Лев Перфилов считался мастером эпизодов и ролей второго плана. Большинству он запомнился как харизматичный исполнитель множества негодяев советского кино - их он сыграл более двух десятков, если не ошибаюсь. Но сам Перфилов очень ценил свою роль в фильме Говорухина "Место встречи изменить нельзя", ведь до этого, как он сам говорил, он играл сплошное жульё.
Да и в "Эре милосердия" (рабочее название фильма совпадало с книгой) он рассчитывал по началу получить место в банде "Чёрная кошка".
Перфилов и Говорухин познакомились на съёмках фильма "Маршал революции". Станислав Сергеевич играл в этом фильме белого генерала Александра Кутепова, а Лев Алексеевич - его начальника штаба.
Перфилов к тому времени уже знал, что Говорухин начал работу над экранизацией "Эры милосердия" Вайнеров и сам попросил у него роль одного из бандитов "Чёрной кошки". В то, что ему дадут положительную роль, он уже и не верил - со времён фильма "Таврия", где он замечательно сыграл отрицательную роль, его стали приглашать исключительно на роли немцев, бандитов, алкоголиков, проходимцев и тому подобных персонажей. Перфилова сначала это сильно задевало, но потом решил, что это просто ему судьба подарила возможность играть.
Вот и в "Эре милосердия" Перфилов попросил у Говорухина роль бандита: "Я ничего делать в картине не буду. Буду только ходить среди банды и все. И будет все ясно: раз этот тип в банде - то это еще та банда!" Но в ответ Говорухин только устало махнул рукой: "Да ладно, ты другого стоишь. Будешь играть у меня Гришу Шесть-На-Девять". И ушел.
А ведь на эту роль тоже были пробы. К примеру, пробовался Владимир Носик.
Или вот ещё проба - Семён Крупник.
Но у Говорухина на ключевые персонажи роли уже были распределены заранее и многие пробы он делал чуть ли не для галочки - доказать худсовету, что его выбор правильный.
На съёмках фильма "Место встречи изменить нельзя"
Перфилов прочел сценарий, и роль ему понравилась сразу. Вот его собственные воспоминания: "Ну, Господи, здесь же не надо ничего придумывать. Я впервые, может, даже растерялся, потому что когда играешь отрицательную роль, всегда находишь какие-то краски, штришки... А здесь красок особенных не было, поэтому я просто стал играть свою суть в тех обстоятельствах, которые предлагались: я так же шкодничал, так же улыбался, как в жизни, чего-то придумывал. Там ведь много фраз, придуманных просто по ходу съемок.. Это была та роль, которую я ждал всю жизнь, то есть взять и сыграть самого себя: и с юмором, и... аккордеон пригодился. Я еще раз перечитал сценарий и понял: ой, братцы, как хорошо! Хоть там и играть в общем-то было нечего, но мы стали придумывать, импровизировать..."
Ну а после фильма? Как опять же вспоминал Лев Алексеевич - после показа по телевидению он сразу стал знаменитым! "После этого фильма прохода не было, конечно. Кличка Шесть-На-Девять так и прижилась. Так что у меня теперь две клички Кашкет и Шесть-На-Девять".
[Источники...]
Использованы кадры из фильмов
"Место встречи изменить нельзя", реж. Станислав Говорухин, 1979 год
"Маршал революции", реж. Сергей Линков, 1978 год
и воспоминания Льва Перфилова из книги Андрея Передрия "Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов", Издательство: Эксмо, Алгоритм
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.