Он отправился на прием к тогдашнему председателю Госкино А. Романову, но тот мгновенно остудил его пыл. Романов заявил, что другой режиссер - Михаил Швейцер - уже снимает вторую часть дилогии про Остапа Бендера "Золотой теленок", поэтому браться за "12 стульев" сейчас не время: дескать, надо подождать и посмотреть, что получится у Швейцера. Гайдаю не оставалось ничего иного, как взяться за другую работу. И тут как нельзя вовремя подоспел новый сценарий, сочиненный давними партнерами Гайдая Морисом Слободским и Яковым Костюковским. Он назывался "Контрабандист"
Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения коротенькой заметки в еженедельнике «За рубежом». В ней рассказывалось об одном попавшемся контрабандисте, который через границу между Италией и Швейцарией пытался в гипсе перевести драгоценности. В итоге в начале марта 1967 года на "Мосфильм" поступила заявка на сценарий, а 22 марта со сценаристами был заключен договор. Согласно заявке, сюжет сценария должен был быть таким: простой советский человек Семен Семеныч Павлик (позже его переименуют в Тимошкина, а к началу съемок он обретет свое окончательное имя - Горбунков), отправившись в заграничное турне, совершенно случайно оказался в центре контрабандной махинации: перепутав его со своим коллегой, контрабандисты спрятали в гипсе, наложенном ему на руку, бриллианты.
Практически все лето Слободской и Костюковский писали литературный сценарий будущего фильма. Чуть позже (осенью) к ним присоединился Леонид Гайдай. Поскольку с троицей в лице Балбеса, Труса и Бывалого было решено покончить раз и навсегда (хотя в мае 1968 года в "Советской культуре" Юрий Никулин призывал Гайдая не ставить на троице окончательный крест и продлить ей жизнь в одном из будущих фильмов - идея одного из сценариев была такой: троица, организовав концертную бригаду, отправляется в турне по стране, однако Гайдай, судя по всему, от этих масок устал), в новом сценарии была придумана другая троица: Граф, Механик и Малыш.
31 октября 1967 года в творческом объединении "Луч" состоялось обсуждение сценария "Контрабандист". В целом он был одобрен, но высказывались и отдельные замечания. В частности, было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более выпуклой роль милиции (а то, мол, она слишком пассивна), сократить троицу до двух человек, убрав Малыша
С 1 февраля начались интенсивные переговоры с актерами, претендовавшими на главные и второстепенные роли, репетиции. Главная роль Семена Семеновича Горбункова - писалась исключительно на Юрия Никулина. Ему даже под это дело в "Союзгосцирке" дали специальный отпуск сроком на полгода, чего ранее никогда не делали. Но Гайдай теперь был в фаворе и мог попросить о таком одолжении кого угодно.
Между тем, на другие роли явных претендентов не было. С одной стороны, режиссёру было легче работать с "актёрами из обоймы", уже проверенными в предыдущих фильмах. Но с другой стороны, за ними уже идёт шлейф уже сыгранных ролей и образов.
На роль Геши Козодоева по кличке "Граф" пригласили пятерых актёров
Вот, к примеру, в образе "Графа" Валерий Носик. Гайдай пробовал его ещё на роль Шурика в "Операцию "Ы". Но сыграл он там, как вы помните студента-картёжника.
А это "Граф" в исполнении Михаила Пуговкина, тоже игравшего до этого у Гайдая в "Операции "Ы".
А вот Рудольф Рудин у Гайдая не снимался, но зрителю он был знаком как пан Гималайский из "Кабачка "13 стульев".
Но Носика и Рудина Худсовет зарубил сразу с формулировкой "Не подходят".
Сам же Гайдай склонялся к двум другим претендентам - Георгия Вицина (которого к этому времени уже успел снять в пяти фильмах)
И нового для себя актёра - Андрея Миронова
Именно из них Худсовету и предстояло выбрать на итоговом заседании. Вот фрагменты из этого заседания.
"Вицин или Миронов? Все зависит от замысла. Если в старой традции — то Вицин, если по-новому — Миронов. Вицин — не новая роль, а повторение характера, ранее сыгранного..."
"Пробы мне очень понравились. Хорош Никулин, Папанов. Надо брать на роль Графа Миронова — он очень убедителен..."
"Мордюкова мне нравится. Папанов — занятой актер, но я целиком и полностью за него. Миронов — блестяще подходит к этой роли..."
"По сравнению с Вициным Миронов на коне. Но и Миронов мне не кажется 100 % попаданием. Он все еще кривляется. Окончательно сказать "да" за Миронова не могу..."
"Граф — Миронов мне понравился. Здесь, мне кажется, снайперское попадание. С Никулиным он удивительно кооптируется. Абсолютно точно!.."
"Миронову в кино не везет. Убежден, что Гайдай сделает из него комедийного актера..."
Как видите, в подавляющем большинстве Худсовет был именно за Миронова.
А Михаилу Пуговкину тогда Гайдай предложил примерить на себя роль Лёлика (по кличке «Механик»). Вот, взгляните, каким он мог выглядеть в исполнении Михаила Ивановича
Конкуренцию ему составляли Леонид Сатановский
и Анатолий Папанов
Почему Гайдай остановил свой выбор на Папанове? Говорят, что этому способствовала роль Анатолия Дмитриевича в фильме "Живые и мёртвые". Гайдай был восхищён, как Папанов сыграл генерала Серпилина. Так это, или нет, не могу знать точно. По мне, так сомнительное это сравнение - боевой генерал и аферист-неудачник. Но факт остаётся фактом - Гайдай выбрал Папанова и не проиграл.
На роль сексуальной Анны Сергеевны, соблазняющей Горбункова в номере гостиницы "Атлантика", Гайдай сначала пригласил Клару Лучко,
а после ее отказа ему пришлось выбирать из трех актрис — Эвы Киви, Лилии Юдиной и Светланы Светличной.
В сложном положении оказались и члены худсовета, утверждавшие исполнителей ролей. По их мнению, Юдина была "излишне откровенной", Киви – "слишком не нашей", а Светличная – "чересчур соблазнительной". Утвердили Светличную, но с большими оговорками. Гайдай проявил упорство и даже упрямство и настоял на ней, завив худсовету, что "постарается её "соблазнительность" в фильме уменьшить"
Роль управдома Варвары Сергеевны Плющ хотела на себя примерить жена Гайдая - Нина Гребешкова. Но тут режиссёр был непреклонен - Варвару Сергеевну он видел совсем другой - "нужна - здоровая бабища - бандерша", и жене оставил роль супруги главного героя. В итоге на роль пробовались Ия Саввина, Людмила Шагалова, Нина Агапова и Нонна Мордюкова. Мне найти удалось пробы только Шагаловой и Агаповой
Изначально из всех актрис, пробовавшихся на роль управдома, менее всего Гайдаю понравилась именно Нонна Викторовна. Он знал её исключительно как драматическую актрису. Но открыл в ней ярчайший комедийный дар после роли купчихи в "Женитьбе Бальзаминова". В итоге он остановил свой выбор на Мордюковой.
И в итоге Нонна Викторовна стала душой коллектива. Вот как об этом написала в журнале "Советский экран" журналистка Л. Ягункова, посетившая съёмочную площадку фильма в июне 1968 года: "...Вы скажете – какая чепуха: не могут же в самом деле актеры отвечать за настроение всей группы! Но снимается-то комедия!.. Здесь без праздника нельзя. Актеры хорошо понимают это. Допустим Нонна Мордюкова и Станислав Чекан не участвуют в эпизоде. И тем не менее они появляются на съемочной площадке. Дело в том, что и Нонна Мордюкова, и Станислав Чекан - люди, что называется, "с атмосферой": при них все чувствуют себя как-то прямее, моложе, ну, что ли, зажигательнее. Одним словом, актеры на съемочной площадке - это душа всей группы…"
Шефом мог стать Владимир Пицек, Борис Рунге или Павел Шпрингфельд, но режиссер предпочел им Николая Романова, за которого к тому же «говорит» другой актёр – Константин Тыртов
Далеко не все роли достались профессиональным актёрам. Так, роль проститутки из Стамбула досталась случайно встреченной на улице диспетчеру автобазы Виктории Островской
В роли мрачного типа, от встречи с которым Горбунков потерял дар речи, снялся не профессиональный актер, а журналист журнала "Смена" Леонид Плешаков.
О том, каким образом он получил эту роль, вспоминает он сам:
"Как-то в коридоре "Комсомольской правды" я столкнулся с Игорем Кио и Юрием Никулиным, которые зашли в редакцию по каким-то делам. С Игорем я был знаком и даже писал о нем, Никулина же видел до того только в кино. Познакомились, поднялись в буфет выпить кофейку. За столом Юрий Владимирович неожиданно спросил:
"У вас на груди волосы есть?"
"Есть", - отвечаю.
"Покажите..."
Я растегнул ворот рубашки и на всякий случай приготовился, что со мною выкинут какой-нибудь цирковой фортель.
"Вполне достаточно", - удовлетворенно сказал Никулин.
"Для чего достаточно?" - не понял я.
"Леонид Гайдай собрался снимать очередную комедию. Там мой герой случайно становится обладателем контрабандных сокровищ. По ходу дела он попадает в различные ситуации, где, как ему кажется, с ним хочет разделаться шайка истинных контрабандистов. В одном эпизоде он сталкивается с огромным человеком, на груди которого висит череп. Прохожий задает моему герою невинный вопрос, но, заметив череп, тот пугается до немоты. Сами понимаете, череп лучше смотрится на волосатой груди. Вы согласитесь сняться?"
"Хорошо, я пугану вас, но при условии: вы дадите мне интервью".
"Договорились".
Я принял наш разговор за шутку, но через некоторое время мне позвонили из группы Гайдая и предложили прийти на "Мосфильм" примерить отобранную для роли одежду, а вскоре сообщили, когда я должен явиться на съемку..."
Продолжение следует...
[Источники...]
При подготовке материала использовались кадры из фильма Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука", фотографии со съёмок и фотопробы из архива "Мосфильма"