В специальном выпуске регулярной рубрики о величайших песнях в истории человечества — главный хит Донны Саммер, большая удача Джорджо Мородера и просто одна из лучших песен о любви, повлиявшая на развитие электроники на годы вперед (и ее лучшие исполнения).
Джорджо Мородер посмотрел «Звездные войны» и его внимание привлекла сцена из бара, где якобы играли музыку будущего. Он сказал себе: «Это не музыка будущего. Она выглядит так и пытается ей быть, но это не она». Потом он скажет журналисту Guardian: «И тогда я решил сделать собственную — только при помощи компьютеров. Только их». В это время он как раз работал с Донной Саммер и своим давним соавтором Питом Пелотти над альбомом «I Remember Yesterday», у которого была интересная концептуальная мысль — певица проносилась через годы и расстояния при помощи всего восьми треков, от сороковых до будущего, того, что должно было быть за 1977 годом. Мородер видел ту самую музыку будущего завершением пластинки, но когда он поставил новую песню певице, та, мягко говоря, отнеслась к идее скептически; как вспоминает Саммер: «Джорджо принес мне этот новый попкорновый трек (видимо, имея в виду «Popcorn» Кингсли, сыгранный на Moog), и я просто спросила его: «Джорджо, что это, черт побери?». Впрочем, певица на тот момент свой голос уже записала — по утверждениям самого Мородера, певица никогда не пыталась слушать песни до того, как они были полностью готовы, настолько она доверяла Мородеру и Пелотти.
Donna Summer - I Feel Love [Studio Version]
Они же хвалили Саммер как «артистку одного дубля» — и она действительно запела так, что ее агенты хватались за голову и думали, не запретят ли трек на радио, настолько сексуально это было; что странно, учитывая, что у них до этого была «Love to Love You Baby». Для самого Мородера во всем этом не было ничего удивительного, он и представить не мог, что для многих это будет чем-то из ряда вон — Пелотти и вовсе говорил: «Мы не считали этот трек революционным. Для нас он скорее был пристойным, не более». Помог сделать его инновационным звукорежиссер Робби Ведел, до этого показавший Мородеру Moog, которым пользовался Шенберг — и намекнул, что на нем можно заниматься не только конкретной музыкой. В итоге Ведел смог синхронизировать дорожки и добился бита, который самим музыкантам напоминал удар молотка. Он же по совершенной случайности добавил дилей таким образом, чтобы он совпадал с темпом записи — именно из-за этого эта песня получилась максимально динамичной.
Чья все-таки была заслуга в том, чтобы мы сегодня писали про «I Feel Love»? Как и во многих других случаях, все-таки общая: и голоса Саммер, и внезапной мысли Мородера о будущем, и незаменимого помощника Пелотти, и инженерного гения Ведела. Сами авторы в некоторых интервью — хочется верить, что из скромности — заявляют, что во многом им помогли шишки с лейблов: якобы президент Casablanca Records видеть не хотел в качестве сингла никакую другую песню, кроме этой.
А это уже настоящее — совершенно грандиозное — живое выступление
Именно про нее Брайан Ино сказал Дэвиду Боуи после первого прослушивания: «Я слышал звук будущего. Этот сингл поменяет звук клубной музыки на следующие пятнадцать лет». Как справедливо он отметил позже, приблизительно так и случилось — и неделя электронной музыки здесь очень даже при чем. Мородер оказался одним из первых, кто поверил в силу синтезаторов и компьютеров, первым понял, куда пойдет будущее.
«I Feel Love» — это больше, чем диско; здесь и прототехно, и упор на музыку, а не на текст, но все-таки лучше не искать в ней больше, чем в ней есть и просто вслушаться и попытаться понять, чем она пленит слушателя. Почему когда Кристиан Бейл бежит по застробоскопленному танцполу за Дженнифер Лоуренс под «I Feel Love» в «Афере по-американски», сердце замирает? Почему когда мы вообще слышим эту песню, душа уходит в пятки? Саммер здесь словно Афродита, одновременно порочная и невинная. Из-за своего максимально краткого текста у нее не может быть других трактовок — это песня о величии любви: пусть здесь и поется скорее о плотской, но одновременно подразумевается и неотделимость от духовной. И голос Саммер эту идею только подтверждает — она сама и есть любовь. Как спела в этом году одна русская певица, поет любовь для нас свою последнюю песню, бегут мурашки вниз по коже, когда она поет — словом, нам остается только молча внемлить. Революцию не показали по телевизору — но насчет радио и танцполов уже нельзя быть настолько уверенными.
10 исполнений «I Feel Love»
Кайли Миноуг
Во время своих туров «I Feel Love» исполняли и Blondie, и Red Hot Chili Peppers, и Warpaint, и Бек, и Мадонна, и Kasabian, и Franz Ferdinand, и Мисс Киттин, но перед исполнением на концертах только Кайли Миноуг решилась записать студийную версию. Впрочем, она так и не вышла и осталась неизданной — зря: с Саммер, конечно, мало кто сравнится, но у Кайли в 2000-м получилось как минимум сделать достойную версию в духе времени.
Примечание Владимира Зыкова. Тем не менее:
Клаус Номи
Один из самых диких и одновременно лучших каверов на песню — Номи явно заменил текст, но спел песню на итальянском, как и положено оперному певцу. Получилось так, как будто бы нью-вейвовая группа выступает в консерватории — оторваться от этой перепевки просто невозможно.
Blue Man Group
Одни из главных американских чудаков делают из песни — впрочем, как всегда — настоящее шоу: вокалистка Аннетт Стрин в светящемся платье, немного хэви-метала, эквалайзеры, и много-много-много перкуссии и барабанов; смотрится это просто невероятно — уж что-что, а устроить из концерта представление они умеют.
Bronski Beat и Марк Алмонд
Джимми Соммервиль и Марк Алмонд на пару исполняют кавер не только на «I Feel Love», но и на другой хит Саммер, «Love to Love You Baby» — и попутно не забывают про песню Джона Лейтона «Johnny Remember Me». Вместе с клипом песня создает, гм, интересный эффект — по нынешним временам вполне может попасть под какой-нибудь закон; впрочем, дает и повод для размышлений о континууме танцевальной музыки.
Plantains
Малоизвестная группа из Мичигана, вообще-то играющая серф, прославилась после того, как их кавер-версия Саммер попала в трейлер нового фильма Джейсона Райтмана «Мужчины, женщины и дети», посвященного любви в эпоху мессенджеров и соцсетей. Тем интересна их тихая, акустическая перепевка — практически воздушная, но из-за эффектов все-таки припадающая к земле.
Ник Малви
Недавний номинант Mercury Prize тоже представляет свою акустическую версию: здесь все-таки куда важнее свободное падение, а не любовь — во всем этом чувствуется какой-то нешуточный нерв. Ну и нельзя не отдать должное тому, что он просто играет ее на гитаре, без эффектов и прочего — в такой трактовке ее представить было несколько сложно.
Black Strobe
Французы, чтящие заветы электроклеша, не могли не отдать дань уважения эпохе, благодаря которой появился их жанр — и записали целый сингл «I Feel Love 1979»: это тягучий синтезаторный номер, который больше напоминает о вышеупомянутой Мисс Киттин и французском хаусе третьей волны; главное, что в звучании явно оглядывались на монументальность оригинала.
Mundongo
И напоследок — человек с гитарой в ванне, драм-машина и некто с пузом и ведром на голове исполняют «I Feel Love» и танцуют — не запомнить это видео нельзя. К тому же, теперь вы точно видели все.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.