Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

"Гостья из будущего" и "Сто лет тому вперёд". Сравнение фильма и книги

Среди поклонников миров Кира Булычева, а если быть точнее Алисы Селезнёвой (ну или её приключений) давно идут споры о книге "Сто лет тому вперёд" и фильме "Гостья из будущего". Лично для меня оба этих произведения любимы с детства, каждое по-своему. Книгу я прочитал за год или два до того как увидел фильм. И поэтому ждал его выхода с большим нетерпением. И могу сказать, что я не был разочарован фильмом.

В те времена мы не были избалованы голливудскими спецэффектами. А небольшие различия в сценарии не сильно бросались в глаза детскому взгляду. Но для любителей сравнить сценарий и первоисточник, сделаны представленные ниже результаты сопоставления фильма "Гостья из будущего" и текста повести "Сто лет тому вперед", Алисы арсеновской и Алисы булычевской.

Итак, начнём!

И начать надо, конечно с заглавия. "Гостья из будущего" и "Сто лет тому вперёд". В первом случае движение из будущего, во втором в будущее.

Далее, фамилия главного героя Коли. В фильме Коля Герасимов, а в книге – Наумов

001

Кстати, в книге читатель узнаёт, какой из трёх Коль был в будущем, только вместе с Алисой. Понятно, что в фильме это сделать практически невозможно и мы изначально информированы, какой именно Коля был в будущем

Станция с машиной времени

002

В фильме она находится в подвале заброшенного дома. Дежурного на станции нет. Коля находит машину, следуя за Полиной, исследователем из будущего.

В книге она находится в квартире Колиного соседа, Николая Николаевича. Станция обслуживается постоянным дежурным, с которым Коля знаком.

В фильме машина времени обнаруживается в результате слежки, инициатором которой был Фима

003

В книге Фима никак не участвует в её обнаружении (разве что косвенно: Коля проникает в квартиру Николая Николаевича, чтобы снять мерки с фрегата по просьбе Фимы)

Дата отправления в будущее

В фильме это 13 апреля 1984 года. Указания на день недели отсутствуют; логично, однако, предположить, что это не воскресенье, поскольку вряд ли Коля стал бы надевать школьную форму и пионерский галстук, чтобы сходить за кефиром.
В книге это апрельское воскресенье 1976 года. Точная дата не указана

004

Дата прибытия в будущее

В фильме - апрель 2084 года, воскресенье. Точная дата не упоминается. Таким образом, интервал перемещения составил ровно 100 лет
В книге - 11 апреля 2082 года. Интервал перемещения составил 106 лет

005

Родители Коли

В фильме фигурирует только Колина мать, Инна Кирилловна; однако, слова Коли "Скоро мои приезжают, а я обещал" и "А как же мои?" можно рассматривать как косвенное указание на существование отца
В книге они иногда упоминаются в тексте, однако, они никогда не выходят на передний план, не произносят никаких слов. Имена неизвестны

006

Место учебы Коли

В фильме 6-й "В" класс 20-й московской школы. О профиле школы Коля не упоминает

007

В книге 6-й "Б" класс 26-й московской школы. По словам Коли, школа английская

008

Колин дом

В фильме здание советской постройки, находится в Богословском переулке
В книге Дореволюционной постройки, располагается в переулке Сивцев Вражек (в этом переулке в 40-х годах жил Кир Булычев)

009

Кефир

В "Гостье из Будущего"
Коля путешествует в будущее с пустыми бутылками и покупает кефир лишь по возвращении в свое время.

010

Купленным кефиром Коля угощает Фиму, причем тот выражает свое неудовольствие, предпочитая кефиру молоко. По словам Коли, он думал о кефире даже на космодроме.

011

К кефиру в нашем времени пристрастился Весельчак У

012

В книге Коля покупает кефир до перемещения в будущее, утром же выпивает один стакан. Кефиром питается дедушка Павел. По словам Фимы, кефир входит в его диету

Машина времени

В фильме довольно современная установка из пластика

013

В книге Похожа на будку телефона-автомата, но покрупнее

014

Кнопки на машине времени

В фильме
Ряд небольших кнопок (7 белых, между которыми – 3 красных с цифрами 1,2 и 3) и индикаторы с надписями Исходная станция, Конечная станция и Переброска закончена. Машина включается при помощи кнопки "Пуск". Функция встроенного «Кубика Рубика» неизвестна.

015

Радует что выглядела не таким образом (а может это опытный образец из более раннего времени)

016

в книге
Два ряда кнопок, ряд переключателей и ряд циферблатов. Под кнопками стоят номера и непонятные значки; под двумя кнопками есть надписи. В 1976 г.: Промежуточная станция и Конечная станция. Машина включается при помощи переключателя, имеющего две позиции: "Вкл." и "Выкл.". После выбора станции необходимо повернуть переключатель "Пуск"

017

Институт времени

Футуристическое здание из стекла и пластика (подвешенное на тросике перед камерой)))

018

"Дом был высокий, этажей в двадцать. Но окон в нем было мало. И мало углов. Как будто кто-то взял напильник и обстругал дом. Он был переливчатого, перламутрового цвета. В некоторых местах строитель забыл сгладить выемки и выпуклости, но потом Коля догадался, что это сделано нарочно. В выемках были балконы, а выпуклости были затянуты стеклом, словно стрекозиные глаза"

019

Робот-уборщик в Институте времени

В фильме биоробот Вертер, "гуманный" и "романтично настроенный", обладающий вполне человеческим обликом. Предпочитает использовать традиционные орудия труда: метелку, косу, гусиное перо. Помимо хозяйственной деятельности, выполняет учетно-административную работу в Институте

020

В книге "…странное существо, то ли рыцарь-лилипут, то ли пылесос на ножках. Головы у уродца не было, зато многочисленные ручки прижимали к бокам и спине листочки, сор, а круглые щетки выскакивали из-под карлика и, вертясь, обмахивали перила и ступеньки, а мусор загоняли в блестящий мешок, прикрепленный сзади"

020 2

Дедушка Павел

В "Гостье из будущего" это Павел Полосков, отец Федора Полоскова, капитана космолета "Витязь". Ему 132 года (т.е. он приблизительно на двадцать лет старше Коли, 1951 или 1952 г. рождения), одет он в элегантную тройку (в т.ч. и в "пиджачок") и пользуется тростью. Учился дедушка Павел в 59-й школе, на Староконюшенном (в этой школе учился Кир Булычев)

021

В книге фамилия дедушки Павла не известна, в родстве с капитаном Полосковым он не состоит, ему почти 117 лет (т.е. он на год-два младше Коли, родился 12 апреля 1965 г.), он ездит на одноколесном велосипеде, "одет, как акробат: в зеленое облегающее трико и красные мягкие тапочки". Работает он в метеорологическом управлении, таскает облака. Павел окончил 123 английскую школу, на Проспекте Мира

022

Встреча с инопланетянами

Коля встречает гуманоидов с Альфа-Центавры, интересующихся Музеем Пушкина

023

Коля встречается с представителями негуманоидных цивилизаций, лингвистами по специальности. Разговор идет о футболе

024

Другие встречи

Коля встречается с девочкой во флипе

025

со школьниками на космодроме

026

Электроном

027

знакомится с профессором Селезневым

028

Коля встречается с девочкой с пружинами вместо туфель, с юными биологами, строителями домов, капитаном Полосковым, Электроном, школьниками на космодроме, Миленой Митиной

029

Космические пираты

Крыс и Весельчак У прибыли на Землю специально за миелофоном. Оба пирата умеют перевоплощаться. Они агрессивны, нападают на сотрудников космопорта и принимают их облик

030

Крыс и Весельчак У прибыли на Землю транзитом, намереваясь попасть на Плутон. О миелофоне они узнают случайно. Принимать различные формы умеет только Крыс, используя для этого гипноз. Пираты-"зайцы" терпят фиаско при попытке улететь с Земли; их обнаруживают и с позором выпроваживают с космодрома.

031

В нашем времени Крыс предпочитает носить облик Наполеона

032

Зоопарк для космических животных

033

В фильме Космозоо – в книге Космозо

Встреча с пиратами в Космозоо

034

В фильме пираты летят в Космозоо, чтобы похитить миелофон у Алисы. Коля гонится за ними, чтобы им помешать. В книге пираты попадают в Космозо без определенной цели, а Коля и вовсе случайно

Общение Коли с пиратами

035

В фильме Коля разговаривает с пиратами, принявшими облик Электрона Ивановича и козла Наполеона. Он знает о способности пиратов к перевоплощению. В книге Коля напрямую не общается с пиратами в будущем и не знает о способности Крыса принимать чужой облик

Переходим к Алисе

возраст, внешний вид

В фильме о возрасте Алисы ничего не известно. В своем времени она учится в шестом классе
Вот как её описал Фима Королёв: "Она маленькая, волосы короткие, глаза – во! – и смотрит не по нашему"

036

Не в восторге от неё оказался и школьный учитель физкультуры: "Да… Честно скажу, впечатления не производишь"

037

В книге даётся такое описание Алисы: "…на вид Алиса была самая обыкновенная девочка, лет двенадцати, волосы у нее были светлые, коротко подстриженные, глаза голубые, ноги длинные, все как у людей, даже немного загорелая". Ей 11 лет

038

Алиса в Космозоо

В фильме Алиса ставит эксперимент по чтению мыслей Сени – животного, на вид не отличающегося от крокодила. Сеня плавает в пруду и думать не хочет. Похоже, Сеня в "ГиБ" объединяет в себе двух персонажей "СЛТВ" – Бронтю и пустотел. Алиса одета в красное платье

039

В книге Алиса ставит эксперимент по чтению мыслей пустотела – животного? растения?, внешне напоминающего обрубок бетонной трубы. Пустотел думать не хочет. Затем Алиса играет с динозавром Бронтей, плавающим в пруду. Алиса одета в красный комбинезон

040

Похищение миелофона

Чтобы украсть миелофон, пираты прибегают к хитрости, перевоплощаясь и отвлекая внимание Алисы. Коля пытается предупредить Алису, но опаздывает

041

Коле удается предотвратить попытку пиратов напасть на Алису с целью похищения миелофона. Пираты крадут миелофон, пока Алиса катается на Бронте, оставив аппарат на берегу

042

Информация о Коле

Коля сам рассказывает Электрону Ивановичу о том, что он прибыл из XX века, где учится в 20-й школе, в 6 "В" классе. Алисе эти данные передает козел Наполеон

043

Коля никому в будущем не говорит о том, что прибыл из XX века. Он оставляет надпись на скамейке: "Коля, 6-й класс "Б", 26-я школа". Алиса узнает об этом от роботов-уборщиков

Перемещение в прошлое
В фильме первым возвращается в свое время Коля. Алиса перемещается в прошлое вслед за пиратами

044

В книге первым возвращается в свое время Коля. Пираты перемещаются в прошлое вслед за Алисой

ДТП с троллейбусом

Хотя кадры фильма убеждают, скорее, в том, что Алиса успела-таки перебежать дорогу, следует заметить, что по версии ГиБ, во всяком случае, не Алиса натолкнулась на троллейбус, а троллейбус натолкнулся на Алису

045

В книге Алиса перебегала улицу и натолкнулась на троллейбус. Ушибла себе голову, получилось сотрясение мозга
- Как грохнулась головой о троллейбус - хорошо еще, что не попала под него.
- Лоб у тебя крепкий.
- Ты не представляешь, как больно было.
- Представляю. Мне аппендицит под местным наркозом вырезали. Это похуже, чем по троллейбусам головой стучать.

Коля рассказывает Фиме о путешествии в будущее

В фильме Коля рассказывает Фиме сразу же по возвращении из будущего. Таким образом, встретив Алису в первый раз, Фима догадывается, что она из будущего

046

В книге Коля рассказывает обо всем Фиме только после того, как Алиса появилась в школе

Юля Грибкова

047

В фильме неизвестно, с каким диагнозом Юлька лежит в больнице. Намек на заболевания внутренних органов можно усмотреть лишь в вопросе Алика Борисовича "Как живете, как животик?" Правда, физическую активность Юльки вряд ли можно приписать человеку, несколько дней назад перенесшему полостную операцию
В книге Юлька перенесла аппендицит, находится в больнице на послеоперационном лечении

Признание Юльке

В «Гостье» Алиса рассказывает Юле о том, что она из будущего, до визита пиратов

048

В книге Алиса открывает всё Юле только после ночной истории с выпиской

049

Эпизод с выпиской

Алиса делает вид, будто узнала "папочку"; Юлька ничего не предпринимает

050

Алиса отчаянно сопротивляется Весельчаку, Юлька приходит на помощь.
" — Где моя доченька? — сказал толстяк тонким голосом. — Где мое сокровище? — И он, широко раскрыв толстые ручищи, пошел прямо к Алисе. — Идем, идем домой, в семью, к папе и маме, — говорил толстяк, надвигаясь на Алису, как паровоз.
— Нет! — закричала вдруг Алиса. — Не смейте подходить ко мне! — Она сидела в кровати, прижавшись спиной к стене и закрывшись одеялом до самого подбородка. — Не смейте! Вы никакой мне не отец! Я вас где-то видела, но вы мне не отец!"

051

Побег из больницы

Алиса убегает из больницы вместе с Юлькой сразу же после ночного визита пиратов, на рассвете. По пути они встречают Фиму Королева

052

Алиса совершает побег одна, после выписки Юли и после второго визита пиратов, во второй половине дня. По пути она встречает Фиму Королева и Колю Сулиму

053

Использование миелофона

Для использования миелофона не требуется наушник; при этом слышать мысли может только пользователь, но не окружающие. Настройка производится поворотом кристалла.
Коля и Фима не используют миелофон. Кроме Алисы, миелофон. использует только Коля Сулима, в ее присутствии. Алиса ничего не имеет против. Дает ли Алиса послушать еще кому-то – неизвестно

054

Мысли прослушиваются через наушник с проводком. Настройка производится при помощи колесика внутри сумки с прибором.
И Коля, и Фима сами пользуются миелофоном. В ответ на просьбу Фимы Алиса отвечает, что никому не даст миелофон, однако потом дает послушать всем; только Коля Сулима отказывается

055

Шахматы

В шахматы играет сам с собой Вертер;

056

в шахматы играют девочки на уроке английского; с шахматами приходит на урок Коля Сулима.

057

Отснятый эпизод с сеансом одновременной игры, как известно, не был включен в фильм

В книге В шахматы хорошо играет Коля Сулима, он изучает учебник шахматных дебютов, по предсказанию Алисы, он станет чемпионом мира; в школе устраивается сеанс одновременной игры с гроссмейстером; Боря Мессерер дарит Алисе ее портрет в шахматной короне

058

Физкультурник

В фильме Эдуард Александрович, высокий сухощавый молодой человек. Прозвище "Илья Муромец", дважды упоминающееся в фильме и отсутствующее в книге - скорее, ироничное

059

В книге Эдуард Петрович.
"Вообще-то он был борец, тяжеловес, а как бросил спорт, растолстел, облысел и совсем не был похож на спортсмена. Хотя все знали, что он удивительно сильный".
Из-за солидной комплекции физкультурника Алиса с Юлей путают его с Весельчаком, когда он с Мартой пытается их догнать

060

"Подвиги "Алисы в школе

В фильме: Английский язык,

061

прыжки в длину;

062

прыжки в высоту (после уроков, по заказу Марты Скрыль)

063

В книге Английский язык, волейбол, математика, география, шахматы, прыжки в высоту

064

Жизнь пиратов в нашем времени

В фильме больших подробностей о том как жили в нашем времени пираты нет. Можно лишь сделать вывод об увлечении пиратов антиквариатом (достаточно развитая в сценарии тема сохранилась намеками лишь в двух-трех эпизодах фильма; причем, если в сценарии инициатором поиска старых вещей был Крыс, в фильме это, скорее, Весельчак)

065

Пираты не ищут себе жилье, но поселяются в том же заколоченном доме, где находится машина времени

066

В книге описываются многие подробности пиратской жизни.
Пираты воруют продукты, гипнотизируют кассиршу в магазине, чтобы добыть себе одежду.
Они устраиваются на работу в киносъемочную группу.
"Пираты завтракали и ужинали в ресторане, пили коньяк, ездили на такси, им вечно не хватало денег, и они воровали со съемочной площадки ценные приборы"
Крыс увлекается искусством; Весельчак "тащит его на поиски Алисы и Коли"

Ишутин

В фильме имя молодого человека, вводящего в заблуждение Алису, остается неизвестным (фамилия приводится лишь в титрах). О его профессии также не упоминается; разве что "Книга о вкусной и здоровой пище", которую он читает, может служить косвенным указанием. Скорее всего, не курит, зато имеет при себе градусник и свежую морковку
"Нет, ребята. Его уже не перевоспитать"

067

В книге Петр Ишутин, старший повар в ресторане. В момент похищения Коли курит трубку и читает детективный роман.
"— Он безнадежен, — сказала Алиса. — Его не перевоспитаешь. Таких людей лечить надо"

Сражение с пиратами

В фильме Алиса не участвует в финальной схватке с пиратами. Ребята беспомощны перед вооруженными бандитами

068

помощь приходит из будущего от Полины

069

Марта Эрастовна спасает Алису, Колю от Весельчака

В книге Алиса сражается с Крысом (Весельчак в этом не участвует) вместе с ребятами. В конце концов, Крыс обезоружен, и Алиса держит его под прицелом пистолета. Марта Эрастовна не присутствует в финальных эпизодах повести

070

Предсказания Алисы

В Фильме:
Садовский станет обыкновенным инженером и изобретет самую обыкновенную машину времени. Мила... станет детским врачом. К ней будут прилетать со всей галактики. Лена Домбазова... станет... киноактрисой. О ней будут писать стихи. А стихи будет писать… Да, Коля Герасимов.
ФИМА.: Алиса, а обо мне ты забыла!
АЛИСА: Ты... хочешь быть известным путешественником?
Ф.: Конечно, что за вопрос?
АЛИСА: Значит, будешь им. Но, к сожалению, в твоих книгах о путешествиях будут ошибки... от желания приукрасить

В книге:
— Нет, вы не правы, — сказала Алиса, — мне лучше знать. Я из будущего. В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одаренных людей. И среди них, — тут Алиса коварно улыбнулась, — будет только один обыкновенный человек — Коля Сулима. К нему специально будут приезжать на экскурсии из других стран. Он будет самым обыкновенным в истории человечества чемпионом мира по шахматам и изобретателем машины времени
— А вот Коля Садовский станет знаменитым писателем, сказочником. Он будет писать удивительные фантастические сказки
— Юлька будет детским врачом. К ней приедут лечиться со всех концов света. Мила Руткевич станет учительницей, директором школы. И очень строгим...
— Лариса будет знаменитой киноактрисой. Ее портреты будут висеть во всех кинотеатрах
— Коля Наумов станет строителем домов
— Фима Королев станет инженером. Он стал бы великим инженером, если бы поменьше хвастался

После боя

Полина не особо настаивает на том, чтобы ребята не рассказывали никому о случившемся, и не рассчитывает, что они сохранят тайну, поскольку полагает, что им все равно никто не поверит

071

Николай Николаевич вполне серьезно просит ребят хранить молчание о происшедшем и говорит, что от того, насколько хорошо им получиться сберечь эту тайну, многое зависит

072

Прощание с Юлькой
В фильме
АЛИСА: Если я смогу, я тебе обязательно напишу
В книге
Юлька поцеловалась с Алисой. И Алиса успела шепнуть ей на ухо:
— Мы с тобой скоро увидимся

073

[Источники...]

Использованы кадры из фильма П. Арсенова "Гостья из будущего", иллюстрации Е. Мигунова и Н. Орловой
Сравнительный анализ А. Фетисовой и Л. Троепольской
www.kosmonet.info
www.rusf.ru
www.diafilmy.su
www.tech.onliner.by

http://dubikvit.livejournal.com/285355.html?media


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.