В 1980-е гг. он был не только одним из самых популярных киноактеров, известность которому принес фильм «Пираты ХХ века», но и кумиром миллионов мальчишек – Талгат Нигматулин в этом первом советском боевике продемонстрировал элементы техники каратэ, которым владел в совершенстве. Из-за этого он получил прозвище «советского Брюса Ли».
Он казался бесстрашным и непобедимым, но погиб в драке с сектантами, которым сознательно отказался сопротивляться…
Талгат был любителем мистификаций и не раз рассказывал знакомым, что принадлежит к древнему ханскому роду, хотя на самом деле родился в простой узбекско-татарской семье в киргизском городке Кызыл-Кия. Его отец был шахтером. Он погиб, когда сыну не было и двух лет. Мать работала в школе и не могла прокормить двух детей, поэтому была вынуждена отдать Талгата на время в детдом.
В детстве он был болезненным, слабым, замкнутым и нелюдимым, но это стало для него поводом усиленно работать над собой. Талгат начал заниматься спортом и много читал. Чтобы в совершенстве овладеть русским языком, он дважды от руки переписал «Войну и мир» Льва Толстого. Впоследствии он всерьез занялся литературным творчеством – писал стихи и рассказы, которые были опубликованы. Немногие зрители знали о том, что Нигматулин был автором текста известной песни «Русские березы».
Когда произведения Нигматулина попали в руки кинодраматурга Агишева, тот посоветовал ему поступать на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при Госкино СССР. Талгат последовал его совету и отправился покорять Москву. С первого раза поступить во ВГИК не получилось, и Нигматулин стал студентом училища циркового и эстрадного искусства. Там он продолжил занятия спортом, увлекся борьбой и вскоре уже был чемпионом Узбекистана. Восточными единоборствами Талгат занимался всю жизнь, что ему очень пригодилось и в актерской профессии.
На его колоритную внешность вскоре обратили внимание сотрудники «Мосфильма», и Нигматулину предложили сыграть роль белого офицера в фильме «Баллада о комиссаре». Его кинодебют во многом предопределил дальнейший творческий путь. Режиссер Алишер Хамдамов говорил: «Эта первая роль сыграла с ним злую шутку. Образ юного мерзавца в черных лакированных перчатках настолько удался Талгату, что в последствии за ним закрепилось амплуа актера, играющего негодяев. А он всю жизнь мечтал о другом…».
В 1968 г. Нигматулина приняли во ВГИК, где его однокурсниками стали Николай Еременко, Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук и Наталья Гвоздикова. Вскоре он полностью избавился от акцента и превратился из угловатого провинциала в настоящего восточного красавца. После окончания учебы Нигматулин приехал в Ташкент и начал работать на студии «Узбекфильм».
Кадр из фильма *Пираты ХХ века*, 1979
Всесоюзная популярность пришла к нему после съемок в фильме «Пираты ХХ века». Это был первый советский боевик, снятый Борисом Дуровым по сценарию Станислава Говорухина. Поначалу Нигматулин был задействован в массовке вместе с другими спортсменами, но на него обратил внимание режиссер и отдал ему роль главного злодея – пирата Салеха. Талгат рассказал об этом своему однокурснику Николаю Еременко и посоветовал прийти на пробы. И ему досталась вторая главная роль – механика Сергея Сергеевича. У Еременко тоже была хорошая спортивная подготовка, и оба актера отказались от помощи дублеров и все трюки выполняли самостоятельно.
Николай Еременко рассказывал: «Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор. Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон».
Талгат Нигматулин в фильме *Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна*, 1981
Успех «Пиратов ХХ века» был оглушительным – в 1980 г. фильм посмотрели около 90 млн зрителей, что стало абсолютным рекордом проката. Мальчишки ходили в кино по несколько раз, актеры Еременко и Нигматулин стали их кумирами, секции каратэ стали повсеместно появляться при школах и институтах. Когда Талгат приехал в Ташкент навестить родственников и решил пригласить их в кино на этот фильм, билеты пришлось покупать у спекулянтов втридорога – в кассе все было распродано на неделю вперед. После этого Нигматулин снялся еще в нескольких фильмах. Заметной была его работа в фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», где он сыграл индейца Джо. Всего в его фильмографии – около 40 ролей.
Кадр из фильма *Время зимних туманов*, 1982
В начале 1980-х гг. большой популярностью пользовалась секта «Четвертый путь» под руководством Абая Борубаева и Мурзы Кымбатбаева. К ним в Киргизию съезжались люди со всего СССР, о них писали в газетах. Актер всю жизнь был занят духовными поисками, интересовался эзотерикой и восточной философией и попал под влияние сектантов, которых считал своими духовными наставниками. В 1985 г. у них произошел раскол: несколько учеников из Вильнюса решили организовать собственную секту и перестали платить «взносы». Абай взял с собой несколько приспешников и отправился разбираться с непокорными. С ними поехал и Талгат. Однако когда ему приказали наказать «раскольников» и забрать у них деньги, он отказался в этом участвовать. Тогда Абай велел избить самого Нигматулина. Пятеро сектантов наносили ему удар за ударом в течение восьми часов, на теле актера позже зафиксировали 119 травм. При этом он даже не пытался сопротивляться, хотя при своей подготовке мог бы справиться со всеми противниками.
Кадр из фильма *Жизнь и бессмертие Сергея Лазо*, 1985
Причины того, почему 35-летний Талгат Нигматулин добровольно обрек себя на гибель, до сих пор остаются загадкой. Многие уверены в том, что он отказался отвечать насилием на насилие, другие считают: он надеялся на то, что «Учитель» остановит палачей, убедившись в его покорности. Только утром они поняли, что перестарались, и вызвали скорую. Талгат умер по пути в больницу. Друг актера, художник Вячеслав Ахунов, говорил: «Я не согласен с теми, кто утверждал, будто бы Талгат сам шел навстречу гибели или желал страданий. Нет, он лишь стремился к совершенству. Особенно больно, что незадолго до смерти он почти совсем отошел от мистики, ушел из секты, искал смысл только в творчестве и любви. Нечаянный возврат к прошлому погубил его жизнь. Но не омрачил ни славу, ни память о нем. Он был как сверкающий метеор, сгоревший в огне страстей и душевных метаний, совсем немного не долетев до рассвета, до горизонта».
Талгат Нигматулин в своем последнем фильме – *Противостояние*, 1985
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.