Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Джордж МакФлай из "Назад в будущее"

У актёра Криспина Гловера около сорока ролей в кино. Но для многих зрителей он так и остался папашей МакФлая из "Назад в будущее" - роль, которая сделала его знаменитым. Уж очень по душе пришёлся Джордж МакФлай зрителям.

Эта роль во многом - актёрская импровизация Гловера: в сценарии Джордж был выписан недостаточно подробно, и актёру с режиссёром приходилось придумывать движения и характер героя уже во время съёмок.

© Universal City Studios, Inc., 1985

Роль Джорджа досталась Гловеру во многом благодаря его сходству с главным героем, Марти МакФлаем - отец и сын должны быть похожи. Что? Марти и Джордж не сильно похожи? Просто Гловера утвердили на роль, когда Марти играл Эрик Штольц.

Эрик Штольц в роли Марти МакФлая и Криспин Гловер в роли Джорджа МакФлая в фильме "Назад в будущее". Кадр из рабочих материалов к фильму. © Universal City Studios, Inc., 1985

Ну а когда Штольца заменили на Фокса, менять "папашу" не стали (достаточно того, что заменили актрису на роль Дженифер).

Эрик Штольц в роли Марти МакФлая и Мелора Хардин в роли Дженнифер в фильме "Назад в будущее". Кадр из рабочих материалов к фильму. © Universal City Studios, Inc., 1985

Вот только сыграл Криспин Джорджа только в первом фильме. В продолжении актёр был заменён. Почему? Давайте разбираться.

Universal City Studios, Inc., 1985

Партнёры по съёмочной площадке вспоминали, что Гловер, хоть и был сущим наказанием, играл фантастически. Особенно тёплые отношения были у Гловера с Лиа Томпсон (Лоррейн).

Universal City Studios, Inc., 1985

Чего нельзя было сказать о режиссёре и сценаристе. Они вспоминают постоянные скандалы во время съёмок, а в конце, когда Гловер узнал финальную версию развязки фильма (которая за время съёмок несколько раз переделывалась), то вообще собирался подать жалобу (вот только кому?).

Universal City Studios, Inc., 1985

Актёру не понравилась материалистическая мораль финала фильма. Но проявил своё недовольство финалом он достаточно необычно. "Криспину не нравилась его одежда в этой сцене, - рассказывал Гейл, - он хотел, чтобы Джордж стал богемным человеком и выглядел, как эксцентричный профессор колледжа. Но этот образ не рассказывал нужную нам историю. Его легко можно было истолковать так, что Джордж по-прежнему остаётся чудаком, и потребовался бы целый диалог, чтобы объяснить его успех. Мы хотели всё показать визуально и сделали это с помощью рубашки поло, черных очков и теннисной ракетки. Криспин же пришёл на площадку одетый так, как он хотел, и попросил съёмочную группу посмотреть на него. Но такой вид никому не понравился. Продюсер сделал ему внушение и потребовал подчиниться режиссёру".

Universal City Studios, Inc., 1985

Гловер вызывал противоречивые чувства. Те, кто играли с ним в кадре, вспоминают излучаемый творческий блеск и здоровую эксцентричность. Тех же, кто работал за кадром, он ужасно раздражал и казался им странным в самом дурном в смысле. Но почти все согласны: "Джордж МакФлай - это и есть Криспин Гловер. Но только его контролируемая версия, не такой чокнутый, как настоящий Криспин".

Universal City Studios, Inc., 1985

Сам же Гловер вспоминал, что несмотря на своё недовольство сценарием, он всё время продолжал во время съёмок послушно делать всё, что от него требовали прежде всего от страха. Он помнил, как неожиданно уволили Эрика Штольца, даже не объяснив актёрам причину его увольнения, и это воспоминание оказалось сильнее моральных принципов.

И вот, когда Роберт Земекис и Боб Гейл всё же решили взяться за продолжение, то прежде чем сесть за сценарий, решили узнать, кто из участников первого фильма готов вернуться к своим старым ролям. Заполучив согласие Кристофера Ллойда, Майкла Дж. Фокса, Лиа Томпсон и Тома Уилсона, долшла очередь и до Гловера. И что? Гловер согласен вернуться к роли папаши МакФлая. Но! Только если его гонорар составит 1 млн. долларов (за съёмки в первой части его гонорар составил около 60 тыс. долларов), не считая бонусов с проката. И это не всё. Ещё одно обязательное условие - согласование с ним всех изменений сценария в отношении его героя и утверждение им всех диалогов Джорджа Макфлая. Так рассказывает сценарист Боб Гейл. Он ответил агенту Гловера отказом (переговоры вёл он, т. к. Земекис был занят на съёмках "Кто подставил Кролика Роджера"). Гейл предложил Гловеру подумать и вернуться через пару недель с более разумным предложением. Иначе он исключит его из сиквела.

Universal City Studios, Inc., 1985

У Гловера есть своя версия событий. Он утверждает, что Земекис и Гейл изначально не хотели вести честные переговоры с его агентом из за скандалов во время съёмок первого фильма и за участие во второй части ему был предложен в два раза меньший гонорар, чем остальным участникам съемочной группы.

Но угроза снимать сиквел без Гловера не означала, что в сценарии не будет Джорджа. Просто в первом варианте сценария, который из-за занятости Земекиса Гейл почти полностью написал один, роль Джорджа оказалась намного меньше, чем в первом фильме. Было еще не понятно, вернется ли Криспин Гловер — Гейл сомневался в этом, но сохранял возможность для переговоров на тот случай, если актер и его представители будут готовы к нормальной беседе, — но одна вещь была теперь обеспечена: если актер будет участвовать, то он будет играть дурака. Гейл решил построить историю вокруг тех актеров, которые были доступны. Поэтому в альтернативном варианте развития событий в 1985 году Джордж умирал.

Universal City Studios, Inc., 1989

Вопрос о том, кто будет играть Джорджа оставался в подвешенном состоянии до последнего момента. Когда до начала съёмок оставалось всего несколько недель, позвонил агент Гловера и сказал, что его клиент считает ошибкой его отказ от съёмок. Гейл ответил, что рад этому, но уже переписывать сценарий никто не будет, и роль Джорджа будет очень маленькой. И платить Гловеру будут столько же, сколько Тому Уилсону и ни пенни больше. Гловер в итоге уволил агента и нанял новых. Но Гейл занял принципиальную позицию, и когда новые агенты пришли торговаться, то ещё снизил ставку. Криспин Гловер, естественно, отказался.

Но нового Джорджа Макфлая всё равно нужно было искать. Им стал актёр Джеффри Вайсман. Его пригласили под предлогом поиска дублёра Гловера, и на прослушивании утвердили на роль. Вайсман был мало похож на Гловера, поэтому ему на лицо наложили грим из латекса.

Universal City Studios, Inc., 1989

Вайсман был счастлив, что получил возможность сняться в сиквеле "Назад в будущее". Но уже в первый день на съёмках энтузиазм его улетучился. "Всё было очень странно, - рассказывал он, - люди очень странно на меня реагировали". Для одних он был спасителем, для других имитатором, для третьих шрейкбрехером.

Когда Майкл Дж. Фокс в первый день их совместной работы увидел Вайсмана, то он долго смотрел на него, потом усмехнулся и сделал пророческое заявление: "Ну, Криспину это совсем не понравится".

А вот что вспоминала Лиа Томпсон: "Если честно, то мне было неприятно, что в сценах со мной играл Вайсман. Это было для меня тяжеловато, потому, что Криспин играл фантастически. Он был гениален. И было тяжело смириться, что его с нами нет. У возвращения к этим сценам был горьковатый привкус. Криспин не снимался во второй и третьей частях, а Эрика уволили из первого фильма, поэтому у меня остались плохие чувства, смешанные с прекрасными ощущениями из-за участия в этих потрясающих фильмах".

"Я чувствовоал, что Лие Томпсон не слишком комфортно, - рассказывал Вайсман. - Ей, конечно, было неприятно целоваться с мужчиной в маске". Вайсман понял, что ему не заменить Криспина в её глазах, да он и не пытался. Он только хотел, чтобы к нему относились, как к актёру, который делает своё дело, к коллеге, а не как к ненужному утешительному призу".

Universal City Studios, Inc., 1989

Чем закончилась эта история? 15 октября 1990 года адвокат Гловера подал иск о злоупотреблении внешним видом Криспина Гловера. Актёр утверждал, что раз на Вайсмана надевали накладки, придававшие ему вид Гловера, и приказывали подражать его голосу, манерам, то продюсеры злоупотребили его интеллектуальной собственностью и правом на публичное использование. Мало того, актёр утверждал, что это было сделано со злым умыслом из-за раздражения по поводу неудавшихся переговоров.

Ответчики не соглашались с версией событий, изложенных Гловером, утверждали, что честно вели переговоры, а Джордж - это созданный ими персонаж.

Universal City Studios, Inc., 1985

Дело так и не дошло до суда. В июле 1991 года обе стороны договорились в досудебном порядке о выплате оставшейся неизвестной суммы, предположительно равной 500 тыс. долларов. Кроме того, Гловер получил деньги от создателей за использование некоторых кадров с ним из первой картины. И в итоге суммарно ему заплатили как раз ту сумму, которую он заработал бы, участвуя в сиквелах.

Вайсман же, пытался использовать своё участие в известной картине для получения хорошей работы. Но его сочли "кротом" и участником иска Гловера (Гловер прежде чем подать иск, звонил Вайсману и всё подробно распросил). В итоге Вайсмана внесли в чёрный список, и его долго никто не хотел снимать.

Universal City Studios, Inc., 1985

[Источники...]

Использованы кадры из художественных фильмов "Назад в будущее" и "Назад с будущее 2" режиссёра Роберта Земекиса
фотографии со съёмочной площадки фильмов
и фрагменты книги Касина Гейнса "Назад в будущее. История создания" в переводе Тамары Эйдельман


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.