких моральных сомнений делало их страшным орудием». В фильме же огромное обаяние Высоцкого сместило акценты.
Владимир Высоцкий в фильме Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", Одесская киностудия, 1979 год
Но вернёмся к теме – что стало с Жегловым дальше. Об этом тоже сказал Вайнер в одном из интервью – после 1953 года, когда началось разоблачение культа личности, "сталинский палач" Глеб Жеглов покончил с собой.
Повторюсь, что всё сказанное Георгием Вайнером относится исключительно к литературному Жеглову, которого придумал он сам. У Жеглова, которого сыграл Высоцкий в фильме "Место встречи изменить нельзя", скорее всего была бы другая судьба. Его Жеглов скорее всего если бы и погиб, то в перестрелке на оперативном задании, но ни как не от суицида. Этого Жеглова Владимир Семёнович хотел показать в продолжении фильма. Но не успел...
Владимир Высоцкий и Владимир Конкин в фильме "Место встречи изменить нельзя", режиссёр Станислав Говорухин, Одесская киностудия, 1979 год
В отличии от Жеглова, дальнейшую судьбу Владимира Шарапова можно легко проследить по другим повестям и романам авторов.
Владимир Конкин в фильме "Место встречи изменить нельзя", режиссёр Станислав Говорухин, Одесская киностудия, 1979 год
Как я уже упомянул в начале, Шарапов на самом деле - это сквозной персонаж цикла книг "Следователь Тихонов", большинство из которых написано раньше "Эры милосердия". И в них он является начальником и наставником главного героя. По сути, выражаясь языком нынешнего времени, «Эра милосердия» - это спин-офф (или как это ещё называют в народе - вбоквел), когда из успешной серии книг или фильмов берётся второстепенный персонаж, и ему создаётся своя история.
И вот как выглядит служебный путь этого персонажа.
В 1945 году старший лейтенант Владимир Шарапов вернувшись в Москву с фронта становится оперуполномоченным оперативной бригады отдела по борьбе с бандитизмом Московского уголовного розыска. Описано в романе «Эра милосердия» и в фильме «Место встречи изменить нельзя» (в роли Шарапова – Владимир Конкин).
Владимир Высоцкий и Владимир Конкин в фильме "Место встречи изменить нельзя", режиссёр Станислав Говорухин, Одесская киностудия, 1979 год
К середине 60-х Шарапов уже в звании майора, командир группы захвата и наставник молодого инспектора уголовного розыска старшего лейтенанта Станислава Тихонова. Описано в повести «Часы для мистера Келли». По мотивам повести снят художественный фильм «Свидетельство о бедности», в котором действие было перенесено в Одессу, а майора Шарапова из МУРа заменили на подполковника Тарасова из ОБХСС. (сыграл Григорий Острин).
Григорий Острин в фильме «Свидетельство о бедности», режиссёр Самвел Гаспаров, Одесская киностудия, 1979 год
В конце 60-х – начале 70-х, Шарапов – подполковник и начальник отдела в МУРе (в котором работает Тихонов). Об этом говорится в повести «Ощупью в полдень» (не была экранизирована) и в романе «Визит к Минотавру» («наш славный шеф, подполковник милиции Шарапов»). В экранизации романа эту роль сыграл Владимир Самойлов. Вот только из подполковника МУРа его там сделали прокурором и изменили фамилию на Уваров. Но при этом он сам рассказывает в фильме, что пришёл в МУР после войны из полковой разведки, участвовал в поимке банды «Чёрная кошка».
Владимир Самойлов в фильме "Визит к Минотавру", режиссёр Эльдор Уразбаев, Киностудия имени Максима Горького, 1987 год
Кроме того, к этому периоду стоит отнести и действие романа «Я, следователь». В экранизации есть момент, когда следователь Микеладзе, сыгранный Вахтангом Кикабидзе, звонит на Петровку и разговаривает с сотрудником уголовного розыска Владимиром Шараповым. Не помню, вроде этого момента в книге нет. Да и сама книга к циклу про следователя Тихонова отнесена условно – авторы ни разу не назвали его по имени или фамилии, что и дало возможность в экранизации на студии "Грузия-фильм" сделать его следователем тбилисского УВД Микеладзе.
В повести «Гонки по вертикали» про подполковника Шарапова Тихонов говорит, что он был одним из работавших по делу Мосгаза и поймавших одного из первых советских серийных убийц – Ионесяна. Так же в повести упоминается супруга Шарапова – Варвара, роман с которой начался сразу после Великой Отечественной войны. В экранизации повести подполковника Шарапова сыграл Николай Засухин.
Николай Засухин в фильме "Гонки по вертикали", режиссёр Александр Муратов, Киностудия имени Довженко, 1982 год
Последнее книжное появление Шарапова приходится на конец 70-х. В романе «Лекарство против страха» (другое название «Лекарство для Несмеяны») – Владимир Шарапов уже начальник МУРа в звании генерала милиции. Роман экранизирован дважды – в 1978 году генерала Шарапова сыграл Георгий Жжёнов.
Георгий Жжёнов в фильме "Лекарство против страха", режиссёр Альберт Мкртчян, Свердловская киностудия, 1978 год
А в 1989 в фильме «Вход в лабиринт» - Юрий Горобец. Вот только генерала Шарапова заменили на полковника Голицина.
Юрий Горобец в фильме «Вход в лабиринт», режиссёр Валерий Кремнев, киностудия имени Максима Горького, 1990 год
В остальных же книгах про Тихонова Шарапов больше не упоминался.
Ну и осталось добавить, что практически весь цикл про инспектора Московского уголовного розыска Станислава Тихонова был экранизирован ещё раз в 2016 году в сериале с таким же названием – «Следователь Тихонов». В нём роль Владимира Ивановича Шарапова, наставника и начальника главного героя сыграл Сергей Шакуров.
Сергей Шакуров в сериале "Следователь Тихонов", режиссёр Александр Роднянский, Нон-стоп продакшн, 2016 год
Использованы кадры из художественных фильмов Одесской киностудии, киностудии им. Горького, киностудии имени Довженко, Свердловской киностудии
И фрагменты из интервью с Георгием Вайнером
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.