8 лет назад ушла из жизни знаменитая актриса Ия Саввина. А 60 лет назад в Крыму, Москве и Ленинграде режиссер Иосиф Хейфиц снимал фильм «Дама с собачкой» по одноименному рассказу А. П. Чехова. Главные роли сыграли звезда советского кино Алексей Баталов и никому не известная на тот момент Ия Саввина, выпускница журфака без профессионального актерского образования.
Это позже она станет звездой фильма «Гараж», позже заслужит репутацию «неудобной актрисы, с которой безумно интересно», а тогда ее дебют в кино перевернул ее жизнь и заставил отказаться от планов на будущее…
Экранизировать произведение Чехова на «Мосфильме» планировали к столетию писателя, а поручили этим заняться мэтру советского кино Иосифу Хейфицу. Он согласился не раздумывая, но в тот же вечер пожалел об этом: перечитав рассказ «Дама с собачкой», режиссер понял, что перенести этот сюжет на экран будет крайне сложно, ведь весь Чехов – не во внешнем действии, а в подтекстах и полутонах.
Однако Хейфицу все же удалось создать психологически глубокую, тонкую и пронзительную киноверсию литературного шедевра. Свое решение впервые взяться за экранизацию русской классики режиссер объяснял так: «Чехов видел в обычном необычное. Эта черта его творчества близка и понятна мне... Кроме того, в этом рассказе выражены нестареющие призывы к красоте человеческих отношений. И думается мне, что они и сейчас могут прозвучать вполне современно. Чехов – наш союзник в борьбе с остатками пошлости».
В начале лета 1959 г. съемочная группа приехала в Крым, в Ялту, и пробыла там до осени. Работали только по утрам – в ранние часы на набережной было не так много народу. Но тем не менее желающие получить автограф у Алексея Баталова всегда находились и в это время. На тот момент актер уже был настоящей звездой, после выхода фильмов «Большая семья», «Мать», «Летят журавли» и «Дорогой мой человек», где актер исполнил главные роли.
Ия Саввина на тот момент была выпускницей факультета журналистики МГУ, где часто участвовала в постановках студенческого театра и в шутку называла себя «лучшей актрисой среди журналистов». Там ее и увидел Алексей Баталов и посоветовал режиссеру обратить внимание на непрофессиональную актрису – на сцене она была очень органичной.
Актер рассказывал: «…когда я увидел на сцене Саввину, сразу почувствовал: она – это нечто особенное. Ия не из тех эффектных женщин, глядя которым вслед мужчины сворачивают головы. Она абсолютно простая, и красота у нее другая. Но взгляд почему-то останавливался именно на ней».
Хейфиц доверился интуиции Баталова и утвердил дебютантку на главную роль.
Многие поражались тому, как молодая девушка без профессионального образования может так тонко передать чувства своей героини – да что ей вообще может быть известно о страдании в 23 года? Немногие знали о том, что в этом ей помог личный трагический жизненный опыт – за год до этого Ия Саввина родила сына Сергея, у которого оказался синдром Дауна. Этот диагноз стал для нее настоящим потрясением, но она и не думала отступать и всю жизнь продолжала бороться за полноценную жизнь ребенка, отказавшись отдать его в специнтернат.
Позже актриса признавалась: «Сережа рос, и учился, и знает наизусть сотни стихов, и говорит по-английски… Если бы он не был болен, он был бы, думаю, гением, – но он и с лишней хромосомой полноценней иных здоровых... Никого, однако, не хочу обманывать. Мне было очень трудно. Но зато я смотрю на свою жизнь без отвращения и стыда, а это кое-чего стоит».
На съемках дебютантке не делали никаких поблажек. Иногда режиссер, добиваясь максимально правдоподобного поведения актрисы на съемочной площадке, специально доводил ее до слез, а потом давал команду «Мотор!» После таких встрясок Ия долго не могла прийти в себя, и Хейфиц отпаивал ее чаем и утешал. Но благодаря этому родились самые пронзительные сцены в фильме.
«Дама с собачкой» стала настоящим триумфом для Ии Саввиной. О талантливой дебютантке заговорили не только в СССР, но и за рубежом. Фильм получил несколько престижных премий: на Международном кинофестивале в Каннах в 1960 г. Саввина была удостоена специальной премии, а режиссеру достался Приз лучшей национальной программе «За гуманизм и исключительные художественные качества», в том же году в Лондоне Хейфиц получил почетный диплом за режиссуру, а в 1961 г. Британская киноакадемия присудила «Даме с собачкой» диплом «За изобразительное решение фильма».
Федерико Феллини признавался, что пересматривал «Даму с собачкой» несколько раз, Марчелло Мастроянни говорил, что счел бы за честь сыграть в таком фильме. А в 2004 г. во время Международного телекинофорума в Ялте на набережной открыли памятник Чехову и его знаменитой героине – Даме с собачкой.
Однако самым ценным вознаграждением для Саввиной стало признание ее знаменитых коллег, в частности, Фаины Раневской, которая написала ей письмо. Позже актриса рассказывала: «Когда увидела подпись «Раневская», я не поверила своим глазам, просто обомлела. Мы не были знакомы. Она нашла адрес и нашла возможность, и желание появилось у нее написать мне о «Даме с собачкой».
В год выхода фильма Ию Саввину пригласили в труппу Театра имени Моссовета, где ей посчастливилось выступать вместе с Раневской на одной сцене.
Несмотря на успешно начавшуюся актерскую карьеру, Саввина еще какое-то время не отказывалась от своих планов связать жизнь с журналистикой. Позже она рассказывала: «Я продолжала писать до середины семидесятых, пока в какой-то момент рука не перестала тянуться к перу, перо – к бумаге… Эта потребность исчезла в одночасье, но принадлежностью к МГУ – не к театру МГУ, хотя и он был прекрасен, а к самому университету – этим я по-прежнему горжусь... Когда начался театр, я сразу для себя решила, что писать отрицательные рецензии теперь не имею права, и писала только о том, что мне нравилось. После статьи о Юрском великий театровед Бояджиев сделал мне самый драгоценный комплимент: не знаю, сказал он, какую там даму с собачкой сыграла Саввина, но статья ее образцовая».
Однако со временем увлечение кино и театром постепенно вытеснило все другие занятия.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.