Наверное, многие удивятся, что в некоторых советских фильмах спецэффекты были ничем не хуже, чем во многих зарубежных картинах того времени. Взять хотя бы научно-фантастические фильмы «Дорога к звездам» и «Планета бурь» режиссера Павла Клушанцева: насколько плавно и правдоподобно в них движутся динамические объекты в космосе.
Что-то похожее было реализовано Стэнли Кубриком в легендарной картине «Космическая одиссея 2001 года» лишь спустя десять лет в 1968 году.
Чтобы натуралистично показать космические корабли, дизайнеры и декораторы строили специальные макеты, прорабатывая каждую деталь. После чего оператор двигал камерой, так что создавалось впечатление, будто корабль парит в космосе. Иногда макеты подвешивали на тонкой леске и вращали вручную на фоне звездного неба. Звучит нелепо, но на деле получалась очень реалистичная картинка.
Кадр из фильма «Планета бурь», 1957. | Фото: Википедия.
Чтобы воссоздать объекты на фоне пейзажа, в дело вступал профессиональный художник. Например, для замка, стоящего на вершине скалы, брали настоящую гору, ставили перед ней стекло и рисовали на нем средневековое здание, совмещая его с очертанием пейзажа. Далее оператор подносил камеру так, чтобы она «смотрела» на стекло глазами художника, и оттуда уже снимал дубль.
Кадр с замком на фоне горы. | Фото: Pikabu.
А если нужно правдоподобно снять целую флотилию парусных кораблей такой, какой его видел Петр I? Для этого строили много маленьких, но очень реалистичных макетов кораблей и запускали в воду. Оператор, используя принцип перспективы, делал настоящее чудо, и на выходе советский зритель никогда бы не догадался, что парусники на самом деле ненастоящие. По такому же принципу снимали фильмы с самолетами и военной техникой.
Кадр с парусниками. | Фото: Фильмы.
Период 1970-х ознаменовался выходом таких шедевров советского кинематографа, как «Солярис» Тарковского с его крайне реалистичной планетой-океаном и «Москва — Кассиопея» Ричарда Викторова с его бесподобными сценами нахождения космонавтов в состоянии невесомости. Секрет правдоподобности графики в этих картинах до смешного прост — идеально подобранные локации, тщательно созданные декорации, мастерская операторская работа, ну и, конечно же, талант режиссера.
Кадр из фильма «Москва — Кассиопея», 1974. | Фото: Afisha.ru.
Например, для того, чтобы передать эффект невесомости в картине «Москва — Кассиопея», в Ялтинской киностудии была с нуля построена вращающаяся на 360 градусов декорация космического корабля. По информации Novate.ru, съемочная камера была жестко закреплена к платформе, и крутилась вместе с коридором. Космонавты подвешивались на тонком тросе так, что создавалось впечатление, словно они парят в пространстве.
Кадр из фильма «Москва — Кассиопея». | Фото: Pikabu.
А вот начиная с 1980-х годов советские спецэффекты в погоне за «Звездными войнами» Лукаса заметно сбавили обороты. Достаточно посмотреть фильм «Петля Ориона», чтобы убедиться, что школа комбинированной съемки СССР сделала большой шаг назад, и даже культовая картина Ричарда Викторова «Через тернии к звездам» не смогла спасти положение.
«Терминатор» - один из первых фильмов с применением цифровых спецэффектов. | Фото: Ivi.
Ближе к распаду Советского Союза в нашем кинематографе стали применяться первые цифровые спецэффекты, но к тому времени западная технология в техническом плане сильно ушла вперед. «Терминатор», «Назад в будущее» — эти и другие легендарные киноленты не оставили советским режиссерам никаких шансов. С другой стороны в СССР и не старались делать акцент на зрелищность — наши фильмы полюбились сотням зрителей совсем за другое.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.