Несколько интересных фактов о фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Заключение
2.07.2018
Знаете ли вы, что название фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» дал не Леонид Гайдай? Это название он получил, когда большая часть фильма была уже отснята и худсовет просматривал отснятый материал. Именно тогда Иван Пырьев предложил поменять название фильма «Несерьёзные истории» на «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика», что и было сделано при всеобщем одобрении.
Съёмки третьей, последней новеллы в фильме, в которой снималась знаменитая троица Трус, Балбес, Бывалый, и действе которой, в отличие от первых двух, проходило зимой, подгадали к декабрю, чтобы уже лёг снег. Съёмки запланировали в Ленинграде. Но по приезду съёмочной группе и там погода подложила свинью – в небе ни облачка, на улицах ни снежинки. Пригнали далеко из-за города 12 самосвалов со снегом, только собрались снимать, как он тут же растаял. Пришлось заменять его ватой, нафталином, что, кстати, в кадре выглядит абсолютно убедительным и по сей день.
Чтобы снежно-нафталиново-ватный реквизит не разнесло ветром, снимать начали с конца – со сцены, когда старушка «Божий одуванчик» застаёт на складе четверых спящих мужиков + мышку, которая прибыла на съёмки со своим дрессировщиком Князевым. Кстати, мышку больше всего ругали на худсовете и хотели вырезать её из картины, но режиссёр серую актрису отстоял.
Знаменитую песню, «Постой паровоз», снимали уже после того совещания, о котором говорилось в начале.
До сих пор идут споры о том, кто же её написал. Согласно общепринятой версии, автор «хита» – Николай Ивановский, 1928 года рождения, с образованием 7 классов, вор-рецидивист, но при этом член Союза писателей. «Паровоз» он написал в 18 лет в лагере в Карелии. В детскую колонию в первый раз попал за то, что был карманником. Во время войны начал воровать, чтобы не умереть с голоду. Всего провёл на зоне девять лет. Для авторитета писал блатные песни – другие там не признавались, а тайком для себя сочинял стихи про родной Ленинград. Освободился, устроился на «Ленфильм». На киношных посиделках пел, и песня стала застольной. А потом её выдал Юрий Никулин с экрана.
Цензура блатную песню пропускать сначала не хотела, но Гайдай отстоял её убрав один куплет, который, по словам сценариста Якова Костюковского звучал приблизительно так:
Пусть гадом я буду
Я пилку достану
Решетку я ей перепилю
Пускай луна светит своим коварным светом
Но я из тюряги убегу
1 февраля в павильоне № 8 начали снимать эпизоды «ограбление склада». Вспоминает Юрий Никулин: «Для эпизода «Бой на рапирах» пригласили преподавателя фехтования, который учил нас драться на рапирах. После нескольких занятий мы дрались как заправские спортсмены. Показали бой Леониду Гайдаю. Он посмотрел со скучающим видом и сказал:
– Деретесь вы хорошо, но все это скучно, а должно быть смешно. У нас же комедия».
Тогда-то Гайдай и придумал эпизод, как Шурик протыкает Балбеса шпагой, у того появляется кровь, которая потом оказывается вином из спрятанной за пазухой бутылки.
Во время съёмок нередко приходилось импровизировать. Занимался этим не только режиссёр, но и сами актёры. Как известно, в эпизоде погони на складе Балбес натыкается на скелет. Было снято восемь вариантов сцены. Во время одного из дублей Никулин решил попридуриваться – взял и сунул палец между открытыми челюстями (что не было предусмотрено сценарием), а те вдруг щёлкнули и хватанули актёра за палец – Никулин беззвучно заорал от «ужаса». Вся съёмочная группа легла от смеха. На счастье режиссёра, камеру оператор не выключил (совершенно по чистой случайности), и она засняла этот никулинский прикол, который затем полностью вошёл в фильм.
Кроме импровизаций Гайдай иногда заимствовал сцены-диалоги из серьёзных фильмов. Скажем, сцена торга директора базы тов. Петухова с троицей жуликов («Вы нас не знаете, и мы вас не знаем», «Ваши условия?», предложение 330 вместо 300) скопирована с такой же сцены торга, но коменданта московского Кремля с контрреволюционером из фильма «Ленин в 1918 году» (реж. М. Ромм, 1939).
25 февраля состоялся худсовет, на котором обсуждалась третья новелла фильма. Приведу отрывок из выступления художественного руководителя 2-го творческого объединения «Мосфильма» Ивана Пырьева: «В комедии главное – четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в «Псе Барбосе», здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя все время работать на одной и той же краске... В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, но и всегда разный...»
На следующем худсовете, после просмотра всей картины, Пырьев потребовал «кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели...» После чего другая инстанция – сценарно-редакционная коллегия – потребовала от Гайдая вырезать ряд эпизодов, в частности, когда «негр» Верзила гоняется за Шуриком и когда студенты сдают экзамены. Но Гайдай оставил все как есть. Чуть позже ему это припомнили, когда присваивали категорию фильму. 2 июля комиссия по определению группы отнесла «Операцию «Ы» ко 2-й категории.
8 июля 1965 года генеральный директор «Мосфильма» В. Сурин и художественный руководитель 2-го творческого объединения И. Пырьев пишут письмо председателю Государственного комитета СМ СССР по кинематографии А. Романову, в котором заявляют, что фильм Леонида Гайдая заслуживает самой высокой оценки. Цитата из письма: «В данном случае, как нам кажется, принцип объективности и беспристрастности был нарушен в первую очередь потому, что за пренебрежительной оценкой фильма «Операция «Ы» кроется пренебрежительное отношение к комедии вообще и эксцентриаде в особенности. Ни многочисленные призывы печати, ни настойчивые пожелания зрителей, просящих, требующих новых и хороших кинокомедий, не могут опровергнуть все еще бытующего убеждения, что комическое в искусстве, комическое в кино есть жанр несерьезный и низкий...» Это письмо возымело-таки действие – фильму дали 1-ю категорию.
Картина вышла на экраны страны в середине августа 1965 года. В кинотеатрах стоял ажиотаж. Недовольны остались только цензоры нового шедевра – Смирнов слишком обаятельный, нельзя так играть хулигана, а Шурик слишком жесток, когда бьёт его по заднице розгами. Потом оказалось, что в советских верхах Федей называли Фиделя Кастро, и, когда Шурик говорит: «Надо, Федя, надо!», получается, что «экзекуции подвергается сам лидер Кубы»!
Ещё авторам «Операции «Ы» заявили, что они нарочно выбрали такие захламлённые стройки, где жуткий бардак. Посмотрев лирическую новеллу, кто-то пустил формулировку «голизна» – из-за Натальи Селезнёвой в купальнике. Говорили, что в жизни так не бывает – ложиться на диван не разбери с кем. А в последней сцене один редактор заявил: мол, что же это получается, с расхитителями социалистической собственности справляется не милиция, не Шурик, а обычная бабуля?!
Использованы кадры из х/ф "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", реж. Л. Гайдай
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.