Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Лучшие отечественные экранизации фантастики и фэнтези

Источник: https://www.fresher.ru/

Новый российский фантастический фильм «Черновик» перенес на экран одноименный роман Сергея Лукьяненко. Получилось не очень. А кто в нашей стране удачно экранизировал такие книги? Давайте вспомним десятку лучших отечественных экранизаций фантастики и фэнтези.

Лучшие отечественные экранизации фантастики и фэнтези

«Большое космическое путешествие» (1975)

Жанр: мелодрама / семейный / фантастика.
Режиссер: Валентин Селиванов.
В ролях: Мила Берлинская, Сергей Образов, Игорь Сахаров, Люсьена Овчинникова, Павел Иванов.

«Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика не шла в советском прокате, но «хорошие люди» могли ее посмотреть. Одним из таких людей был знаменитый детский писатель Сергей Михалков, который в 1970 году, через два года после премьеры легендарного фантастического фильма, сочинил пьесу «Первая тройка, или Год 2001-й…», где речь шла о школьниках, летящих в космосе и попадающих в смертельно опасную передрягу.

Пять лет спустя Валентин Селиванов снял замечательный фильм по мотивам «Первой тройки». Эта лента среди прочего подарила русскому языку фразу «Спокойно, Маша, я — Дубровский» (речь идет о пушкинских персонажах, но у Пушкина такой фразы нет).

Лучшие отечественные экранизации фантастики и фэнтези

«Он — дракон» (2015)

Жанр: фэнтези.
Режиссер: Индар Джендубаев.
В ролях: Матвей Лыков, Мария Поезжаева, Станислав Любшин, Ёла Санько, Петр Романов.

В основу недавней романтической фэнтези-ленты Индара Джендубаева лег роман Сергея и Марины Дяченко «Ритуал». Фильм рассказал о любви знатной княжны и дракона-оборотня, которому суждено похищать и убивать девушек.

Лента провалилась в отечественном прокате и не смогла окупиться даже за счет китайских зрителей, хотя в Поднебесной у нее нашлось немало поклонников. Но коммерческое фиаско не делает кино хуже. Оно лишь показывает, что фильм не нашел свою публику.

Лучшие отечественные экранизации фантастики и фэнтези

«Гостья из будущего» (1985)

Жанр: семейный.
Режиссер: Павел Арсенов.
В ролях: Алексей Фомкин, Наталья Мурашкевич, Илья Наумов, Вячеслав Невинный, Михаил Кононов.

В 1978 году Кир Булычев (он же Игорь Можейко) опубликовал шестую книгу из длинного цикла о приключениях Алисы Селезневой, школьницы из недалекого коммунистического будущего. Повесть «Сто лет тому вперед» рассказывала о путешествии Алисы в прошлое (то есть в Москву 1970-х) и о ее знакомстве с советскими ровесниками.

Несколько лет спустя началась работа над коротким телесериалом «Гостья из будущего», который стал сверхпопулярным сразу после премьеры. Исполнительница главной роли Наташа Гусева превратилась в национального кумира. Сейчас «Гостья» смотрится совсем не так, как тридцать лет назад, но это все еще очень обаятельное зрелище, которое вызывает приступы ностальгии.

Лучшие отечественные экранизации фантастики и фэнтези

«Планета бурь» (1961)

Жанр: приключения / фантастика.
Режиссер: Павел Клушанцев.
В ролях: Владимир Емельянов, Георгий Жженов, Геннадий Вернов, Юрий Саранцев, Кюнна Игнатова.

Писатель-фантаст Александр Казанцев в 1959 году опубликовал повесть «Планета бурь», а уже два года спустя зрители увидели экранизацию Павла Клушанцева. Причем лента попала далеко не только в советский прокат. Фильм о драматичной экспедиции на Венеру увидели даже в США.

Правда, продюсерская компания Роджера Кормана перемонтировала картину, переименовала персонажей и даже актеров (!) и добавила новые сцены. Кстати, в Америке ленту переделывали два раза. Второй раз этим занимался будущий известный режиссер Питер Богданович, который добавил в «Планету» кадры с полуголыми девушками. Мол, какая же фантастика без соблазнительных красоток!

Лучшие отечественные экранизации фантастики и фэнтези

«Человек-амфибия» (1961)

Жанр: мелодрама / приключения / фантастика.
Режиссеры: Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев.
В ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков, Николай Симонов, Владлен Давыдов.

В основу опубликованного в 1928 году романа Александра Беляева «Человек-амфибия» была положена французская книга со схожим зачином — ученый пересаживает ребенку жабры вместо легких. Но если в капиталистическом романе главные герои пытаются поработить человечество (человек-рыба пускает ко дну корабли, а его создатель предъявляет грозные ультиматумы), то в советской книге Ихтиандр — добродетельный персонаж, и злодеями оказываются совсем другие, консервативные люди.

В 1961 году популярнейшая книга удостоилась экранизации в исполнении режиссеров Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева. Новаторские для своего времени подводные съемки и обаятельнейший актерский дуэт Владимира Коренева и Анастасии Вертинской сделали картину одной из главных советских романтических лент.

Лучшие отечественные экранизации фантастики и фэнтези

«Тайна третьей планеты» (1981)

Жанр: анимация / семейный.
Режиссер: Роман Качанов.
В ролях: Владимир Дружников, Ирина Громова, Юрий Волынцев, Владимир Кенигсон, Всеволод Ларионов.

Мы редко смешиваем игровые и рисованные фильмы в одном перечне, но мультфильм «Тайна третьей планеты» Романа Качанова достоин стоять в одном ряду с шедеврами нашего кино. Эта великолепная, разошедшаяся на цитаты картина основана на повести Кира Булычева «Путешествие Алисы». Она рассказывает о том, как Алиса Селезнева вместе со своим отцом-космобиологом отправляется на поиски животных для зоопарка и по пути побеждает космических пиратов.

Лучшие отечественные экранизации фантастики и фэнтези

«Убить дракона» (1988)

Жанр: драма / фэнтези.
Режиссер: Марк Захаров.
В ролях: Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов, Вячеслав Тихонов, Александра Захарова.

Из всех замечательных фильмов Марка Захарова «Убить дракона» ближе всего к содержанию нашего хит-парада. Поэтому он в него попал и занял почетное место. Картина вдохновлена фэнтези-пьесой Евгения Шварца «Дракон», в которой героический рыцарь обнаруживает, что убийства дракона совершенно недостаточно, чтобы спасти людей от его власти. Ведь к рабству и насилию можно привыкнуть, и тогда свобода будет казаться опасной и ненужной. Картина снята в постмодернистском ключе на стыке фэнтези, фантастики, притчи и горькой комедии.

Лучшие отечественные экранизации фантастики и фэнтези

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Жанр: комедия.
Режиссер: Леонид Гайдай.
В ролях: Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Александр Демьяненко, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева.

Одна из лучших советских фарсовых комедий была снята на основе пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». В фильме Леонида Гайдая инженер-изобретатель создает машину времени, в результате чего Иван Грозный попадает в советскую Россию, а управдом Бунша — в царские палаты. Лента получилась не только уморительной, но и сатирической, едко покусывающей советские нравы и взгляды на прошлое. Когда фильм попал в прокат, его посмотрело более 60 миллионов зрителей. «Иван Васильевич» стремительно разошелся на цитаты, и их до сих пор можно услышать в разговорах.

Лучшие отечественные экранизации фантастики и фэнтези

«Собачье сердце» (1988)

Жанр: драма / комедия / фантастика.
Режиссер: Владимир Бортко.
В ролях: Евгений Евстигнеев, Владимир Толоконников, Борис Плотников, Нина Русланова, Ольга Мелихова.

Замечательную фантастическую повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» можно трактовать по-разному — совершенно не обязательно так, как в телефильме Владимира Бортко. Но эта яркая картина столь удачна и столь известна, что противоречить ей в трактовке Булгакова так же трудно, как идти против ветра. Отлично подобранные актеры и великолепная адаптация текста сделали ленту Бортко эталоном отечественной экранизации в любом жанре.

Лучшие отечественные экранизации фантастики и фэнтези

«Солярис» (1972)

Жанр: фантастика.
Режиссер: Андрей Тарковский.
В ролях: Наталья Бондарчук, Донатас Банионис, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько.

Можно ли назвать картину Андрея Тарковского удачной экранизацией? Автор романа «Солярис» Станислав Лем так не считал. Он полагал, что режиссер слишком далеко отошел от философии книги в сторону близких ему лично суждений и переживаний. Однако именно благодаря тому, что Тарковский пропустил «Солярис» через себя, он смог создать потрясающее фантастическое кино, которое удостоилось Гран-при Каннского кинофестиваля и считается одним из лучших кинопроизведений своего жанра. В «Солярисе» рассказывается об исследовании разумного мира, который читает мысли землян и материализует их воспоминания.

Источник


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.