Невыдуманные мушкетеры: Какими были Атос, Портос и Арамис в реальной жизни
12.10.2017
Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский и Игорь Старыгин в фильме *Д’Артаньян и три мушкетера*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Александра Дюма часто обвиняли в антиисторизме и частых отступлениях от принципа достоверности, из-за чего многие читатели были уверены в том, что все герои его романов – полностью вымышленные. На самом деле в своих произведениях автор запечатлел немало исторических фактов и персонажей.
Так, например, у знаменитых мушкетеров Атоса, Портоса и Арамиса были реальные прототипы, и в некоторых деталях писатель был предельно точен. Кроме того, считается, что автор наделил всех своих мушкетеров чертами близких ему людей, и в результате получилось неожиданное сочетание.
Кадр из фильма *Д’Артаньян и три мушкетера*, 1979 | Фото: pesni-film.ru
Элитные отряды, созданные для личной охраны короля, появились еще в начале XVII в. при Генрихе IV. Людовик XIII вооружил их двуствольными мушкетами, и так появились королевские мушкетеры. Служба в их рядах считалась очень почетной, попасть туда могли только дворяне. Из казны оплачивался лишь мушкет, а все остальное снаряжение они должны были приобретать на собственные средства: коня со сбруей, одежду, амуницию и даже личного слугу.
Вениамин Смехов и Михаил Боярский в фильме *Д’Артаньян и три мушкетера*, 1979 | Фото: kinopoisk.ru
Вениамин Смехов в роли Атоса | Фото: kino-teatr.ru
Мушкетер, который стал прототипом Атоса, Арман де Силлег д’Атос д’Отевьель (Дотюбьель), не был потомственным дворянином – его отец происходил из купеческого рода, получившего дворянство, а мать была дочерью торговца, выборного присяжного заседателя. Капитан-лейтенант королевских мушкетеров де Тревиль приходился троюродным дядей реальному Атосу, что и помогло ему попасть в роту мушкетеров. Однако его личные заслуги это вполне оправдывали: он слыл храбрецом и хорошим солдатом. И погиб он тоже, как настоящий мушкетер, – со шпагой в руках. Настоящий Атос не дожил до своего литературного возраста и умер в 28 лет. Однажды гвардейцы кардинала напали на одного из лучших мушкетеров королевской гвардии – Шарля д’Артаньяна, и мушкетеры вовремя подоспели ему на помощь (иногда даже пишут, что кардинал послал вместо своих людей наемных убийц). В этой схватке и был смертельно ранен Арман д’Атос.
Вениамин Смехов в роли Атоса | Фото: diletant.media
Кадр из фильма *Д’Артаньян и три мушкетера*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Реальный Атос подарил своему книжному двойнику свое имя, а вот в характере графа де Ла Фер современники писателя увидели сходство с наставником Дюма и воспитателем его сына, писателем Адольфом де Левеном. Все, кто был с ним лично знаком, отмечали его холодность в общении, но вместе с тем надежность и преданность в дружбе. К тому же, он действительно являлся дворянином по происхождению – Левен был графом, сыном шведского эмигранта. А вот звали книжного Атоса не Арман и не Адольф – в пьесе «Юность мушкетеров» жена (та самая миледи Винтер) называет его Оливье. Сеньория Ла Фер действительно фигурирует в исторических хрониках, однако титул графа де Ла Фер к настоящему Атосу отношения не имеет.
Валентин Смирнитский в фильме *Д’Артаньян и три мушкетера*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Прототип Портоса – Исаак де Порто – происходил из рода беарнских дворян-протестантов. Его дед бежал в Наварру из католической Португалии, где евреи и приверженцы его веры подвергались гонениям, и стал распорядителем обедов при Наваррском дворе – отсюда и гастрономические пристрастия Портоса из романа Дюма. Исаак был младшим из троих сыновей, и рассчитывать на наследство ему не приходилось, поэтому он выбрал путь военной службы. Был ли он на самом деле мушкетером – неизвестно. В 1642 г. он числился в реестре полка королевской гвардии как гвардеец роты капитана Александра дез Эссара, поддерживающей приятельские отношения с мушкетерами.
Валентин Смирнитский и Михаил Боярский в фильме *Д’Артаньян и три мушкетера*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Исаак де Порто был храбрым воином и оставил службу только после того, как полученные в боях ранения больше не позволяли находиться в строю. После 1650 г. он занимал должность хранителя боеприпасов гвардии в крепости Наварранс и дожил до 95 лет. В образе книжного Портоса писатель воплотил некоторые черты характера своего отца, генерала эпохи Наполеоновских войн, который славился не только своими военными подвигами, но и веселым нравом.
Игорь Старыгин в роли Арамиса | Фото: kino-teatr.ru
Прототипом Арамиса стал уроженец Беарна Анри д’Арамиц, происходивший из старинного дворянского рода. Его дед был протестантом и принимал участие в религиозных войнах во Франции, а отец принял католицизм и служил в роте королевских мушкетеров. После увольнения из гвардии он стал светским аббатом беарнского аббатства Арамиц, поэтому набожность книжного Арамиса тоже была вполне объяснимой – его прототип воспитывался в католическом духе и сам с юных лет увлекался вопросами богословия. При этом он отлично фехтовал и ездил верхом.
Кадр из фильма *Д’Артаньян и три мушкетера*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru
Игорь Старыгин в роли Арамиса | Фото: kino-teatr.ru
Как и прототип Атоса, реальный Арамис приходился родственником де Тревилю – он был его двоюродным братом. В роте мушкетеров он прослужил около 8 лет, затем вернулся на родину и обзавелся семьей, став отцом троих детей. После смерти своего отца он тоже вступил в сан светского аббата. Считается, что Александр Дюма наделил Арамиса чертами своего деда – аристократа, модника и ловеласа.
Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Михаил Боярский и Игорь Старыгин | Фото: dnpmag.com
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.