Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

«Смесь Дон Жуана с Дон Кихотом»: Как композитор Микаэл Таривердиев стал прототипом героя фильма «Вокзал для двоих»

Фото: personallife.ru и aif.ru

15 августа известному композитору, автору музыки к 132 фильмам, народному артисту РСФСР Микаэлу Таривердиеву исполнилось бы 86 лет, но его уже 21 год нет среди живых. Всенародную любовь и популярность принесли ему песни, написанные для фильмов «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы», но мало кто знает о том, что его связи с кинематографом не ограничивались написанием музыки.

Идею фильма «Вокзал для двоих» Эльдару Рязанову подсказала драматическая история, случившаяся однажды в жизни Таривердиева.

Микаэл Таривердиев в молодости | Фото: tariverdiev.ru

Микаэл Таривердиев в молодости | Фото: tariverdiev.ru

Микаэл Таривердиев в молодости | Фото: tariverdiev.ru и chtoby-pomnili.com

Микаэл Таривердиев в молодости | Фото: tariverdiev.ru и chtoby-pomnili.com

Музыкальное дарование Микаэла Таривердиева проявилась еще в раннем детстве. В 8 лет он уже был автором нескольких фортепианных пьес, в 10 лет написал симфонию, а в 16 – два одноактных балета, поставленных в Тбилисском оперном театре. В кинематографе Таривердиев дебютировал еще будучи студентом «Гнесинки», написав музыку к фильмам «Человек за бортом» и «Юность наших отцов». Тогда же состоялся его дебют в Большом зале Московской конверватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.

Композитор, который подсказал Эльдару Рязанову идею фильма *Вокзал для двоих* | Фото: kino-teatr.ru

Композитор, который подсказал Эльдару Рязанову идею фильма *Вокзал для двоих* | Фото: kino-teatr.ru

Автор музыки к фильмам *Ирония судьбы* и *Семнадцать мгновений весны* | Фото: tariverdiev.ru

Автор музыки к фильмам *Ирония судьбы* и *Семнадцать мгновений весны* | Фото: tariverdiev.ru

Композитор, который подсказал Эльдару Рязанову идею фильма *Вокзал для двоих* | Фото: personallife.ru

Композитор, который подсказал Эльдару Рязанову идею фильма *Вокзал для двоих* | Фото: personallife.ru

За музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!» Микаэл Таривердиев получил Государственную премию. С Эльдаром Рязановым они сразу нашли общий язык, ведь оба любили хорошую поэзию. Жена композитора Вера рассказывала: «Они первыми широко предъявили советским зрителям Цветаеву, Ахмадулину. Эффект от той картины был таков, что их пели в подворотнях. Чтобы добиться такого исполнения музыки, которое звучит в фильме, Таривердиев на репетициях с Аллой Пугачевой не жалел сил. К каждой песне сделали минимум 30 дублей».

Микаэл Таривердиев | Фото: tariverdiev.ru

Микаэл Таривердиев | Фото: tariverdiev.ru

Композитор Микаэл Таривердиев | Фото: ria.ru

Композитор Микаэл Таривердиев | Фото: ria.ru

Автор музыки к фильмам *Ирония судьбы* и *Семнадцать мгновений весны* | Фото: tariverdiev.ru

Автор музыки к фильмам *Ирония судьбы* и *Семнадцать мгновений весны* | Фото: tariverdiev.ru

Благодаря Таривердиеву у Рязанова появилась идея фильма «Вокзал для двоих». Немногие зрители догадывались о том, что драматическая история персонажа, которого сыграл Олег Басилашвили, на самом деле случилась с композитором. Его жена Вера позже рассказала в интервью одному из изданий: «Этот роман случился в 60-е годы. Таривердиев был отчаянно влюблен в Людмилу Максакову. Ему всегда нравились красивые женщины. А она была дьявольски красива и привлекательна, а еще – чрезвычайно свободна. Этот роман закончился трагически. Произошло следующее. Они с Максаковой ехали ночью по Ленинградскому проспекту. Она сидела за рулем его «Волги». Внезапно из кустов на проезжую часть выскочил человек и попал под их машину. Как оказалось, он был пьян. Максакова не была виновата в его смерти, потому что в этой ситуации ничего нельзя было сделать. Микаэл Леонович, не раздумывая, пересел за руль и взял всю вину на себя. По-другому он поступить просто не мог... Его осудили на два года. А поскольку суд длился ровно два года, то в тюрьму его не посадили – освободили по амнистии. Самым страшным для Таривердиева было во время судебного разбирательства находиться в зале за тюремной решеткой. Его это просто убивало. В этой тяжелой ситуации Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания уехала куда-то с друзьями. И вот тут он решил все прекратить. Максакова потом ему звонила, пыталась вернуть, но, хотя ему было очень трудно, он был тверд. Потом он вспоминал об этих отношениях так: «Это была не любовь, а болезнь...».

Композитор, который подсказал Эльдару Рязанову идею фильма *Вокзал для двоих* | Фото: tariverdiev.ru

Композитор, который подсказал Эльдару Рязанову идею фильма *Вокзал для двоих* | Фото: tariverdiev.ru

Микаэл Таривердиев | Фото: personallife.ru

Микаэл Таривердиев | Фото: personallife.ru

Автор музыки к фильмам *Ирония судьбы* и *Семнадцать мгновений весны* | Фото: tariverdiev.ru

Автор музыки к фильмам *Ирония судьбы* и *Семнадцать мгновений весны* | Фото: tariverdiev.ru

Приглашенный на премьеру фильма «Вокзал для двоих», ни о чем не подозревающий композитор был шокирован и обижен. Ему казалось, что теперь все знают его историю и все обсуждают его личную жизнь. Людмила Максакова была еще больше возмущена, ведь ее версия событий была кардинально противоположной: «Вера утверждает, что ее муж спас меня от тюрьмы: дескать, Микаэл Леонович взял вину на себя, заявив, что за рулем машины сидел он, в то время как вела автомобиль я. Говорили даже, что потом эта история легла в основу фильма «Вокзал для двоих». Прочитав это, я была поражена, ведь Вера говорила явную неправду. Это чудовищный миф! Я думаю, кто-то сознательно придумал версию моей причастности к той аварии и внушил Микаэлу, что так он будет выглядеть благородней. В результате Таривердиев через годы и сам поверил в то, чего не было».

Людмила Максакова | Фото: kino-teatr.ru

Людмила Максакова | Фото: kino-teatr.ru

Микаэл Таривердиев в фильме *Адам женится на Еве*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Микаэл Таривердиев в фильме *Адам женится на Еве*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Людмила Максакова утверждала, что в тот злополучный день за рулем был Таривердиев, что он в нетрезвом состоянии мчался на большой скорости и сбил 16-летнего юношу, спешившего на свидание, и даже не остановился после этого. Впрочем, большинство знакомых все же придерживались версии Микаэла, как, например, актер Олег Басилашвили, сыгравший главную роль в фильме «Вокзал для двоих». Те, кто хорошо знал композитора, были уверены в том, что ему не нужно было «играть в благородство». Друзья за его успех у женщин и рыцарское поведение называли Таривердиева «смесью Дон Жуана и Дон Кихота».

Кадр из фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: aif.ru

Кадр из фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: aif.ru

Кадр из фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: aif.ru

Кадр из фильма *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: aif.ru

Композитор, который подсказал Эльдару Рязанову идею фильма *Вокзал для двоих* | Фото: personallife.ru

Композитор, который подсказал Эльдару Рязанову идею фильма *Вокзал для двоих* | Фото: personallife.ru

Источник


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.