Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Неизвестное о "Место встречи изменить нельзя"

«Накануне начала съёмок "Место встречи изменить нельзя" отец решил отказаться от роли Жеглова. И если бы не Говорухин, фильма могло и не быть», — рассказывает Никита Высоцкий.

 10 мая 1978 г. режиссёр Стани­слав Говорухин начал снимать «Место встречи изменить нельзя» – фильм, который с первых же минут показа стал легендой, а в последующие годы – снизил преступность в огромной стране.


А ведь снять фильм по роману братьев Вайнеров Говорухину предложил именно Высоцкий. Да ещё и заявил: «Никто так не сыграет Жеглова, как я».

— Отец, прочитав роман и будучи знаком с Вайнерами, дей­ствительно загорелся, — говорит Никита Высоцкий. — Он кипел, радовался. Но накануне съёмок попытался отказаться. Понимал: фильм отнимет у него много сил и времени, а он тогда уже был не очень здоров. Слава Богу, что Говорухин убедил его, честь ему и хвала за это. Да и отец в последние месяцы жизни признавался, что ему эта работа понравилась. Он был собой доволен.

На роль Шарапова пробовалось немало актёров. Говорухин предлагал Владимира Конкина. Вайнеры категорически отказывались. Говорухин не сильно настаивал, но привозил на пробы таких Шараповых, которые совершенно не подходили на эту роль. В конце концов Вайнерам надоело и они согласились на Конкина.

— В каждом деле есть некое закулисье, — рассказывает Владимир Конкин. — В нашем закулисье главным человеком был глава Гостелерадио СССР Сергей Лапин. А он хотел, чтобы Шараповым был я. Вот и всё! Если бы не было Конкина, картину бы вообще не разрешили снимать. Более того, картина получилась такой мощной именно потому, что мы с Высоцким составили невероятный контраст. Шарапов стал антитезой Жеглову. И ансамбль в результате сложился. Жеглов же, замечу, стал любимцем публики только за счёт обаяния Высоцкого. На самом деле этот герой создал определённое понятие — жегловщина. Это когда человек наступает сапогом на плащ невиновного Груздева, ни минуты не сомневаясь в том, что именно Груздев убил жену. И только благодаря порядочности Шарапова невиновный не был расстрелян. Увы, сегодня в полиции нет настоящих Шараповых, а Жегловы есть. Но сегодня Шараповы полиции не нужны, потому что они никогда не оставят дела, пока не докопаются до сути, не найдут истинного преступника. А такие въедливые люди раздражают.

— На роль Шарапова планировался другой актёр, — вспоминает Никита Высоцкий. — Отец в момент выбора тоже не был на стороне Конкина. Но после у них сложились приятельские отношения.

— Мы с Высоцким друзьями всё же не были, — продолжает Владимир Конкин. — Я человек деликатный и не лез в его жизнь. Володя на съёмках сам иногда приходил ко мне в номер, мы разговаривали, дома у него я бывал неоднократно, слушал его записи на прекрасной аппаратуре, которая у него стояла. Жил он тогда на излёте, но я этого не знал, не ощущал. Никогда он не выпивал при нас. Иногда приносил мне бутылку вина, говорил: «Вот сейчас будешь слушать записи, это тебе на закуску». И ставил какое-нибудь очень хорошее белое сухое вино, зная мои привязанности. А сам уходил. Поэтому для меня было страшным открытием, когда Марина Влади написала книгу о Высоцком. Я был в ужасе, когда читал про его состоя­ние, про наркотики.

Примечание Владимира Зыкова. Положим, читал я фрагменты этой книги. Изрядно преувеличено. Непонятно - зачем...

Я Высоцкого люблю по-своему. Все его перемены настроения, эпатажные штуки — мы всё пережили. Иногда он нас подводил — мотался и по концертам, и по заграницам, исчезал без предупреждения. Съёмочную группу от этого лихорадило. Меня это раздражало, не буду скрывать. Однако же кино получилось, а все наши дрязги ушли в забытьё.

Говорухин и Высоцкий очень дружили. Настолько, что на время своего отсутствия Говорухин позволял Высоцкому занимать режиссёр­ское кресло. Например, эпизоды опознания Фокса и освобождения Груздева сняты именно под началом Высоцкого. Рассказывают, что сцену с Кирпичом (Станиславом Садальским) придумал Владимир Семёнович. Именно он научил Садальского, как правильно шепелявить, показывая сценку про шепелявого идиота.

— В фильме есть несколько сцен, которые отец снимал как режиссёр, — рассказывает Никита Высоцкий. — Он очень многое умел и многое делал сам, за это его все уважали. Никому в голову не приходило, например, посадить вместо Высоцкого другого человека на лошадь. Он был очень спортивным, подготовленным. Правда, кадр, где Жеглов стреляет из автобуса, а на вопрос товарища: «Как тебя держать?» кричит: «Нежно», был снят с дублёром. Но это из-за того, что отца в тот момент на съёмочной площадке не было.

— Успех к картине пришёл, когда начались повторные показы, — говорит Владимир Конкин. — Тогда улицы городов пустели, преступность снижалась. Сменилось уже два поколения, но 20-летние всё же смотрят этот фильм. Современное кино ведь не несёт доброго начала. Деньги и секс — вот что пропагандируется. А в нашем фильме много добра, притом что рассказывается в нём о ликвидации банды «Чёрная кошка». Но у нас нет крови, вывороченных кишок, постельных сцен — ничего того, что сейчас заменило душу человека. Последняя сцена в фильме меня сильно смущала: в ней Шарапов приходит к Варе Синичкиной домой, а она стоит у окошка с младенцем-подкидышем. В романе Варя погибала. Мне тогда казалось, что это правильно — жизнь жёсткая. Но прошли годы, и я понял, как же был прав Говорухин, когда оставил сцену, в которой настоящий мужчина после выполненного задания приходит к любимой, а она с младенчиком ждёт его. Этот подкидыш стал символом доброты, началом эры милосердия. Собственно, роман ведь так и назывался — «Эра милосердия».

Интересные факты

Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией, фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две «лишние» серии сократили перемонтажом по требованию Гостелерадио.

В 1990 году группа «Любэ» спела песню про главных героев фильма — «Атас».

В романе Глеб Жеглов — молодой человек 25 лет, член комсомольского актива МУРа. По фильму персонажу Высоцкого 40 лет (как он сам заявляет «Копчёному»), Шарапову же 25 лет (именно такую цифру он называет Михаилу Михайловичу), а в книге ему 22 года.

14 апреля 2009 года в Киеве возле здания МВД Украины открыли памятник Жеглову и Шарапову.

Памятник Владимиру Высоцкому в образе Глеба Жеглова установлен в Мариуполе в центре города, рядом с рестораном «Место встречи».

В ресторане, где Фокс танцует с официанткой, за одним столиком с Жегловым сидит дочь писателя Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова и сын друга Высоцкого Вадима Туманова, Тараскин танцует с Ларисой Гузеевой, а на заднем плане среди музыкантов на саксофоне играет Сергей Мазаев. Он же играет в составе оркестра в последней серии, в кинотеатре перед показом фильма (песня «Неудачное свидание»).

Лариса Удовиченко утверждала, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова. Этот эпизод был включён в финальную версию фильма.

На роль Фокса пробовались Вячеслав Шалевич и Борис Химичев.

На роль Жеглова пробовались Юрий Кузьменков, Леонид Яновский, Анатолий Поползухин, Евгений Стежко.

На роль Шарапова пробовались Юрий Шлыков, Сергей Никоненко, Александр Курепов, Евгений Герасимов, Евгений Леонов-Гладышев, Вадим Михеенко, Владимир Рожин, Виктор Фокин, Александр Абдулов, Станислав Садальский, Андрей Ярославцев, Леонид Фомин, Сергей Иванов.

На роль Промокашки пробовался Евгений Леонов-Гладышев.

На роль Васи Векшина пробовались Андрей Градов, Андрей Ташков, Виктор Черепанов, Константин Кармазин.

На роль Гриши Ушвина пробовались Николай Буров, Владимир Носик, Семён Крупник.

На роль Ивана Пасюка пробовались Александр Пятков, Виктор Мамаев, Анатолий Скорякин.

На роль Коли Тараскина пробовался Виктор Маляревич.

На роль Левченко пробовались Александр Январёв и Александр Яковлев.

На роль Ручечника пробовался Ролан Быков.

На роль Вари Синичкиной пробовались Ольга Науменко, Ирен Азер, Елена Капица, Елена Борзова, Лариса Удовиченко.

На роль Маньки-Облигации пробовались Любовь Полищук, Нина Ильина, Наталья Ченчик.

На роль Жжёного пробовался Тадеуш Касьянов.

На роль Соловьёва пробовались Юрий Гусев и Валерий Бассэль.

Высоцкий на съёмках проявил задатки режиссёра. Он поставил сцену допроса Груздева, помог создать образ шепелявого карманника Кирпича Станиславу Садальскому, придумал эпизод с фотографией Вари, которая должна была спасти Шарапова, на двери подвальной каморки. Когда снимался эпизод со Светланой Светличной, она не знала, куда девать свои руки, и поэтому вся сцена выглядела неестественно. Высоцкий придумал выход: занять руки Светличной механическим протиранием тарелки.

Была изменена концовка картины. В романе и в первоначальной версии фильма Шарапов в конце узнаёт, что его любимая Варя погибла.

Члены преступной группировки (по именованию сотрудников МУРа «Банда высокого Блондина»), ставшей прототипом банды «Черная кошка», жили в подмосковном Красногорске. Они работали на Красногорском механическом заводе, а в свободное время промышляли грабежами сберкасс. В ликвидации этой банды принимал участие легендарный сыщик Игорь Скорин, послуживший прототипом полковника Данилова — главного героя серии произведений Эдуарда Хруцкого, два из которых были экранизированы: «По данным уголовного розыска» и «Приступить к ликвидации». Крылатая фраза «А теперь — Горбатый!» была произнесена возле частного дома в деревне Губайлово (ныне это микрорайон Красногорска).

В фильме использованы материалы реально существовавшего уголовного дела. В первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве — дело бывшего зампреда военного трибунала войск НКВД Крылова, которое расследовал один из прототипов Шарапова Владимир Павлович Арапов. Имеет свою реальную основу и дело Груздева (кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве своей жены и приговорен к смертной казни, однако работники МУРа сумели доказать его невиновность).

Неизвестное о "Место встречи изменить нельзя"

 Источник 

В тему:

Неизвестный эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя» (ФОТО)


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.