Как снимали "В джазе только девушки". История создания легендарной комедии. Часть 2
2.06.2018
Продолжим рассказ о съёмках легендарной комедии "В джазе только девушки". Как Тони Кёртис и Джек Леммон учились женским тонкостям? И почему всё же фильм сняли чёрно-белым, а не в цвете? Какую сцену сняли первой? Сколько времени накладывали грим актёрам?
Когда, наконец, определились с актёрами на главные роли, примерно за месяц до начала съёмок картины «Не сегодня, Джозефина» (именно таким было рабочее название будущей комедии), новоиспечённые «исполнительницы» главных ролей: саксофонистки Джозефины и контрабасистки Дафны – двое крепких весёлых американских мужиков Тони Кёртис и Джек Леммон – принялись изучать правила женского «дорожного» движения.
Чтобы актёры вживались в образы женщин, носили платья, правильно ходили на каблуках, обрели женскую походку и жесты, кинокомпанией из Берлина был специально приглашён известный женский имперсонатор, трансвестит Барбет (Бабетта). Первые же занятия у Кёртиса прошли отлично – он эффектно смотрелся чопорной Джозефиной, хотя внутренне был крайне скован, чего не скажешь о его коллеге – Леммоне. Здесь было всё наоборот, «Дафна» не чувствовала никакой неловкости ни от платья, ни от макияжа, «она» свободно разгуливала в таком виде по студии и вела себя так, будто всю жизнь носила платья, вот только делал это Леммон абсолютно по мужски.
Все попытки научить его выглядеть настоящей женщиной оказались безуспешны. «Леммон просто невозможен, у него ничего не выйдет, он всё время отказывается делать то, что я ему приказываю», – кипятился Бабетта. На что Джек заявил: «А я и не хочу убедительного перевоплощения в женщину, мы должны изображать двух мужиков, которым неуютно в женском платье». Режиссёр фильма Билли Уайлдер поддержал линию Леммона. Раздосадованный Бабетта покинул киношников через три дня.
Забегая вперёд, сообщу любопытный факт: уже во время озвучки фильма ситуация с перевоплощением мужчин в женский образ вновь повернулась. Кёртис-Джозефина так и не смог убедительно воспроизвести высокий голос и в женской части роли его продублировал актёр Пол Фриз. А вот Леммон-Дафна с озвучанием справился сам на «отлично».
Кроме науки быть женщиной, актёрам пришлось обучаться танцам и музыке – игре на саксофоне и контрабасе, и даже заниматься... платьями. Оказалось, что Тони Кёртис работал в молодости в ателье мод. «Джеральдина» осталась крайне недовольна дамскими костюмами, в которых им предстояло играть, и обратилась к режиссёру Уайлдеру: «Кто шьёт платья для Монро?»
Их автором оказался известный в США модельер Орри-Келли. Кёртис настоял на том, чтобы Орри-Келли создал платья и для них с Джеком. Фасон без талии, с длинными рукавами смотрелся намного лучше, и только после этого актёр остался удовлетворён.
Подобрав грим и макияж, надев парики, переодевшись в платья, обувшись в «шпильки», весельчак Леммон предложил Кёртису устроить экзамен: «Тони, давай-ка посетим в качестве проверки женский туалет. Только в соседнем съёмочном павильоне. Узнают нас или нет?» Если в помещении своего павильона их ещё мало-мальски узнавали, то в дамской комнате чужого павильона ситуация изменилась. Актёры подошли к зеркалам и принялись подкрашивать губы и подводить ресницы. Проходившие мимо танцовщицы, ни о чём не подозревая, даже поинтересовались, в каком фильме «девочки» снимаются. Довольные «экзаменом» Джозефина и Дафна показались Билли Уайлдеру. Режиссёр осмотрел сияющих Кёртиса и Леммона и остался доволен: «Сойдёт, «девочки». Не идеально, но приемлемо – вы же, в конце концов, мужики, которые только притворяются женщинами... Больше ничего не меняйте. Так и будем снимать...». И в этот момент Уайлдер понял – фильму цветным уже точно не бывать. И... обрадовался.
Как я уже говорил, комедия Уайлдера первоначально планировалась цветной. Но сам постановщик фильма не любил цветного киноизображения, предпочитая ему графическое, чёткое чёрно-белое. Вот и нашлась причина отказаться от цвета в комедии по чисто «творческо-художественным» обстоятельствам: после первых же цветных кинопроб косметика Джозефины и Дафны оказалась слишком «тяжёлой» и выдавала на плёнке слишком заметный и неистребимый зелёный оттенок.
«Цветные» проблемы касались напрямую и Душечки – Мэрилин Монро. Контракт со студией-дистрибьютором Fox, которой «принадлежала» актриса, требовал, чтобы она снималась только в цветных фильмах. Уайлдер умудрился «обойти» контракт – он объяснил Монро, что мужчины, загримированные под женщин, в цвете выглядят не как комическая пара, а как «двое размалёванных зелёных геев». Увидев пробы, актриса «в ужасе» сразу дала согласие на чёрно-белый вариант.
Наконец, одна из главных причин отказа от «цвета» – Уайлдер ещё на стадии написания сценария хотел «стилизовать» картину под старые, но бурные «гангстерские» 1920-е годы. Такой шанс выпал.
Ну, а в августе 1958 года начались съёмки.
Самым первой отснятой сценой 4 августа стал эпизод посадки пассажиров в поезд, идущий на Майами, и его отправление с вокзала Чикаго. Вокзал, выглядевший так натурально, на самом деле был декорацией. Именно здесь абсолютно обалдевшая от походки сногсшибательной блондинки-незнакомки Дафна произнесла знаменитую фразу: «Ты только взгляни... Вот это походочка! ...У неё, наверное, внутри моторчик... Влево-вправо-влево... Никогда, Джо, нам с ними не сравняться...»
Сцена получалась очень смешной – зрители впервые видели Джо и Джерри, преобразившихся в Джозефину и Дафну, а затем красотку Душечку с «моторчиковой» походкой. Однако самой Душечке сцена категорически не понравилась – Мэрилин считала, что её первое появление в фильме должно быть куда более броским. Режиссёр Уайлдер, памятуя о сложном характере актрисы, решил продемонстрировать внимание к её мнению. На минуту задумался. «Давай-ка ещё дубль сделаем...» – дал команду режиссёр, и, пока Монро шла на исходную точку, он что-то быстро прошептал своему ассистенту – тот фыркнул и передал реквизитору. «Мотор! Камера!.. Экшн!»
Душечка вновь прошла мимо парочки обалдевших «музыкантш» и двинулась дальше, как вдруг из-под вагона неожиданно и мощно дунуло струёй шипящего пара. Перепуганную Монро занесло аж куда-то вбок, и она чуть не полетела на платформу. С неподдельным испугом актриса оглянулась назад и нашла в себе силы пройти ещё несколько шагов. Этот эффектный кадр затем вошёл в картину. А за кадром все мужчины киногруппы хохотали над «шуткой» режиссёра. Рассерженная звезда двинулась к Уайлдеру, а тот проговорил, улыбаясь: «Душечка, ты же сама хотела броское появление...» Тут Мэрилин рассмеялась сама.
Всех тяжелей на съёмках пришлось Тони Кёртису и Джеку Леммону. Каждый день, когда им приходилось «становиться» женщинами, они приезжали в студию в 05.30 утра, их тщательно гримировали, делали макияж, маникюр и одевали в дамские наряды, чтобы к 10.00 они были готовы.
Многие часы работы на высоких каблуках нагружали непривычные ноги до такой степени, что в перерывах актёры опускали их для облегчения боли в вёдра со льдом.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.