"Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор". С этой фразы, ставшей крылатой, начинается бессмертная и всегда актуальная комедия Н.В.Гоголя "Ревизор".
"Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор". С этой фразы, ставшей крылатой, начинается бессмертная и всегда актуальная комедия Н.В.Гоголя "Ревизор".
Но, несмотря на вечную актуальность, непременное изучение в школе и миллионы постановок привели к тому, что блестяще написанная пьеса уже не воспринимается остро, и заинтересовать ею сложно. Как только начинает звучать вышеуказанная фраза, все знают, что и как будет дальше...
Поэтому вряд ли в 1978 году стоило ждать от очередной экранизации "Ревизора" чего-то сногсшибательного. Тем более, что уже существовала вполне нормальная экранизация 1952 года. Пьеса тогда практически без изменений была перенесена на экран. Через 25 лет - новая экранизация. И фильм "Инкогнито из Петербурга" стал для Гайдая тем самым "пренеприятным известием" - потому что именно с этой работы начался спад зрительского интереса к фильмам Леонида Иовича...
"Пренеприятным известием" этот фильм стал и для Ролана Быкова. Причём здесь Быков?
А притом, что именно он должен был быть режиссёром новой экранизации! Ролан Быков очень давно мечтал о постановке "Ревизора" на экране, и его идею "Мосфильм" принял. С 1972 года постановка Быкова стояла в планах студии. Но запуск в течение пяти лет всё время откладывался. А в 1977 году постановку неожиданно отдали Гайдаю.
Вспоминает Елена Санаева, вдова Ролана Быкова:
"15 лет он пробивал "Ревизора", из которых пять лет стоял с этой картиной в планах "Мосфильма". И наш бывший министр кино Ермаш сказал: "Нет, сейчас мы это делать не будем", а через полгода отдал картину Леониду Гайдаю. Гайдай - сильный режиссёр, блестящий комедиограф, но всем было понятно, что ничего политически страшного в картине не будет, никаких аллюзий на нынешнюю ситуацию не предвидится. А от Быкова неизвестно, чего ждать, во всяком случае, было понятно, что помпезной всесоюзной премьеры не будет."
Не знаю, мечтал ли Гайдай о "Ревизоре". Очень может быть, что ему этот фильм всё же навязали. Хотя к этой пьесе он, можно сказать, уже обращался - в "12 стульях" театр "Колумб" ставил именно "Ревизора" (хотя в книге была другая пьеса Гоголя, "Женитьба").
На съёмках. Источник: vk.com/club1139572
Руководство студии, скорее всего, решило, что у Быкова действительно непонятно что получится - его предыдущие фильмы довольно разные по стилю. А Гайдай как раз снял несколько хороших экранизаций классики, три фильма подряд (по Ильфу и Петрову, Булгакову и Зощенко), и все три фильма имели успех у зрителей и делали кассу.
Не знаю, что вышло бы у Быкова. Ролан Антонович был очень талантливый человек, но не все его постановки были ровные. Например, экранизация "Нос", по тому же Гоголю, снятая в тот же период - на мой взгляд, не удалась (правда, то произведение нормально экранизировать вообще невозможно).
Как бы то ни было, но Гайдай за работу взялся. И хоть фильм далеко не лучший, Леонид Иович всё же старался, и придумал много находок.
Например, он не стал начинать с пресловутого "пренеприятного известия". Начинается фильм (ещё до титров) крысами, которые снятся городничему. После титров показаны картинки города N, и голодный Хлестаков, на глазах которого даже бездомные кошки и собаки что-то грызут, с грустью на всё это смотрит.
На съёмках "Инкогнито из Петербурга". С.Мигицко и Л.Гайдай. Источник: vk.com/club1139572
Фирменная эксцентрика, не всегда уместная, в "Инкогнито" везде по делу, и органично вписывается в ткань фильма. Наведение порядка в городе, временный ремонт моста с помощью солдатских плеч - всё достаточно концептуально и ритмично, да ещё и под музыку Зацепина.
Не обошёлся Гайдай и без знаменитых погонь. Коротенькая погоня в финале - все гонятся за Бобчинским и Добчинским. Опять же погоня - и по сюжету подходит, и без излишнего комикования.
Финал Гайдая, на мой взгляд, даже острее оригинала. Услышав весть о том, что приехал настоящий ревизор, чиновники достают бумажники и начинают проверять, сколько у них осталось денег - ведь и этому ревизору они будут пытаться давать взятку... Мне нравится этот финал - лучше, чем знаменитая "немая сцена".
Что вышло бы, если бы не вмешивалась цензура - мы уже не узнаем. А с цензурой Гайдай уже давно так сильно не сталкивался, как на этом фильме.
Режиссёр вспоминал:
"Первый раз меня долбанули в 58 году, за "Жениха с того света". Так шарахнули, что я долго не мог очухаться. Хотел забросить этот проклятый комедийный жанр... Во второй раз "ошпарили" ровно через двадцать лет, за "Инкогнито из Петербурга". Тоже досталось на орехи! Всё, что мне было особенно дорого, безжалостно вырезалось.
В первом варианте "Инкогнито" у меня было много по-современному острых сцен. Например, эпизод "Показуха", потом эпизод - дети встречают Хлестакова и торжественно преподносят ему цветы. И много других. Но всё вычистили! Все сцены, которые я не механически переносил из пьесы, а творчески обогащал, осовременивал, полетели в корзину. А в заключение, на последней инстанции, уже сам председатель Госкино Ермаш попросил убрать знаменитые гоголевские слова: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".
С.Чекан, Л.Куравлёв, А.Кузнецов, Л.Гайдай на съёмках. "Мосфильм".
Кроме вышеперечисленного, фильму не дали провести премьеру в Доме Кино и отпечатали ограниченный тираж копий.
Так что не права была Санаева. И у Гайдая были острые вырезанные сцены с аллюзией на современность, и всесоюзной премьеры тоже не было...
Тем не менее, считаю, что фильм всё же неплохой. На четвёрку. А вот к актёрскому составу кое-какие претензии имеются. Но об этом - чуть позже, в другой статье. Продолжение следует!
Источники: Ф.Раззаков "Наши любимые фильмы", газета "Бульвар".
Л.Гайдай, В.Невинный, А.Папанов. На съёмках. "Мосфильм".
Кстати, если Вы хотите узнать, где Гайдай снимался как актёр, то Вам —
Если Вам интересно, как он создал главное советское кинотрио — то об этом можно прочитать
А если вам любопытно, что Гайдай сделал в Болгарии с Натальей Селезнёвой —
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.