...А началось всё с реального случая на учениях, когда офицер и прапорщик с двумя солдатами обезвредили банду бежавших из колонии рецидивистов...
...А началось всё с реального случая на учениях, когда офицер и прапорщик с двумя солдатами обезвредили банду бежавших из колонии рецидивистов...
Говорят, что после выхода на экраны фильма "В зоне особого внимания" конкурс в Рязанское училище ВДВ вырос до двадцати человек на место. Так это, или нет - не знаю. То, что фильм был замечен зрителем - факт. В 1978 году он занял девятое место в прокате с показателем 35,4 млн. зрителей.
Этот фильм состоялся только благодаря Василию Маргелову - командующий Воздушно-десантными войсками СССР заступился за этот фильм ещё когда он был на стадии проекта и потом лично курировал процесс съёмок фильма. Вплоть до обсуждения одежды персонажей. А когда молодой режиссер Малюков предложил вырядить десантников в кепи, дядя Вася (как называли Маргелова десантники) не выдержал и заорал: "Я тебя расстреляю! Да я сейчас достану пистолет и тебя здесь расстреляю! Потому что только в голубых беретах и никак иначе!" Хотя по сути режиссёр был прав - десантура, находясь на задании, если я не ошибаюсь, береты не носили - этот головной убор демаскирует.
А началось всё с реального случая на учениях, когда офицер и прапорщик с двумя солдатами обезвредили банду бежавших из колонии рецидивистов. Военный журналист Евгений Месяцев, проведя собственное журналистское расследование, написал об этом сначала блестящий репортаж, а затем и киносценарий, придумав дополнительные сюжетные линии и личностные конфликты между лейтенантом Тарасовым и прапорщиком Волентиром.
Режиссёр-дебютант Андрей Малюков загорелся этой идеей. Он ещё во время службы в армии решил, что будет снимать военное кино. И отслужив, стал искать сценарий о современной армии.
Прапорщика Волентира сыграл молдавский актёр Михай Волонтир. Вот как вспоминал его появление на пробах режиссёр: "Пришёл он, вошёл в комнату в клетчатых штанишках, с такой щёточкой усиков. Ну совсем не десантник! Какой-то парикмахер! Но деваться было некуда, мы уже вызвали. А уж коли вызвали, надо было бы его и попробовать. И когда одели, загримировали, когда он вошёл в кадр, я всё понял". Единственное, что смущало режиссёра – мягкий молдавский акцент актёра. Всё встало на свои места, когда роль Волонтира озвучил Николай Губенко.
Вообще актёров Андрей Малюков отбирал с особой тщательностью. Он считал, что десантников должны играть люди, обладающие прекрасной физической формой и с мощной внутренней энергетикой.
Борис Галкин: "Претендентов на роль Тарасова было около тридцати. Я-то сразу, как прочел сценарий, понял, что это - мое, но всю цепочку взаимоотношений артиста со съемочной группой - переговоры, фото- и кинопробы - все равно пришлось пройти до конца. И вот, увидев мои пробы, Сергей Бондарчук, а он в то время был художественным руководителем Первого творческого объединения "Мосфильма", сказал: "Однозначно - Галкин!"
Большая часть фильма снималась в Литве, в учебном центре ВДВ в Гайжюнае и его окрестностях. Галкин приехал туда почти на месяц раньше. Недели три он жил в воинской части с десантниками по их законам и распорядку, выполнял марш-броски по 10 км и занимался тем же, чем они. "Сначала бойцы смотрели на меня свысока - мол, московская штучка приехала. Но во время борьбы доказывал, что я не новичок. Тогда я был в очень хорошей спортивной форме, так что отношение ко мне вскоре стало уважительным".
А вот Волонтиру в ряде сцен помогал дублер. Ведь в стычке с рецидивистами ему надо было одолеть их врукопашную. Актер не был таким профессионально натренированным, как Галкин. Поэтому сработал специалист по единоборствам Тадеуш Касьянов. Но это было только в боевых сценах. Во время марш-броска, по словам Галкина, Волонтир, которому уже было за сорок, бегал быстрее и выносливее его.
Единственное, что режиссёр не разрешил сделать актёрам самим - прыгнуть с парашютом. Он боялся, что кто-либо из съёмочной группы получит травму и это сорвёт съёмки.
Командующий ВДВ Маргелов, как я уже сказал, не просто лично следил за достоверностью каждого кадра - он был его душой. Но это и сыграло с фильмом злую шутку. Во время монтажа большое количество сцен пришлось вырезать из соображений секретности. А это, по словам режиссёра, были лучшие и самые эффектные сцены. "Те кадрики, которые остались, - Андрей Малюков, - попадали в цех комбинированных съёмок на "Мосфильме", где сидели люди и по кадрикам замазывали самолёты, которые нельзя было показывать, и их боевую раскраску. И если сейчас присмотреться, то видно будет, что эти кадры как будто соплями замазаны. Они такие, знаете, не резкие". К сожалению, все эти вырезанные сцены были утилизированы и нам никогда не увидеть режиссёрскую версию фильма.
По материалам сайтов
www.desantura.ru/persona/62/
www.sobytiya.net.ua/archive,date-2008_09_29,article-boris_galkin_istoriya_rasskazannay/article.html
www.iz.ru/news/288211
www.nastroenie.tv/episode/99948
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.