В СССР любое искусство не обходилось без цензуры. Даже мультипликация для самых маленьких детей могла представлять опасность для устоев советского режима. Оказывается, многие популярные мультфильмы в СССР были серьезно потреплены цензурой — иногда ситуации были очень абсурдными.
«Кот Леопольд» (1975)
"Кот Леопольд" — советский мультипликационный сериал про доброго кота Леопольда, которого в многочисленных ситуациях донимают двое мышей-хулиганов. Снимался на ТО «Экран» с 1975 по 1987 год.
Первая серия называлась «Месть кота Леопольда», но показана она была лишь спустя 6 лет после создания. Дело в том, что пилотная серия показалась комиссии худсовета с одной стороны излишне "кровавой" (титры оформлены были слишком специфически), а другой стороны — чересчур миролюбивой. Якобы кот, умиротворяющий мышей, — это не по-советски. Где напор? Где классовая борьба?
Вторая серия "Леопольд и золотая рыбка" понравилась советским худрукам значительно больше, и мультсериал получил путевку в жизнь.
Примечание Владимира Зыкова.
fan_d_or
Вот ведь чушь!
Прекрасно помню этот ролик - это был телевизионный проект. Они тогда были в моде - причём, в ящик бросились совершенно альтернативные авторы. В ящике почему-то были популярны перекладки - вместо традиционного мультяшного рисунка.
Впечатление от этих перекладок - жутковатое. Озвучен ролик был Мироновым.
Его крутили регулярно - хотя по мне он того не заслуживал.
Ещё крутили совершенно заумный "Голубой щенок" - тот вообще чистая шиза.
И только спустя несколько лет вдруг опомнились - и соорудили уже сериал, в традиционной технике.
Другая команда, другие актёры. То есть, совершенно другой проект.
И никто не гнобил этих мышей - по большому счёту, оскомину набили, поскольку жуть эта крутилась в ящике регулярно...
Врут историки - однозначно врут...
«Ограбление по...» (1978)
Этот мультфильм был создан в 1978 году Ефимом Гамбургом и состоял из четырех частей, каждая из которых показывает ограбление банка с «характерными особенностями» той или иной страны (США, Франция, Италия и СССР).
Однако принимая ленту к показу, худсовет запретил последнюю "советскую" часть. Причина забавная: прототипом одного из героев являлся Савелий Крамаров, который к тому времени эмигрировал в США и считался предателем. Крамарова лишили советского гражданства, а все его фильмы запретили к показу. Мультфильм тоже попал под раздачу.
«Летучий корабль» (1979)
Режиссера Гарри Бардина, создавшего любимый многими мультфильм «Летучий корабль», обвинили в диссидентстве. Комиссию худсовета больше также возмутили слова песенки Водяного: «Живу я, как поганка».
«Пластилиновая ворона» (1981)
Легендарный мультик сначала очень не понравился худсовету. Новаторская на то время мультипликационная техника показалась им "бессмысленной белибердой". Кроме того, не понравился и один из голосов мультфильма, а именно Леонида Броневого. Как так? Мюллер озвучивает детский мультфильм? Нонсенс.
Хорошо, что мультфильмом заинтересовалась Ксения Маринина, режиссер популярной в то время передачи "Кинопанорама". Она на свой страх и риск показала "Пластилинову ворону" в своей программе. И правильно сделала — мультфильм мгновенно стал популярным. Бюрократам деваться было уже некуда, в итоге произведению Татарскому везде дали зеленый свет. "Ворона" заслуженно получила награды различных фестивалей, а главное — зрительскую любовь.
Кстати, заставка "Спокойной ночи, малыши" была снята в такой же технике после успеха "Пластилиновой вороны".
Перечисленным мультфильмам повезло — так или иначе они дошли до экранов. Но были и полностью зпрещенные мультипликационные произведения. Их показали уже после развала СССР.
«Скорая помощь» (1949)
В 1949 году на студии "Союзмультфильм" создали сатирический мультфильм "Скорая помощь". По сюжету, в страну зайцев прибывает мистер Удав. Он объявляет, что его страна готова оказать зайцам скорую помощь — каждый заяц получит семь новых шкурок. Доверчивые жители длинной вереницей потянулись к мистеру Удаву. Здесь они попали в лапы его помощников-волков, которые сдирали с зайцев их последние шкурки.
Сюжет картины в аллегорически-басенной форме высмеивал американский план Маршалла по оказанию помощи послевоенной Европе и был редким для советской мультипликации конца 1940-х годов обращением к жанру политической сатиры. Картина была запрещена лично министром кинематографии Иваном Большаковым. Мультфильм был назван "идейно порочным" и "антихудожественным". В бумаге за подписью Большакова подчёркивалось, что авторы "грубо исказили" и "вульгаризировали" тему "реакционной империалистической политики".
«Стеклянная гармоника» (1968)
Политический фактор сыграл и против мультфильма-притчи "Стеклянная гармоника", снятого режиссером Андреем Хржановским на студии "Союзмультфильм". Анимационный фильм представили перед художественным руководством 21 августа 1968 года – в этот день советские войска были введены в Чехословакию. В результате мультфильм запретили, увидев в нем намеки на бюрократию. Несмотря на то, что в ленте даже была приписка о том, что сюжет разворачивается "в буржуазном обществе", где царит "разобщённость и озверение людей". Запрет "Стеклянной гармоники" ознаменовал завершение эпохи оттепели в советской мультипликации.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.