А знаете ли вы, что у фильма "Белое солнце пустыни" была несколько другая концовка? Причем не только на сценарном уровне - она была снята. Но по решению худсовета режиссёру Владимиру Мотылю было настоятельно рекомендовано финал переснять.
А знаете ли вы, что у фильма "Белое солнце пустыни" была несколько другая концовка? Причем не только на сценарном уровне - она была снята. Но по решению худсовета режиссёру Владимиру Мотылю было настоятельно рекомендовано финал переснять.
Ещё во время дагестанской экспедиции (первый этап съёмки фильма) Мотыль полностью отснял концовку фильма - два крупных боя - на море (между Суховым и Абдулой) и на баркасе (между Верещагиным и бандитами), гибель Верещагина, и освобождение гарема.
Худсовет Экспериментального творческого объединения (ЭТО) при Мосфильме, когда просматривал уже отснятые предварительные материалы, вынес, как я уже сказал, заключение переснять финал. Что же не понравилось худсовету?
Вот что вспоминал сам режиссер-постановщик фильма В. Мотыль:
"Начальником главной сценарной коллегии Мосфильма была Марианна Качалова. Среди других членов коллегии она пользовалась особым покровительством тогдашнего генерального директора и давно привыкла к императивной тональности. Не церемонилась ни с маститыми драматургами, ни со штатными режиссерами. Именно ее и наделил Мосфильм чрезвычайными полномочиями, назначив главным редактором нового экспериментального объединения (взамен бывшего ЭТК). Она-то и взялась наводить порядок...
Более всего в моем материале ее возмутила сцена, где жены Абдуллы выбираются из бака. Сухов ожидает увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегают мимо него, падают на колени и рыдают над мертвым мужем - рвут волосы, причитают, как положено по восточному обычаю. Что же получилось? Сухов, сам того не ведая, благими намерениями выстелил дорогу в ад?
Помимо гибели Верещагина и Петрухи, в материале еще была сцена сумасшествия Настасьи, жены Верещагина. От сцены в фильме остался лишь маленький кусочек: она идет мимо лошадей.
Дальнейшее было убрано: Настасья приближалась к станции, тупику. Рельсы занесены песками - поезда сюда давно не прибывают.
Настасья, бормоча бессвязные слова о Паше, о родной Астрахани, о погибшем сыночке, ползет по рельсам, разгребая песок.
Ей кажется, что если разгрести, то придет поезд, увезет ее. Такие вот трагические ноты в финале".
Решением высокого руководства упомянутые сцены из фильма были изъяты. Кроме этого, сократили драку Верещагина на баркасе и настояли полностью переснять разборку Сухова и Абдуллы, перенеся её с моря на сушу: "С Суховым и Абдуллой нужно придумать эпизод драки на суше, в воде не получился. Должна быть вообще "игра мужчин"..."
Найти кадры с первоначальной дракой Сухова и Абдуллы мне найти не удалось. Фотографии со съёмок сумасшествия жены Верещагина сохранились в архиве Валерия Кострина, художника-постановщика фильма "Белое солнце пустыни", и их мы можем увидеть благодаря
[Источники...]
Использованы кадры из х/ф "Белое солнце пустыни", реж. В. Мотыль
и фотографии из архива Валерия Кострина, художника-постановщика фильма "Белое солнце пустыни"
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.