Основными претендентами на роль Фокса были Борис Химичёв из Театра им. Маяковского и Валентин Рыжий из Таганки.
Химичев был утвержден и даже начал сниматься. Но, как сказал заместитель директора фильма "Место встречи..." Владимир Мальцев, в кителе и галифе Химичёв выглядел настоящим белым офицером, что противоречило сценарию. Станислав Говорухин вспоминает немного по другому - ему Химичёв показался наоборот, через чур современным.
И вот тогда Высоцкий и предложил попробовать Александра Белявского. В Москву из Одессы полетела телеграмма "Надеемся на вашу отзывчивость, предлагаем роль Фокса в картине "Эра милосердия". Верим, что не откажетесь". Но в Москве Александра Борисовича не оказалось. Он только что получил шесть соток в деревне Ершово и собирался их благоустраивать. Но когда узнал, что в фильме снимаются Юрский, Конкин, Высоцкий и Джигарханян, бросил заступ и сел на самолет.
Работа для него началась с эпизода, где Фокс попадает к Шарапову на допрос. Она была полностью снята Владимиром Семеновичем - Говорухин задерживался в какой-то поездке. "Я паниковал жутко - все никак не мог нащупать рисунок роли, раскусить характер Фокса, - вспоминал Александр Борисович. - И тогда Володя без пижонства и назидательности сказал мне очень точную фразу: ты играй не бандита, а человека, который очень себя уважает. Мне вдруг стало так легко!"
Сцену допроса снимали 26 июня 1978 года. Утром Александр Белявский пришел на съемочную площадку. Ему нарисовали какие-то царапины на лице, можно идти в павильон репетировать. "А я сижу, смотрю в зеркало "на этого" (в отражении), хочу сказать себе, мол, я Фокс, — и не могу! Вижу в зеркале Сашу Белявского! Думаю, дай-ка я себе лицо изменю. Прошу у гримерши кусочек ватки, кладу за щеку, как будто опухоль. Противно! А дело было летом. Июнь месяц, вишня в Одессе поспела, все наварили вишневого варенья. Вижу, девочки, закончив свою работу с гримом, уселись пить чай именно с вишневым вареньем. Взял ватку, как следует извозил ее в варенье и засунул в рот. А варенье жидкое, если на вату надавить языком, то будто кровь по подбородку течет! Хорошо! Уже есть за что зацепиться!
И я на допросе был занят в основном тем, что представлял последствия того, как меня брали. Я же там сквозь витрину прыгал. И я полез языком к этой ватке, надавил на нее, и чувствую, что у меня из края рта потекло что-то. Я пальцем дотронулся, смотрю - вроде как кровь. Но Фокс-то себя уважает! Ну, не об себя же! Не о френч же вытирать. Правда? Я взял и об стол следователя со смаком промазал. Это не репетировалось, не искалось. Это произошло. И это вошло в фильм..."
После выхода картины к актёру подходили люди и спрашивали, мол, сидел? Белявский честно отвечал, что нет. А они не верили и напоминали про кровь на столе следователя. "Бывает и так - актерская импровизация - на ходу придуманные реплика или жест, не прописанные в сценарии и вошедшие в фильм, - часто становится одним из самых запоминаемых зрителями эпизодов в картине!"
Источники
www.spb.kp.ru/daily/24401.3/576608/
www.dnevniki.ykt.ru/roman/715200
www.stereo.ru/before/play_person.php?article_id=275.html
www.vysotsky.ws