"Цитадель смерти" - фильм в котором не снялся Виктор Цой
9.06.2018
"От СССР остались только осколки, по всему бывшему Советскому Союзу идёт гражданская война, границы закрыты. Ленинград - свободный и независимый город. Сквозь заслоны в него пробирается Моро, чтобы улететь из этого ада из единственного действующего гражданского аэропота". Так мог бы выглядеть советско-американский фильм Рашида Нугманова с Виктором Цоем, Брюсом Уиллисом и Дэвидом Бирном в главных ролях.
Виктор Цой, Нина Ильина и Рашид Нугманов, 1989 год, Фото Галины Кмит/РИА «Новости»
История этого проекта такова. После успеха фильма "Игла", Нугманов с Цоем решили продолжить историю похождений Моро. Рашид Мусаевич придумал футуристический сюжет о Ленинграде, который становится свободным капиталистическим городом, независимым от охваченного гражданской войной СССР. В городе тоже не все спокойно, по ночам идет война между бандами за контроль над районами и бурно развивающимся капиталистическим бизнесом. Моро пробирается в город, но сразу же по прибытии попадает в переплет. Спасая девочку по имени Алиса, он помимо своей воли оказывается вовлеченным в эпицентр заговора по захвату власти монархистом-диктатором.
Эти наброски сценария под рабочим названием "Цитадель смерти" Нугманов сделал в начале 1990 года. Причем сразу же на английском языке, поскольку к тому времени у него было несколько предложений из США и Европы о сотрудничестве.
Рашид Нугманов и Виктор Цой
Вот как он вспоминает начало работы над проектом:
"18 января я привез этот тритмент на "Санденс" — мы туда приехали вместе с Виктором, я представлял его как актера на главную роль. С американской стороны в проекте участвовали известный продюсер Эд Прессман, в качестве сопродюсера — Тони Саффорд, представлявший в то время New Line Cinema, и с японской стороны — Amuse Inc. вместе с Кики Мияке и ее нью-йоркской компанией Little Magic. Сотрудничать с Биллом Гибсоном мне посоветовал Саффорд. Эд Прессман сразу после «Санденса» организовал мою встречу с Биллом в Сан-Франциско. Наняли кинозал, в полдень Билл посмотрел «Иглу», а потом мы загуляли... Билл же ничего не знал ни о Викторе, ни обо мне. Но сразу въехал. Его всегда притягивала советская тема и особенно советский андеграунд, а тут он познакомился с его не последними представителями... Наутро после джин-тоника Гибсон улетел обратно в Ванкувер. А через пару недель, когда мы с Цоем были уже в Нью-Йорке, от него пришел такой факс:
Тритмент киносценария
Авторы: Билл Гибсон и Джек Уомак
Идея Рашида Нугманова
Рабочее название: «Цитадель смерти»
Силуэт Ленинграда в белой ночи: горят огни, сияют купола, процветающая столица мира. Когда название EASTWATCH появляется в небе над городом, мы понимаем, что это заставка на экране телевизора. ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС с ярко выраженным американским акцентом:
Здравствуй, Свободный Капиталистический Город Ленинград! Как дела? В прямом эфире программа «Страж Востока» из США!
Изображение транслируется на экране телевизора в витрине телевизионной ремонтной мастерской в Ленинграде. Длинная очередь недовольных граждан с поломанными телевизорами в руках смотрит передачу, ожидая, когда их обслужит престарелый ВЛАДЕЛЕЦ МАГАЗИНА.
Примечание Владимира Зыкова. Представил себе граждан с телевизорами 90-х годов в руках (вес от 20 до 60 килограмм) :)
Тот пытается засветить неоновую вывеску с помощью ручного генератора. Закадровый голос продолжает под титры:
Экстренные сообщения из мятежных республик юга! Тысячи людей сгорели заживо во время беспорядков в Азербайджане! Последний крик латвийской моды! Репортаж о плотоядной лошади из Чернобыля! Сначала услышать, потом увидеть!
Панорама по улице: реальный Ленинград в состоянии сюрреалистической разрухи мало напоминает заставку Eastwatch.
Проведите ближайший отпуск в Народной Республике Тува! Что вкусненького вы можете приготовить из пары лишних картофелин! Дальше в нашей программе, по спутниковой связи из вашей собственной независимой экономической зоны: наш общий друг! Он знает все! Он видит все! Иногда он даже говорит все! Это…
Люди в очереди прижимаются лицами к витрине. Те, кто не может пробиться поближе, глазеют на пустые экраны телевизоров в собственных руках, воображая, что они видят то, что слышат:
ДОКТОР ДРУГ!
ДРУГ, самый популярный телеведущий в городе, представляет собой смесь гипнотизера и гуру-самоучки со знахарем, вкрадчивый и вместе с тем пугающе напряженный тип в очках со стальной оправой
В последнем абзаце факса уже появилась идея Билла с ядерной боеголовкой. Когда в апреле-мае мы с ним вместе работали над сценарием в Сиэтле, этот образ превратился в механического паука, заряженного атомной бомбочкой и вскарабкивающегося на Александровскую колонну. Билл называл его Boris the Spider. Этот вариант (третий по счету) мы начали писать с Биллом в Сиэтле в конце апреля 1990-го — я именно поэтому не поехал в Японию, куда вместо меня с Виктором отправилась Джоанна. Факс с окончательным текстом просто был прислан в 1991-м, уже после гибели Виктора".
В роли Доктора Друга предполагалось снять лидера группы Talking Heads Дэвида Бирна. Он должен был выступить не только актером, а еще и музыкальным продюсером, возможно — сокомпозитором фильма вместе с Цоем. Саундтрек намечался в исполнении "The Who" и "Кино".
Одна из ролей должна была достаться Брюсу Уиллису, который будучи поклонником творчества Билла Гибсона, просил прислать ему сценарий, когда он будет готов.
Всё перечеркнула трагедия близ латышского посёлка Кестерциемс. После гибели Цоя Нугманов всё меньше и меньше стал интересоваться новыми кинопроектами, уходя в политику. Летом 1991 года инвесторы уговорили его снять "Дикий Восток" - этот проект тоже он хотел изначально делать с Цоем и назывался он "Дети Солнца". И от "Цитадели смерти" остались только рабочий вариант сценария, огромный архив деловой переписки, творческие комментарии и юридические документы. До набросков и фотографий, увы, не успели дойти.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.