Вообще-то Вилли Токарева звали Вилен. Его отец, Иван Токарев, потомственный кубанский казак, танкист, прошедший Великую Отечественную, патриот своей страны, дал сыну имя в честь В.И.Ленина – ВИЛен. А «Вилли» он стал уже в эмиграции в США.
Вообще-то Вилли Токарева звали Вилен. Его отец, Иван Токарев, потомственный кубанский казак, танкист, прошедший Великую Отечественную, патриот своей страны, дал сыну имя в честь В.И.Ленина – ВИЛен. А «Вилли» он стал уже в эмиграции в США.
Назвать юность Вилли Токарева тяжелой никак нельзя. Семья – обеспеченная, отец после войны работал на руководящих должностях на предприятии по производству ракетной техники. Юный Вилен окончил мореходку, и на торговом судне попутешествовал по миру – от Китая и Африки до Франции и Норвегии.
Потом окончил музучилище по классу контрабаса в Ленинграде, играл джаз в знаменитых ансамблях Анатолия Кролла и Жана Татляна. Аккомпанировал супер-звезде советской эстрады Эдите Пьехе. Написал несколько песенок, которые исполняли сама Пьеха и ещё одна звезда – Вадим Мулерман. Сам Мулерман! В одном из интервью Токарев признался, что авторские отчисления от этих песенок позволяли ему вообще не работать…
Для тех, кто не в курсе: в СССР при его «уравниловке» таки были реальные богачи – эстрадные звёзды и их обслуга. Почему-то именно в этой области советская идеология позволяла жить по-западному. Только там, на эстраде, существовало авторское право и авторские отчисления. Во всех остальных областях – нет.
Гениальный учёный Жорес Алфёров, изобретатель светодиода, лампы и экраны которого сейчас освещают весь мир, жил в те годы на скромную зарплатку кандидата наук, рублей 220-230, примерно. А эстрадные поэты и лабухи за пару написанных ими песенок «могли вообще не работать»…
Но Вилену Токареву такая жизнь всё-таки не нравилась. Его контрабасный джаз не был в фаворе на больших эстрадах СССР. А ему хотелось большего – издавать свои пластинки, выступать на ТВ… И он эмигрировал в США в 1974 году, на 40-м году жизни. Для меня это – реально загадка. Как в 1974 году потомок кубанских казаков, ни разу не еврей, мог эмигрировать по израильской (!) визе?
Сам Вилен-Вилли это объяснял так: друзья прислали «вызов» из Израиля, а потом ему позвонили из Органов и сказали «чтобы вашего духа не было через неделю». То есть, просто выдворили…
Сдаётся мне, офицер из Органов, решавший вопрос выезда Вилена Токарева за рубеж, был изрядным юмористом. Поглядел, послушал песенки этого 40-летнего инфантила и, посмеиваясь, решил: а поезжай! Славы и «платиновых дисков» тебе захотелось? Аншлагов на Бродвее? Призов в Сан-Ремо? Флаг тебе в руки, вперёд!
Так Вилен стал «Вилли». И хреново же пришлось этому «Вилли» в благословенной Америке. Его херовенький советский контрабасный "джаз" оказался никому не нужен.
После безмятежной тусовочно-алкогольной жизни в подтанцовке у Пьехи Вилли пришлочь пять лет трудиться разнорабочим, почтальоном, таксистом, чтобы накопить денег на издание первой пластинки с собственными песенками. Тираж пошел в мусор. Накопил на вторую, издал, его заметили. Но не бродвейские продюсеры, а еврейская русскоязычная эмиграция.
Пик американской карьеры Вилли Токарева был – ресторанный певец. Развлекал под водочку и пельмени посетителей ресторанов «Садко», «Одесса» и «Приморский» на Брайтоне. Брайтонская публика сначала записала его в евреи (а кто ж ещё?) но потом, узнав, что он из кубанских казаков, присвоила ему звание «почётный еврей Брайтона»...
Так бы, собственно, и сгинул талантище (еврейский казак) в кабацком дыму в США, но в СССР грянула перестройка. После унылой Пьехи и намозолившего уши Мулермана публике захотелось чего-то весёленького, необычного. Ласковых-маев там, поющих-трусов каких, уголовной романтики, эмигрантщинки…
Возвращение Вилли Токарева в СССР в конце 1980-х было воистину триумфальным. Его откопала и раскрутила великая Примадонна пошлятины – Алла Пугачёва. Сначала устроила ему турне на 70 концертов по городам Союза, а через год – ещё одно.
В обеспечение пиара про Вилли был даже снят и показан по центральному ТВ документальный фильм «Вот я стал богатый сэр и приехал в ЭСЭСЭР». Хотя, какой он там был в Америке – «богатый сэр»? Что, разбогател в ресторане «Одесса» на Брайтоне? Не-е-ет, богатым Вилли стал уже в СССР времён перестройки.
Сколько на нём заработала Пугачёва – не знаю, но думаю раз в пять больше, чем он сам. Но Вилли стал реально – миллионером. Как минимум – рублёвым. Его «небоскрёбы, а я маленький такой» неслись из каждого репродуктора на рынке, из каждой «копейки»-такси. Вилли собирал огромные залы и был нарасхват на самых крутых бандитских корпоративах 1990-х. Он пёк пластинки как блины. С момента возвращения в СССР он выпустил более 40 (!) альбомов. Битлз скромно курят в сторонке...
В 1970-е в СССР ходила шутливая поговорка: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь». Вилли эту поговорку блестяще подтвердил. Русский, сын фронтовика, сытый, благополучный, обласканный советской эстрадой 40-летний оболтус, он стал евреем-отказником-эмигрантом в «страну Свободы», где его джазовый талант расцветёт в полной мере, как ему казалось…
И не он такой один был, так думали в СССР десятки музыкантов, артистов, писателей, журналистов и прочих «творческих» людей. И уезжали. Уехала яркая певица Жанна Агузарова, уехали артисты, любимцы зрителей СССР -- Олег Видов и Савелий Крамаров. Ни у кого из них талант не «расцвёл» в Стране Свободы. Наоборот…
К чему я про Вилена-Вилли вспомнил? А забавно стало. Из России было много «волн эмиграции». Революция, гражданская война, ленинско-сталинские «философские пароходы», эмиграция нацистских коллаборационистов в 1945-м, еврейские эмиграционные «волны», первая, вторая, третья… Сейчас происходит для меня – феномен – «путинская» эмиграция.
Вот, кажется, зачем СЕЙЧАС эмигрировать? Купи себе билет и съезди в Париж (Нью-Йорк, Ригу). Поселись там, поработай, понюхай «заграницу»… Зачем уезжать, хлопая дверью? А вдруг не понравится? Вернёшься...
Так нет! Время от времени некая «творческая личность» торжественно объявляет «не могу жить в Мордоре!» и удаляется с гордо поднятой головой. Удалился в Канаду главный бандит «Бандитского Петербурга» актёр Серебряков. Правда, не весь. Семью перевёз, а сниматься всё-таки ездит в Москву, в римейке «Доктора Хауса», паршивеньком сериале. Нахрен он сдался в Канаде, актёр с испитой внешностью? Удалился в Эстонию и «музыкальный критик» Артемий Троицкий. Сейчас сидит в Эстонии и ноет: не приняли меня эстонцы, не нужен я им… Этот ещё может вернуться, я полагаю…
Но есть и конкретные пацаны, которые «сожгли мосты» – два брата-акробата – актёры Горбунов и Пашинин. Эти – реально кретины. Они на заре Майдана и печенек Нуланд рванули на Украину: «Не можем жить при Путине, Порошенко – наш президент!». А Порошенко на Украине уже и нет, отменили. И денег там нет, особенно для актёров-эмигрантов, их там и не было никогда. Своим актёрам не хватает.
Прикольно: актёр Пашинин успел повоевать в «АТО», то есть, обратный ход в Россию ему противопоказан. Актёр Горбунов снялся в антироссийском сериале, грех как бы небольшой, но по дороге он окончательно спился. Сейчас подрабатывает в Киеве дворником за еду…
Вилли Токарев не хлопал дверью. Он просто уехал за «забугорной мечтой», наивный инфантильный советский человек, начитавшийся «Плейбоя» и наслушавшийся «голосов». В те времена, когда билет ТУДА был – в один конец. Рискнул, хлебнул «западной свободы» по полной. Вернулся и стал «богатым сэром в СССРе». Интересная судьба...
Вилли Токарев недавно умер. Он неплохой был мужик, не злокачественный, помянем. Вряд ли его песни войдут в «золотой фонд культуры», но некоторые мне казались вполне симпатичными.
Хоть и не мой формат.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.