26 августа знаменитому кинорежиссеру Петру Тодоровскому могло бы исполниться 92 года, но, к сожалению, в 2013 г. он ушел из жизни. Всенародную любовь ему принесли фильмы «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!», но самым нашумевшим стал фильм «Интердевочка», который в 1989 г. произвел настоящий фурор среди советских зрителей. Но самое интересное осталось за кадром.
Елена Яковлева в фильме *Интердевочка*, 1989
Фильм снимали по повести Владимира Кунина «Фрекен Танька». Идея написать книгу о жизни валютных проституток пришла, когда он жил в отеле в центре Варшавы и ежедневно встречал там представительниц первой древнейшей. Он так проникся проблемами этих девушек, что после того, как был опубликован сценарий, писателя назвали в «Правде» «порнорэкетиром» за нескрываемую симпатию к продажным женщинам.
На съемках фильма *Интердевочка*
В отличие от Кунина, режиссер Петр Тодоровский с проститутками знаком не был и даже не подозревал, как они выглядят. Да и браться за этот сценарий он не хотел. Фронтовик, от которого все ждали серьезных, глубоких лирических картин наподобие «Военно-полевого романа», просто не мог снимать кино о проститутках. Но режиссера уговорила его жена Мира. Именно ей пришла идея экранизировать повесть Кунина, и она даже смогла найти для этого спонсоров за рубежом. Сама себя она называла продюсером, хотя тогда такой профессии в СССР еще не знали.
В Госкино ее затею не одобрили – уж слишком фривольной по тем временам казалась тема. Убедительно звучала только фамилия режиссера, только потому и дали согласие на съемки. «Начальство понимало, как я далек от этой темы, а потому и не способен на какую-нибудь «клубничку». Так и вышло – в фильме совсем нет «клубнички». (…) Тогда я решил: пусть это будет фильм о красивой, талантливой женщине, которая не может себя реализовать в нашей стране», – признавался Петр Тодоровский.
А вот за кадром «клубнички» было предостаточно. О начале съемок написали в журнале «Советский экран», и режиссера начали одолевать самые настоящие представительницы древнейшей профессии. Они присылали ему свои откровенные фотографии и письма, в которых заявляли: «Я давно работаю на панели, снимите меня в главной роли!». Некоторые приходили прямо на «Мосфильм». По словам режиссера, среди них были и студентки, и несовершеннолетние, и даже кандидат наук, которая встречалась с десятью мужчинами, собирая деньги на докторскую диссертацию. На самом деле они выглядели куда скромнее и неприметнее, чем в фильме, но костюмер решила добавить в образы путан театральной яркости, поэтому на экранах зрители увидели их в экстравагантных нарядах, в которых в жизни их бы к гостинице близко не подпустили.
Елену Яковлеву в главной роли Тодоровский вообще не представлял, но утвердил на свой страх и риск. Хотя в процессе съемок с ней возникли сложности: актриса отказывалась раздеваться перед камерой и сниматься в постельных сценах. А вот шведского жениха главной героини сыграл настоящий швед, актер Томас Лаустиола, не скрывавший того факта, что когда-то не только был знаком, но даже какое-то время жил с проституткой.
Самая пикантная сцена фильма, в которой Таня отдается японцу, далась непросто. «Если бы мы сняли то, что в этот момент происходило на площадке, это был бы лучший фильм в моей жизни, – говорит Петр Тодоровский. – Дело было так. Актриса лежала на кровати в нижнем белье, под кроватью поставили бревно и под музыку его раскачивали. Осветитель в такт манипулировал светом, оператор – камерой, а режиссёр сидел за кадром и ритмично расталкивал актрису. Вся группа еле сдерживала смех, а кто-то посоветовал даже запатентовать этот способ. Пока сняли этот кадр с разных точек, все были мокрые и вымотанные. Одна Лена полеживала, отдыхала».
Немногие верили в успех этого проекта, но «Интердевочка» стала лидером проката 1989 года. Люди стояли в длинных очередях на улицах и штурмовали кассы кинотеатров, чтобы увидеть фильм. За год «Интердевочку» посмотрели больше 41 млн человек. А вот в Швеции, где одна из компаний финансировала съемки, фильм так и не вышел в прокат, так как эта фирма обанкротилась, зато его купили в Японии, Германии и Канаде.
До этой работы Елену Яковлеву зрители не знали, а в 1989 г. ее признали лучшей актрисой по результатам опроса журнала «Советский экран». Правда, популярность имела и обратную сторону: ее часто отождествляли с экранной героиней. Актрису стали одолевать сомнительные поклонники, в том числе заключенные. Елена Яковлева настолько устала от того, что ее имя все ассоциируют с этой ролью, что несколько лет назад даже учредила специальный приз для журналиста, который не задаст ей вопрос об этом фильме. Конечно, это была шутка, но претендентов на приз все равно бы не оказалось – ее всегда спрашивают об этой роли.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.