Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Альтернативные концовки популярных советских фильмов

Что может быть общего у таких фильмов, как "Экипаж", "Место встречи изменить нельзя", "Большая перемена", "Чапаев", "Афоня", "Иван Васильевич меняет профессию"? Все они по сценарию должны были закончится по-другому. Более того, к некоторым из них другие концовки были сняты, но изменены по разным обстоятельствам. Хотите узнать, как должны были закончиться эти и другие популярные советские фильмы?

Начнём с "Экипажа". Как вы помните, фильм заканчивается тем, что у отстранённого от полётов Тимченко случается сердечный приступ. В больнице его навещает весь сблизившийся после катастрофы экипаж. И в самом финале мы видим уже в кресле командира экипажа - Ненарокова.

Но Митта снял изначально другой финал: героя Жженова отстраняли от полетов, он лежит в больнице, но друзья его вдруг просят перегнать самолет - летчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую рубку, а там его фронтовые друзья - совсем не изменились. Они кладут ему руки на плечи, он трогает штурвал - и они взлетают, растворяются в пространстве. В следующем кадре снова больница, и дочка его говорит: "Папа умер"...

Режиссёр до сих пор жалеет, что на комиссии в Госкино его заставили этот финал переснять. 

В фильме "Место встречи изменить нельзя" Говорухин тоже снял другую концовку, которая совпадала с книгой - Варя погибала от руки бандита, и первое, что видел в вестибюле управления вернувшийся с задания Шарапов, – ее портрет с траурной лентой. И тут тоже на комиссии (только уже в Гостелерадио) режиссёра заставили изменить слишком трагичный финал и Говорухину в авральном порядке пришлось переснимать концовку с живой Варей, забравшей найдёныша из детского дома.

Продолжим по отснятым финалам. Все вы, думаю, слышали, что Гайдай закончил фильм "Бриллиантовая рука" ядерным взрывом. Но этот финал за альтернативную концовку мы рассматривать не будем, это была хитрость Гайдая для худсовета - вырежут то, что он запланировал, и оставят всё остальное.

А вот другой его фильм действительно мог закончится иначе - "Иван Васильевич меняет профессию". Как вы помните, в фильме непонятно, смог ли Милославский сбежать от милиции, когда его разоблачили - действие было перенесено на возвращение царя Ивана Грозного в свою эпоху. Ну а потом главный герой проснулся и понял, что это был только сон (ну или бред). А ведь Гайдай снял сцену погони за домушником и его пленение органами правопорядка. И её можно посмотреть в другом фильме - в короткометражке "Чёрные перчатки", вышедшей на 8 мм плёнке. Почему Гайдай вырезал эту сцену? Видимо решил, что это затягивает фильм.

Заставили изменить финал и у "Белого солнца пустыни". Мотыль снял его тоже, по мнению худсовета, "слишком трагичным". Режиссёра заставили убрать из фильма, как сошла с ума жена Верещагина после взрыва баркаса, как жёны Абдулы оплакивали своего убитого мужа, и полностью переснять финальную схватка Абдуллы и Сухова.

Полностью был изменён и финал фильма "Мимино". Об этом рассказывал исполнитель главной роли Вахтанг Кикабидзе в интервью агентству Trend: "В картине был такой персонаж - Петр, который подковывал лошадей. Помните, Мимино обещал ему купить подковы? Так вот, он ему купил эти подковы, причем такие, какие хотел Петр - с надписью "Made in USA".

И в финальной сцене, когда, извиняясь перед стюардессой, Мимино говорит: "Хотите, я выпрыгну из самолета, чтобы вы меня простили?", он на самом деле выпрыгивает вместе с подковами в карманах, съехав на воздушной подушке, и оказывается в своей горной деревушке перед этим самым Петром, кующим подковы. Но тот, вместо того, чтобы сказать спасибо, объявляет, что он заключил контракт с какой-то американской фирмой (это в глухой грузинской деревне!) на поставку подков. Но теперь у него гвоздей не хватает, и он просит гвозди. Раздосадованный Мимино поворачивается, чтобы уйти, и тут Петр смеется. Мимино спрашивает причину смеха, тот отвечает - "а у тебя брюки на заднице порвались!" И тут звучит финальная фраза: "Слушай, Петр, ты самый настоящий дурак! Оглядись, какая здесь красота - справа Казбек, слева Эльбрус, а ты мне в задницу смотришь!" И вот такую "красоту" цензура вырезала".

Ну а рекордсмен по отснятым альтернативным финалам - "Чапаев". У него было 3 альтернативных финала. Два из них сняли Васильевы заранее, ожидая многочисленные замечания критиков по поводу слишком пессимистичного финала фильма.

В первом по Лбищенску маршируют войска красных. Камера останавливается на раненых Анке и Петьке, проезжающих мимо. На их лицах радость, за кадром звучат слова Чапаева: "Счастливые, говорю, вы с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди".

Второй альтернативный финал снимался на родине Сталина, в городе Гори. Анка играет с детьми в яблоневом саду, рядом - Петька, который уже возглавляет стрелковую дивизию. И вновь - голос Чапаева: "Вот поженитесь, работать вместе будете. Война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!"

Оба этих финала был отвергнуты худсоветом.

Третий же финал - неофициальный и появился в 1941 году, через 40 дней после начала Великой Отечественной войны, как фрагмент агитационного фильма "Чапаев с нами". И главная его особенность - Чапаев в нём выжил! Он не просто спасся от пулемётного огня, но и выбравшись на берег попадает... в лето 1941. Его встречают два красноармейца — кавалерист и танкист. "Ну, чего у вас тут? Опять немцы полезли?" — обращается к ним Василий Иванович. Получив утвердительный ответ, надевает папаху с буркой и командует: "По коням!" 

Это то, что касалось уже отснятых финалов. Но были ещё ряд фильмов, в которых концовку изменяли в процессе съёмок - изначально, по сценарию, планировалось одно, но в итоге режиссёры вносили правку.

К примеру, в "Человек с бульвара Капуцинов" финал изменили по просьбе Миронова. В сценарии мистер Фёст не только терял друга (Билли Кинга), но и любимую девушку - Диана должна была остаться пленницей пастора. Это Миронову совсем не понравилось - главный герой в вестерне не должен быть в проигрыше. Актёр поставил одно условие, на котором он согласится работать в картине - изменить концовку фильма. Он не хотел, чтобы фильм заканчивался печально. Поэтому он предложил, что в конце Диана догоняет Фёста, вырвавшись от коварного пастора.

Изменил финал фильма "Афоня" и Данелия. По последнему варианту сценария, фильм должен был закончиться чуть раньше. В финале Афоня покупает в провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс и валяется на летном поле в ожидании самолета. К нему подходит милиционер и просит предъявить документы. Афоня сует ему паспорт. На фотографии в паспорте молодой парнишка, с кудрями и беззаботной улыбкой, а в действительности перед милиционером унылый мужчина с абсолютно пустыми глазами. На этом фильм и заканчивался".

"Такой мрачный финал мне с самого начала не нравился, - рассказывал Георгий Данелия. - И мы с Бородянским еще в процессе работы над режиссерским сценарием написали вариант, в котором Афоня и Катя в конце фильма встречались. Но поняли — такая концовка нарушает логику повествования, это банальный хеппи-энд. И оставили все, как было. И все-таки финал я переделал. Когда Женя Симонова прилетела в Ярославль и мы начали ее снимать, Катя получалась такой чистой, нежной и трогательной, что мне очень захотелось, чтобы она обязательно появилась в конце фильма.

И мы решили снять так: Афоня в аэропорту лежит на траве и ждет самолет. К нему подходит Катя и говорит, как всегда: "Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы". Афоня открывает глаза — никакой Кати нет. Над ним стоит милиционер и требует документы. (Катя ему привиделась). В последний съемочный день Жени — третий — работали очень интенсивно, снимали по одному дублю, чтобы успеть снять незапланированный "сон". И к концу дня приехали в аэропорт. Начали снимать подход Кати. Первый дубль сняли рапидом - Катя идет медленно, словно плывет. Не то! Сняли вариант - идет с цветочком. Не то! Сняли: она идет, волосы развеваются, платочек. Не то! И я понял, что дело не в том, как Катя идет по полю, с цветочком или еще как. А в том, что мне очень хочется, чтобы Катя появилась реально".

Так же раньше должен был закончиться и фильм "Гараж". Рязанов планировал закончить фильм на неопределённой ноте, когда пайщики приступали к жеребьевке. Но уже в процессе съемок, когда все герои из безликих сценарных персонажей превратились во вполне реальных людей, Рязанов понял, что нужно поменять концовку.

А вот похождения школьного учителя в фильме "Большая перемена", как рассказывал Георгий Садовников, должны были быть длиннее на целую серию: "Картина заканчивается балом. Но он возник как-то искусственно. По сценарию танцы должны были следовать после спектакля, который решила поставить жена Ганжи. И привлекла к репетициям Нестора Петровича. Играли "Евгения Онегина", а главную роль взял на себя Тимохин - Крамаров. А Татьяну должна играть его возлюбленная Коровянская. У Коровянской, конечно же, ничего не получалось, и за 15 минут до начала представления она сбежала. Жена Ганжи заменить не смогла - она сорвала голос на репетициях. И последней надеждой оказался Нестор Петрович, который единственный знал текст наизусть. Нестора загримировали... Он стал похож на старую графиню из "Пиковой дамы" и в таком виде появился перед Крамаровым. А тот ничего не подозревал... В общем, должно было быть смешно..."

Ролики взяты с сайтов www.youtube.com и www.vk.com

Источник


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.