В ночь на 27 февраля в Лос-Анджелесе состоялась церемония вручения премии «Оскар». Мюзикл «Ла-Ла Ленд», номинированный в целых 14 пунктах, получил шесть статуэток — больше, чем у любой другой картины в этом году.
В ночь на 27 февраля в Лос-Анджелесе состоялась церемония вручения премии «Оскар». Мюзикл «Ла-Ла Ленд», номинированный в целых 14 пунктах, получил шесть статуэток — больше, чем у любой другой картины в этом году.
Он выиграл в номинациях за лучшую режиссуру, саундтрек, работу композитора, операторскую работу и работу художника-постановщика, а Эмма Стоун получила свой первый «Оскар» за лучшую женскую роль. Рассказываем, как снимали этот замечательный фильм.
Режиссер «Ла-Ла Ленда» Дэмиен Шазелл — фанат музыки: он любит джаз и играет на барабанах. Идея снять мюзикл у него появилась еще в 2010 году, и тогда же он написал сценарий. Но в то время режиссер был никому не известен, к тому же студиям не хотелось давать деньги именно на мюзикл, а если они и присматривались к сценарию, то вносили в него слишком много изменений. Но потом Шазелл снял удачный фильм «Одержимость», и продюсеры поменяли отношение к нему. Преодоление трудностей на пути к успеху в Голливуде — это отчасти история и о самом режиссере.
«Я точно знал, что хочу сделать после “Одержимости”. Я даже не рассматривал другие предложения, которые мне поступали. Я сосредоточился на одном — вложить ту крупицу ресурсов, которую получил благодаря “Одержимости”, прямо в “Ла-Ла Ленд”. Здесь у меня не было никаких сомнений».
Дэмиен Шазелл
Изначально главные роли в фильме должны были исполнить Эмма Уотсон и Майлз Теллер. Уотсон казалась режиссеру идеальной претенденткой на роль Мии, но она была утверждена на роль в диснеевской адаптации «Красавицы и чудовища» и вынуждена была отказать Шазеллу. В итоге роли достались Райану Гослингу и Эмме Стоун, которые играли влюбленную пару уже в двух фильмах — «Эта дурацкая любовь» и «Охотники на гангстеров».
Чтобы оценить игру Эммы Стоун, Дэмиен пришел на постановку мюзикла, в котором играла актриса, вместе с композитором Джастином Харвицем.
«В тот день я выпила целую пачку средств от простуды. Вообще-то я постоянно их пила, потому что часто болела в тот период. Уже потом я узнала, что он приходил, и жутко расстроилась: я весь спектакль была сама не своя. Думаю, это было мое неофициальное прослушивание на “Ла-Ла Ленд”. И видимо, у него [Шазелла] плохой вкус. Если он решил, что я хорошо выступила, — он ошибается.
Потом мы встретились в закусочной, поели пирогов с курицей, и Дэмиен рассказал мне о “Ла-Ла Ленде”. Я еще не читала сценарий, но он хотел познакомить меня со своими идеями. Потом я все прочла, он пришел ко мне в гримерку, показал некоторые визуальные материалы и сыграл кое-что из музыки. Это с самого начала было что-то особенное».
Эмма Стоун
Съемки шли 42 дня, а монтаж фильма длился год.
Себастиан мог стать рокером: продюсеры переживали, что молодая аудитория плохо воспримет джазового музыканта, и предлагали изменить сценарий, но режиссер от этого наотрез отказался.
Райан Гослинг обожает джазового музыканта Бейкера. Когда-то актер играл на гитаре в группе, а для фильма научился игре еще и на фортепиано. Гослинг три месяца занимался с преподавателем шесть дней в неделю, по два часа в день.
Бывшего одноклассника Себастиана, пригласившего его в свою группу, сыграл известный неосоул-исполнитель Джон Ледженд: режиссер хотел, чтобы в фильме были люди из музыкального мира. Ледженд виртуозно играет на клавишных, а для съемок, вдохновившись быстрым успехом Гослинга в фортепиано, поставил себе цель быстро освоить игру на гитаре. Разумеется, музыканту это удалось, так что дублеры ему не понадобились.
Первую сцену фильма — танцы в пробке под Another Day of Sun — снимали в субботу и воскресенье на одной из магистралей Лос-Анджелеса. В номере было задействовано 100 танцоров и примерно столько же автомобилей. Съемки осложняла не только массовость, но и жара: сложные номера приходилось исполнять под палящим солнцем. Кроме того, съемки проходили на эстакаде, и художник-постановщик проекта Дэвид Васко очень боялся за безопасность актеров: ему казалось, кто-то в суете обязательно свалится «за борт».
«Мы не использовали для съемки вертолеты. Мы планировали снять эту сцену так же, как и большую часть фильма, — одной камерой. Хотелось создать впечатление, что она снята одним дублем, поэтому в ней склеены три съемки. Мы очень долго это репетировали, заранее все подготовили и сделали раскадровку. А потом получили в свое распоряжение автостраду, закрыли ее на выходные и все сняли».
Дэмиен Шазелл
Сначала эту сцену из фильма исключили, но потом съемочная команда поняла, что без нее картина не будет работать: во-первых, нужно было сразу объявить зрителю, что его ждет мюзикл, а во-вторых, остальные музыкальные номера без первого зазвучали фальшиво.
По пятницам режиссер устраивал для съемочной группы просмотры классических голливудских фильмов: «Шербурские зонтики», «Поющие под дождем», «Цилиндр», «Ночи в стиле буги». А Райан Гослинг каждый день пересматривал «Поющих под дождем», чтобы лучше передать характер своего персонажа.
Дэмиен Шазелл и актеры во время съемок.
В картине более 20 отсылок к классическим фильмам и мюзиклам: танцевальные дуэты напоминают о тандеме Фреда Астера и Джинджер Роджерс, сцена в обсерватории — о «Бунтовщике без причины», главные герои дважды упоминают «Касабланку», а на плакатах в их комнатах изображены Ингрид Бергман и афиши старых фильмов. Цвета в кадре имитируют ретротехнологию Technicolor.
Авторы канала на Vimeo Glass Distortion даже опубликовали двухминутное видео с визуальными цитатами, которые нашли в «Ла-Ла Ленде». В нем упоминаются «Поющие под дождем», «Забавная мордашка» с Одри Хепберн, «Вестсайдская история», «Потанцуем», «Милая Чарити», «Американец в Париже», «Бродвейская мелодия» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Скорсезе.
Сцена, в которой Эмма и Райан танцуют на холме под песню Lovely Night Dance, в фильме занимает всего шесть минут, но на подготовку понадобилось гораздо больше времени. Актеры несколько месяцев ее репетировали, а на саму съемку потребовалось восемь дублей и два дня.
Режиссер хотел отразить в фильме «магический час», или, как его еще называют, «золотой час», — тот самый момент заката, когда небо окрашивается мягким красным светом. У команды было лишь полчаса, чтобы заснять нужную сцену, и это получилось только на вторую ночь, с третьего раза.
«Это непрерывный шестиминутный кадр с пением, танцами и сложным движением камеры. Нужно было тщательно поставить хореографию, заранее все скомпоновать и запланировать. И при этом актерам нужно было очаровать зрителя, вести себя непринужденно и спонтанно, чтобы на экране это выглядело легко. За кадром было много напряжения, и, если бы это напряжение ощущалось в кадре, сцена бы не сработала.
Дэмиен Шазелл
В танцевальной сцене на закате героиня Стоун одета в ярко-желтое платье, и этот наряд достался ей от самой актрисы: дизайнер по костюмам Мэри Зофрис рассказала, что вдохновлялась желтым платьем Эммы от Atelier Versace, в котором та появилась на премьере фильма «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» в 2014 году.
Перед съемками Эмма и Райан каждый день два-три месяца тренировались танцевать, но простой таймстеп Эмма умела выполнять с детства: «Это мой небольшой ритуал на съемочной площадке, таймстеп помогает мне проснуться, но это единственное, что я умела из чечетки».
Все танцы снимались одним дублем. Дэмиен Шазелл: «Мы делали много подходов, но финальные сцены сняты в один прием. Как в старые времена».
Пение актеров должно было быть в первую очередь естественным, а не профессиональным.
«Да, я нервничала из-за того, что мне придется петь, но в то же время я чувствовала себя более подготовленной, чем когда-либо. Я восемь раз в неделю пела в “Кабаре”, и у меня получилось чуть легче относиться к тому, что я ну никак не самая великая певица мира. Дэмиен хотел, чтобы наше пение звучало реалистично и естественно, а не технически совершенно. Благодаря ему меня с самого начала не так пугало, что мне вдруг придется выступать и звучать как Бетт Мидлер (актриса и певица, обладательница «Грэмми», «Эмми» и «Тони». — Прим. ред.)».
Эмма Стоун
Перед съемками режиссер узнал у актеров, какие неудачи с ними случались на кинопробах. Неловкая история, в которую по сюжету попадает Миа, на самом деле произошла с Райаном Гослингом: во время его прослушивания кастинг-директор ответила на звонок и стала обсуждать свои планы на ланч.
В фильме почти нет визуальных эффектов — кроме сцены, в которой Себастиан и Миа парят в космосе в Обсерватории Гриффита.
«В этой сцене понадобилось кое-что “закрасить”. А в открывающем фильм танцевальном номере мы добавили несколько машин на горизонте. Такого плана вещи. Кроме этого космического материала, ни одна линия не построена на визуальных эффектах. Мы все снимали в реальности, а потом старались использовать эффекты как можно меньше и незаметнее».
Дэмиен Шазелл
Студия настаивала на хеппи-энде, но режиссер отстоял свой «сладко-горестный» финал, в котором показаны две версии жизни главных героев. Организаторы «Оскара» переняли у Шазелла эту идею: сначала Фэй Данауэй и Уоррен Битти объявили лучшим фильмом года «Ла-Ла Ленд», продюсеры мюзикла вышли на сцену за статуэткой, интернет-издания молниеносно опубликовали эту новость, и лишь через несколько минут выяснилось, что награда предназначалась драме «Лунный свет».
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.