Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

История одной песни: «Нас не догонят»

В очередном выпуске постоянной рубрики о биографии лучших песен в истории человечества — открывавший Олимпиаду в Сочи хит группы «Тату» и самые странные, дикие и лучшие каверы на него — от евродэнс-версий до Баскова с Киркоровым.

Всю первую половину 1999 года будущий продюсер «Тату» Иван Шаповалов (позже — Поднебесный) был занят идеей создания музыкального проекта. Первоначально он был посвящен косовскому конфликту, а Шаповалов планировал привлечь к участию различных рок-звезд. Композитором Александром Войтинским (позже — продюсер «Зверей» и сооснователь киностудии «Базелевс» Тимура Бекмамбетова) была написана песня «Югославия», предназначена она была для мужского голоса, но в итоге спела в ней четырнадцатилетняя девочка — звали ее Лена Катина, нашли ее во время кастинга в «Непоседах». Знакомый Шаповалова, Борис Ренский, предложил после прослушивания песни сделать проект, полностью сосредоточенный на одной девочке, однако постепенно было принято решение создать дуэт. Шаповалов позвал и других своих знакомых — журналиста Елену Кипер, режиссера Валерия Полиенко и работника телевидения Леонида Дзюника — двое взялись за тексты, а третий за работу концертного директора. Так и начались «Тату».

Первая часть истории «Нас не догонят» все же не отделима от ее предшественницы, «Я сошла с ума», взорвавшей в конце 2000-го чарты и умы многих; впрочем, есть мнение, что происходившее с «Тату» воспринималось как дикая шутка и стеб, и все поменялось лишь с расширением пространства борьбы дальше, на Запад. Так это или нет, не очень понятно, но целующиеся девушки подогревали к себе интерес, поначалу отказываясь давать интервью и отвечая на редких пресс-конференциях на ограниченное количество вопросов.

С выходом дебютного альбома вопросов стало еще больше: для него была придумана легенда о сбежавших из-за непонимания и злобы подростках, а новая песня словно была частью той легенды.

История, впрочем, была придумана сюрреалистичная — согласно ей участницы дуэта сбили своего продюсера и скрылись в неизвестном направлении. Вышедший аккурат с альбомом клип (сингл вышел в тот же день — было ли это странной выходкой или расчетливым продюсерским ходом, тот еще вопрос), как кажется, достаточно красочно показывал эту сцену, однако совсем не прояснял происходящего — кроме того, что девочки ехали в сторону аэропорта. Далее история, которая должна была быть, по идее, рассказана в клипах, и вовсе теряет нить повествования — примечательно, что и сама «Нас не догонят» такая же: начинаясь соответствующе последней моде тех лет — с брейкбита, она легко рассыпается, становится более лиричной. Такая же она и в текстовом плане — фрагментарная, неполная, словно в ней чего-то не хватает.

Это самое «что-то» можно найти в первых редакциях текста — в так называемой премьерной версии, исполненной в марте 2001-го на фестивале MTV в Кремле (назывался он, что характерно, «Бабий бунт»). В вырезанном позже куплете можно увидеть и оставшееся только намеками непонимание — «вам не понять, вам не поверить», и юношеский максимализм с презрительным обращением «человечки» ко всем, от кого хочется сбежать. В другой ранней версии, «Снег по ладоням», героини и вовсе пытаются кому-то что-то доказать: «мы убежим, мы им покажем». Во всех из них, как и в самой первой демоверсии, упоминаются те самые «двести по встречной», что делает «Нас не догонят» заглавной на альбоме. Благодаря этим первым версиям и полуутраченным строкам история становится четче и понятней. Не сказать чтобы и до этого не было ясно, о чем эта песня — о побеге от непонимания, о внутренней и внешней эмиграции, ну и конечно же, о любви. Тем интересней то, что произошло с песней потом.

Клип на русскую версию песни.

Англоязычный, впрочем, выглядит ровно так же

Между первым и вторым рождением песни изменилось многое — участники записи перессорились между собой, причем чуть ли не в самом начале: автор музыки Сергей Галоян увидел в буклете альбома, что главные хиты якобы написаны им вместе с Шаповаловым, в то время как он придумал всю музыку сам. Решение проблемы оказалось неочевидным: теперь в выходных данных альбома числится некий мифический «соавтор». Постепенно стали ухудшаться отношения и с другими участниками — и после неудавшейся попытки записать второй альбом девушки ушли от продюсера. Полиенко впоследствии написал почти все тексты для альбома «Люди-инвалиды», а Галоян работал с группой вплоть до ее тихого распада в 2009 году.

Как это часто бывает в современной музыке, ни один большой исполнитель не пропадает бесследно и навсегда: в 2012 группа впервые выступила в одном из московских ресторанов, а в прошлом году дали еще несколько концертов в Киеве, Петербурге и Ярославле, кроме того, группе посвятили передачу-концерт на НТВ — но самое важное для этой истории выступление, впрочем, произошло совсем недавно. «Нас не догонят» стала чем-то вроде гимна российских спортсменов на зимней Олимпиаде, и дуэт, поющий в словно выросших вместе с ними костюмах, только кажется попавшим туда случайно. В 2009 группа выступала на другом масштабном открытии — Москва принимала у себя «Евровидение» — и посреди военного хора, оркестра барабанщиков и розового танка было видно, что «Тату» не зря считается одной из главных экспортных групп. Теперь же, услышав «Нас не догонят», как сплетенную вместе с «We Will Rock You» и «Harder, Better, Faster, Stronger», так и с «Танцем с саблями», можно подумать, что «Тату» может считаться еще и группой объединяющей — приблизительно в одно и то же время о них хорошо отзывались как Алла Пугачева и эстрадные российские артисты, так и Александр Дугин и зарубежная критика. И еще о том, что песня теперь точно может считаться классическим отечественным поп-хитом. Став более успешным продолжением, «Нас не догонят» совместила в себе оба смысла сочетания «оставить далеко позади» — к самой группе применим лишь только один из них: из русских групп еще никто не приблизился к тому, чтобы повторить их успех. Мир их ловил, но не поймал — об этом, собственно, и песня.

Несколько каверов на «Нас не догонят»

«Слот»

Одиозная московская группа известна, помимо прочего, своими каверами — несмотря на не самый очевидный выбор, вокалистка Нуки мечется по сцене весьма убедительно и не находит себе места. Подпевает, впрочем, изрядное количество зрителей.

«Дергать»

Обнинская группа превращает песню в залихватский ска-панк, а кадры из фильма «Поезд вне расписания», заботливо приложенные фанатами, только усиливают впечатление. Смена жанра, впрочем, не делает версию очень оригинальной.

«Бряц-Band»

Квартет народных инструментов выступает в не самой обычной обстановке — из-за атмосферы легкой странности происходящее напоминает фильм «Новогодний аттракцион»; оторваться меж тем практически невозможно. Словом, цирк, да и только.

«Бони нем»

Пародийная группа Кирилла Немоляева наносит последний удар по дуэту классической для себя тяжелой обработкой — получается довольно радикально, если не знать, что остальные переделки Немоляева отличаются от нее мало. Впрочем, вместе с кадрами из клипа получается даже забавно.

Ольга Зарубина

У участницы шоу «Ты — суперстар!» в голосе иногда появляется неподдельное отчаяние, что придает песне дополнительный драматизм. Также хочется отметить сирены, ревущие в самом начале, — довольно простой, но очень хорошо дополняющий песню ход.

Алла Пугачева и София Ротару

Ротару и Пугачеву принято называть «заклятыми подругами» — на этот раз дружба довела их до кавера на «Тату» на шестидесятилетии второй. В версии на деле удивительного мало — когда-то Пугачева говорила о дуэте: «Если даже мне понравилось, то это правда успех», но в качестве подарка на юбилей она очень даже подходит.

10. Филипп Киркоров и Николай Басков

С ответными действиями выступили участники второго противостояния русской поп-музыки, Филипп Киркоров и Николай Басков — по иронии судьбы на дне рождения последнего. За короткое время они успевают обсудить титул короля русской поп-музыки, пошутить насчет тандема и спародировать собственно «Тату». Обычно к таким видео оставляют комментарии «Теперь я видел все», но если вам мало, то предлагаем перейти на свой страх и риск по этой ссылке.

НАС НЕ ДОГОНЯТ - азербайданжский оркестр

Viva Girls (скрипичный дуэт)

Эстрадный балет «Фантом»

По материалам: Источник


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.