Самый знаменитый фильм режиссера Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» был снят 30 лет назад, но до сих пор не теряет популярности у зрителей. Сегодня сложно представить других актеров в главных ролях, но первоначально актерский состав выглядел по-другому.
Съемки несколько раз оказывались под угрозой срыва, и Дружинина сомневалась в конечном результате, но он превзошел все ожидания. Несмотря на невероятный успех у зрителей, некоторые актеры посчитали фильм своим провалом.
Роман о гардемаринах попал к Светлане Дружининой еще в 1983 г. Его написала Нина Соротокина – инженер по образованию, преподавательница техникума. Роман был рукописным, так как ни в одном издательстве его не принимали к печати, и Соротокина предложила режиссеру использовать его для написания сценария к фильму. Рукопись долгое время пролежала дома у Дружининой, пока на нее не обратили внимание ее муж и сын.
Гардемаринов должны были сыграть другие актеры: Юрий Мороз был утвержден на роль Алеши Корсака, Олегу Меньшикову предложили перевоплотиться в Сашу Белова, а в роли Никиты Оленева режиссер планировала снять своего сына Михаила Мукасея. Сама Дружинина хотела предстать в образе Анны Бестужевой, а Марину Зудину зрители могли бы увидеть в роли Софьи.
Первым отказался от роли Юрий Мороз – он тогда завершал обучение на режиссерских курсах и должен был снимать дипломную работу. Олег Меньшиков тоже ушел, и режиссеру пришлось искать других актеров на эти роли. Снявшись в нескольких эпизодах, картину покинула Зудина, а от роли Бестужевой Дружинина отказалась сама, решив, что совмещать профессии режиссера и актрисы будет слишком сложно.
В последний момент оказалось, что сын Дружининой из-за болезни не сможет сниматься. Харатьян и Жигунов предложили пригласить на роль Никиты Оленева Владимира Шевелькова. Но его отношения с режиссером сразу не заладились, они так и не смогли найти общий язык. Позже актер сетовал: «Мне было очень некомфортно на этих съемках… Я чувствовал на себе косые взгляды, словно занимал чужое место. Свершилось чудо – мы стали популярными. Но на самом деле «Гардемарины» – бутафорская, я бы сказал, плюшевая история… Считаю картину не очень удачной, а свое участие в ней – случайным. «Гардемарины» мне лично пользы не принесли и на моей актерской карьере в определенной степени поставили крест: серьезных ролей после подобных работ не предлагают. До этой ленты я играл самых разных героев: подонков, наркоманов, любовников… А тут мне стали предлагать роли тихого, постного, гладкого мальчика. В общем, роль Оленева меня попросту раздавила».
Для Сергея Жигунова роль Саши Белова стала первой заметной работой и звездным часом. Во время съемок его призвали в армию, но Дружинина добилась того, чтобы он мог продолжать работать. Правда, после того, как его обрили наголо, ему пришлось носить парик. Молодому актеру очень хотелось достойно выглядеть в кадре и драться на шпагах не хуже Боярского. Он брал уроки у профессионального фехтовальщика, однажды актер против правил подбил клинок соперника, и тот угодил ему шпагой под бровь. Эта травма была не единственной на съемках – Светлана Дружинина упала с лошади и сломала ногу, из-за чего работу пришлось приостановить на полгода.
Татьяна Лютаева в роли Анастасии Ягужинской
Ярким дебютом стала роль Анастасии Ягужинской для Татьяны Лютаевой – в то время она только окончила ВГИК. Зрители не подозревали о том, что во время съемок финальных эпизодов актриса была на последних месяцах беременности – этот факт удалось скрыть благодаря пышным платьям. А ее дочь – Агния Дитковските, еще до рождения попавшая на съемочную площадку, в будущем тоже стала актрисой.
Ольга Машная в роли Софьи
А вот для Ольги Машной роль Софьи не была первой, но стала очень успешной – именно после этого ее начали узнавать. О съемках она вспоминала со смехом: «Забавным было наше свидание в лесу с Алешей – Димой Харатьяном. Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей придумали красивую романтическую сцену – снимали через веточки, листочки. Я бегу навстречу Алеше, бегу-бегу, березки-кустики – и из кадра невольно выбегаю. Дубль за дублем, пленка уходит. Тогда рабочим канатом меня привязали за ногу, камеру поставили в середину, а меня пустили, как пони, по кругу». Актриса считает эту работу очень важной в своей кинокарьере, хотя и признается: «Впрочем, и Софья, и сам фильм могли бы быть лучше».
Евгений Евстигнеев в фильме *Гардемарины, вперед!*, 1987
Своим успехом фильм был обязан и уже известным на тот момент актерам – Абдулову, Боярскому, Фараде, Евстигнееву и другим, а также прекрасной музыке, автором которой был композитор Виктор Лебедев. Долгие годы зрители спорили о том, что означают магические слова «ланфрен-ланфра», пока поэт Ряшенцев не признался, что это – «ничего не значащая абракадарба».
Михаил Боярский в фильме *Гардемарины, вперед!*, 1987
Две части продолжения фильма не повторили успех первой картины, но Дружинина решила снять четвертую часть, над которой сейчас и работает. Сергея Жигунова в ней не будет, так как их пути с Дружининой давно разошлись.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.