Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

За кадром фильма «Цирк»: Почему Любовь Орлову увозили со съемок на «скорой»

2.12.2017

Этот фильм вышел на экраны больше 80 лет назад и давно стал классикой советского кинематографа. Роль в «Цирке» превратила актрису Любовь Орлову в настоящую кинозвезду, хотя этот успех дался ей непросто. Во время съемок происходило немало курьезов, и после одного из них актриса даже оказалась в больничной палате.

Афиша фильма *Цирк* | Фото: kino-teatr.ru
Афиша фильма *Цирк* | Фото: kino-teatr.ru

Режиссер Григорий Александров принял решение снять эту комедию после того, как увидел спектакль «Под куполом цирка», поставленный в Московском мюзик-холле. Он предложил Илье Ильфу и Евгению Петрову – авторам пьесы – создать киноверсию. Однако их сотрудничество было недолгим – в ходе съемок возникли разногласия, из-за которых писатели ушли из проекта, запретив даже указывать свои фамилии в титрах. Режиссерская трактовка сюжета их не устраивала, однако Александров не готов был идти на уступки. Они не собирались обличать мировой империализм и видели свое произведение бытовой сатирической комедией, а режиссер, по их мнению, испортил замысел своими правками идеологического характера. В результате Александрову пришлось завершать работу над сценарием вместе с Исааком Бабелем, согласившимся дописать некоторые диалоги.

Примечание Владимира Зыкова. "Культурология", как всегда, озабочена излишней антисоветчиной, даже там, где этого не было. Мне больше верится в следующую версию:

23 декабря 1934 года в московском театре Мюзик-холл состоялась премьера новой пьесы  «Под куполом цирка». Ее создали в творческом содружестве Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев. Советская критика польстила авторам, назвав спектакль удачным и оригинальным. Чтобы закрепить успех, на основе своей пьесы авторы написали  киносценарий «Под куполом». Причем сатирическое начало было направлено не в сторону американского расизма, как в фильме, а в сторону бюрократов, которые требовали идеологической выдержанности от цирковых номеров. Диалоги правил не кто иной, как Исаак Бабель (впоследствии Бабель был репрессирован, и поэтому этот факт не афишировался никем).

Режиссеру Александрову сценарий понравился и он начал работу над новым фильмом «Цирк». Причем режиссер не стеснялся менять сценарий по своему усмотрению. Пока фильм снимали, авторы сценария были в отъезде в Америке. А когда, в конце февраля 1936 года вернулись домой, то своего текста не узнали. В ответ на их претензии, им продемонстрировали газету «Комсомольская правда» от 28 января, где черным по белому значилось: «режиссер Александров уже закончил съемки картины и приступил к ее монтажу». Однако Катаев, Ильф и Петров упрямо не желали соглашаться с внесенными без их разрешения изменениями в сценарий. Они потребовали снять свои имена в титрах фильма: сочли искаженным свой замысел. Так что, когда в мае 1936 г фильм «Цирк» вышел на экраны, имен сценаристов в нем не было. 

Источник

Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: ussr-kruto.ru
Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: ussr-kruto.ru

Главную героиню в пьесе звали Алиной, но Александров изменил ее имя на Марион Диксон – это было отсылкой к Марлен Дитрих, его любимой зарубежной актрисе. Эта роль досталась Любови Орловой, которая блестяще справилась с поставленными перед ней задачами. Чтобы оценить уровень ее профессионализма, достаточно вспомнить один эпизод: во время съемок хореографического номера на пушке ей пришлось танцевать на стеклянной площадке над жерлом пушки, куда был вмонтирован прожектор. Стекло очень сильно нагрелось, а по сценарию актрисе нужно было после исполнения танца присесть, продолжая петь. Орлова опустилась на раскаленное стекло, не моргнув и глазом, но после завершения съемок пришлось вызывать «Скорую помощь». В больнице у нее диагностировали ожог третьей степени.

Те самые опасные танцы на пушке | Фото: ussr-kruto.ru
Те самые опасные танцы на пушке | Фото: ussr-kruto.ru

Кадры из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru
Кадры из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru

Джим Паттерсон в фильме *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru
Джим Паттерсон в фильме *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru

Маленький темнокожий актер, который исполнил роль сына главной героини, стал родным для актрисы и в реальной жизни. Любовь Орлова и после съемок вместе с мужем навещала Джима Паттерсона в Риге, где он учился, а когда он приезжал в Москву, часто гостил у супругов на их даче во Внуково. Ему актриса отдавала свою нереализованную материнскую нежность, сказав однажды: «Почему это у меня нет детей? У меня есть мой киносын – Джим».

Примечание Владимира Зыкова. «Актер» на роль сына главной героини нашелся в Москве — в семье чернокожего диктора радио Ллойда Паттерсона (работал на радио вместе с легендарным Левитаном, вел передачи на английском языке для зарубежных радиослушателей), приехавшего в Россию из Америки, и его жены-художницы Веры Араловой. 

Источник

Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: ussr-kruto.ru
Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: ussr-kruto.ru

Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru

Премьера фильма состоялась в конце мая 1936 г. в Зеленом театре ЦПКиО им. Горького. Тогда собралось столько зрителей, что за соблюдением порядка в зале пришлось следить нарядам конной милиции, специально вызванным для этого случая. После выхода фильма Любовь Орлова стала звездой №1, причем не только в СССР, но и за рубежом. Вместе с мужем они представляли советские картины на кинофестивалях в Каннах, Венеции, Риме, Берлине и Париже. Эти фильмы везде пользовались неизменным успехом: так, в 1937 г. «Цирк» был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже, а в 1941 г. – Сталинской премии первой степени. «Цирк» на долгие годы стал лидером советского кинопроката.

Любовь Орлова в фильме *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru
Любовь Орлова в фильме *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru

Автором музыки к фильму стал композитор Исаак Дунаевский. Его «Песня о Родине» («Широка страна моя родная») стала одной из самых популярных и узнаваемых советских песен. В конец 1930-х гг. она даже обсуждалась в числе вариантов гимна СССР. В результате эта песня стала неофициальным гимном – ее вступительные аккорды использовались в качестве позывных Всесоюзного радио, она звучала на всех торжественных мероприятиях и парадах.

Примечание Владимира Зыкова. Насколько я помню из детства, эти аккорды передавали перед важными сообщениями, например, о полёте Гагарина в космос. Сначала объявление, что во столько-то будет передано важное сообщение, мелодия, а потом уже голос Левитана. Впрочем, в те годы эти моменты воспринимались с тревогой: не война ли?

Одну из композиций, написанных для этой комедии, тогда забраковали, и она позже вошла в другой фильм – «Дети капитана Гранта». Эта была песня «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер».

После роли в этом фильме Любовь Орлова стала актрисой, известной и в СССР, и за его пределами | Фото: kino-teatr.ru
После роли в этом фильме Любовь Орлова стала актрисой, известной и в СССР, и за его пределами | Фото: kino-teatr.ru

Сергей Столяров в фильме *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru
Сергей Столяров в фильме *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru

Некоторые эпизоды комедии неоднократно подвергались редактированию: в 1950-х гг. пересняли финальные кадры во время исполнения «Песни о Родине», в 1960-х гг. фильм был переозвучен. Сначала вырезали, а потом вернули кадр, в котором актер Соломон Михоэлс один из куплетов исполнял на идише.

После роли в этом фильме Любовь Орлова стала актрисой, известной и в СССР, и за его пределами | Фото: kino-teatr.ru
После роли в этом фильме Любовь Орлова стала актрисой, известной и в СССР, и за его пределами | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru

Мечта Григория Александрова снять цветную кинокомедию осуществилась только в 2011 г., когда была выпущена колоризованная версия фильма. На тот момент цветная пленка была слишком дорогой, и режиссеру на студии выделили черно-белую.

Любовь Орлова в фильме *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru
Любовь Орлова в фильме *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru


 

Загрузка...

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.