История "Земли Санникова" тесно связана с легендой, существовавшей с 1811 года. В этом году русский зверопромышленник Яков Санников, во время одной из своих промысловых экспедиций, увидел к северу от острова Котельный, на линии горизонта, очертания гор, о чем известил по прибытии на большую землю всех заинтересованных лиц.
На этом основании возникла идея существования некого очень большого острова или даже материка в северной полярной области Земли. Кроме того, и ранее (даже у древних греков) существовала легенда о теплом материке Арктиде (Гиперборее), расположенном близи Северного полюса. Легенда была основана на поведении перелетных птиц, летевших зимовать из Сибири на Север, а также на чукотских мифах о неком северном народе - онкилонах (анкаллыт), ушедшем много лет назад с материка по льдам на север, и нашедшем там плодородные теплые земли.
Легенда о Земле Санникова очень понравилась ученому и популяризатору науки, по совместительству писателю, академику Владимиру Обручеву. В 1922 году он начал писать роман "Земля Санникова". Исходя из содержания романа, в Арктике все же существует некий большой остров, населенный двумя враждующими народами – онкилонами (те самые, переселившиеся с Камчатки или Восточной Сибири) и вампу (изначальные аборигены острова).
Остров позволяет своему населению существовать в нормальных условиях благодаря геологической активности недр и "изолятора" от окружающей Арктики в виде кольца высоких гор по периметру острова. Описание острова очень схоже с Долиной Гейзеров на Камчатке. Кроме того, на острове обитает масса доисторических, вымерших на материке, животных. Основное место в этой книге занимает детальное описание окружающей природы, строения почвы и животного мира открытой земли, быта и обычаев онкилонов. На этом острове путешественники обнаружили "живых ископаемых" существ: первобытных быков и лошадей, гигантских оленей (но измельчавшей породы), пещерных медведей, шерстистых носорогов и, конечно, "богов вампу" — мамонтов.
Карта вымышленной Земли Санникова
Сказать что книга меня захватила - ничего не сказать. И какой же восторг у меня был, когда я узнал, что по этой книге есть художественный фильм. И какое же было разочарование, когда я его посмотрел. Где дикий мир Ледникового периода - мамонты, носороги, пещерные медведи, дикие лошади и быки? Где смертельные враги онкилонов - неандертальцы-вампу? Их просто не было... Вообще...
Я не говорю что фильм получился плохой. Нет. Но ожидал я увидеть совсем другое. От книги в итоге практически осталась лишь идея: поиски вечно теплой земли за суровым Полярным кругом. Из научно-фантастического произведения сделали неплохой приключенческий фильм в стиле немецких вестернов про индейцев с Гойко Митичем. Но, оказывается, всё могло бы быть по-другому...
В начале 70-х киностудия Мосфильм решила экранизировать знаменитый роман. Поскольку к тому времени самого автора книги уже не было в живых, сценарий взялся написать кинодраматург Владислав Федосеев. В феврале 71-го он принес готовый сценарий в объединение. Но там его забраковали, посчитав, что "интрига в нем примитивная, диалоги вульгарные". Сценарист засел за переделку. Он корпел целое лето, но так ничего путного и не вымучил. Тем не менее сценарий был принят в производство, но именитые режиссеры браться за воспроизведение на экране мамонтов и других диковинных зверей не хотели - компьютерной графики не существовало в природе, рисованная анимация не давала "ощущения правды жизни", а создание механических зверей было делом весьма дорогостоящим.
И тут появился режиссёр, который тоже "заболел" идеей фильма после прочтения романа. Его звали Леонид Попов. Был один негативный момент - до этого Попов снимал только документальное кино. Посему было решено дать ему в напарники режиссера, имеющего опыт в художественной кинематографии. По легендам "Мосфильма", рассматривались даже кандидатуры Гайдая и Турова, но оба режиссера были заняты своими проектами. Поэтому напарником Попова практически случайно стал Альберт Мкртчян, до сего момента снявший только одну полнометражную комедию и несколько короткометражек для "Фитиля".
Прочитав сценарий, Мкртчян тут же решил, что снимать это все - мартышкин труд, и предложил Попову кардинально переиначить сценарий. Мкртчян привлек к сотрудничеству своего знакомого - театрального режиссера Марка Захарова, который в те годы совмещал работу в театре с деятельностью на ниве сценарного творчества. Например, именно его режиссер Владимир Мотыль пригласил написать тексты писем, которые Федор Сухов мысленно произносит в знаменитом "Белом солнце пустыни".
Захаров книги Обручева не читал. Когда Мкртчян посоветовал ему прочесть роман, тот ответил: "А зачем? Ты мне объясни, что надо делать, я сделаю". И ведь сделал: за какой-то месяц привел "скверный" сценарий в "божеский вид". Вот как вспоминает это Мкртчян: "Так мы и работали: я схематично обрисовывал, что должно происходить, Марк уходил домой и наутро приносил написанное. Великолепно написанное. Я спрашивал Марка: "ты что, не можешь здесь с нами работать?" А он отвечал: "Нет, гориллы в неволе не размножаются". И уходил писать домой".
После редактуры Захарова из сценария были исключены все упоминания о доисторических животных, а сюжет стал авантюрно-динамичным, в духе вестерна. Собственно, по признанию Мкртчяна, от сценария Федосеева практически ничего не осталось, хотя он и упомянут в титрах фильма как второй сценарист. Ну а от романа Обручева, как я уже сказал, осталась только сама идея поиска неизвестного вулканического острова в Арктике и некоторые шрихи. Даже имена главных героев были изменены на более (по мнению сценаристов) звучные.
Источники
www.filmets.ru/zemlya-sannikova.html
www.paradjanovfilm.ru/page/Zemly_sannikova_est_tolko.html
www.tunnel.ru/view/post:619344
www.vokrug.tv/product/show/Zemlya_Sannikova/
www.prime-movies.ru/filmy-70-x-godov/zemlya-sannikova-1973-god.html
www.elderscrolls.net/skyrim/province/#!webGallery