Большинство советских фильмов мы знаем едва ли не наизусть, но очень многое осталось за кадром. Постараемся приоткрыть завесу некоторых вопросов в этом посте.
Большинство советских фильмов мы знаем едва ли не наизусть, но очень многое осталось за кадром. Постараемся приоткрыть завесу некоторых вопросов в этом посте.
Сейчас зябкая осень, кое-где уже откровенная зима, холодно.... Поэтому предлагаю начать сразу с жаркого - с эротики.
Одна из первых постельных сцен появилась лишь в 1958 году на съемках «Тихого Дона». В то время актрисы были не настолько раскрепощены, как сейчас, и заставить их раздеться перед камерой режиссерам стоило огромного труда. На съемках «Тихого Дона» Элина Быстрицкая, которая играла Аксинью, наотрез отказывалась ложиться в одну кровать с Петром Глебовым. Пересилить себя Быстрицкая смогла, только когда между «любовниками» положили одеяло…
В картине «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) переодеваться за ширмой позволила себе итальянская актриса Антония Сантилли. В то время даже такая сцена являлась настоящей режиссерской смелостью!
Однако, переплюнуть популярнось Светланы Светличной, раздевшейся в "Бриллиантовой руке", не удалось даже страстной итальянке. В 1968 году Светличная поразила общество своим ракурсом и фразой "Не виноватая я! Он сам пришёл!"
Многих наших соотечественников очень будоражила постельная сцена из нашумевшего фильма "Экипаж" 1979 года с полной обнаженкой – с участием Леонида Филатова (красавчик-бортинженер) и Александры Яковлевой, сыгравшей его очередную пассию – стюардессу Тамару. Любовный акт был снят по-пижонски: под цветомузыку и через модный дизайнерский аквариум…
После «Экипажа» Яковлева колдовала на экране в новогодних «Чародеях», а впоследствии стала вице-мэром Калининграда и затем большой шишкой в РЖД.
А "Москва слезам не верит" - помните? Этот фильм стал настоящим событием. Вера Алентова сыграла в эротической сцене на пару с Баталовым. Гоша и Катя… Ну а режиссером той самой эротической сцены был ее муж. В 1981 году это было очень смело.
В трилогии "Москва-Кассиопея" работая над образом инопланетянки, Ричард Викторов хотел создать существо противоречивое. На роль Нийи была приглашена не актриса, а манекенщица Лена Метелкина (что было весьма новаторски тогда). На первых пробах Лену снимали совершено лысой. Пробы вызвали бурю. Чиновники, курировавшие фильм, в один голос потребовали отрастить волосы на голове Нийи, мотивируя свое требование тем, что положительная героиня не может быть лысой. Специально для них был придуман крошечный белый парик, который надевался на всех клонов. Проблема мини-шевелюры стала не единственной при создании образа Нийи. В фильм не вошел и эпизод, в котором Лена Метелкина должна была предстать перед зрителями обнаженной.
Режиссер хотел показать, что женщина-андроид – это искусственный человек. Искусственный человек без пупка. Была придумана сцена, в которой Нийя идет в воду и зритель видит, что у андроида нет пупка. Чиновники из Госкино, увидев эту сцену, сказали режиссеру: «Ты что, с ума сошел? Как это у бабы пупка нет? Это не женственно совсем». Стало ясно, что «пупок надо отрезать».
Как только в мире появилось кино, актеры стали выполнять в фильмах достаточно рискованные трюки. Однако с развитием кинематографа возникла необходимость замены актера в сложных сценах специально подготовленным дублером. Считается, что начало профессии каскадера было положено в 1948 году. Причем приложил к этому руку не кто иной, как Иосиф Виссарионович Сталин. Великий кормчий любил на досуге посмотреть кино. И вот однажды после просмотра очередного американского вестерна Сталин заявил: «А что, наши режиссеры так снимать не могут? Посмотрите, какие смелые люди!» Вскоре «Смелые люди» появились и на советских экранах. Именно так назывался фильм о смелом партизане. Картина почти на четверть состояла из конных трюков. Для их выполнения пригласили знаменитого циркового артиста Алибека Кантемирова. Специально для съемки эпизода с падением лошади Кантемиров разработал прием подсечку. Всего же он обогатил кинематограф сотней трюков. Его приемы джигитовки стали основой техники нескольких поколений конных кинокаскадеров.
Несмотря на строжайший запрет актёрам рисковать собой во время съёмок, многие актеры хотели выполнять трюки самостоятельно. К примеру, в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» Андрей Миронов, сыгравший в нем одну из главных ролей, все трюки (в том числе и довольно рискованные) выполнял без дублеров. Задействованные в этом фильме итальянские актеры приходили в ужас, видя, что выделывает этот «сумасшедший» русский.
Так, в одном из эпизодов Миронов на скорости 60 километров в час вылез из кабины пожарной машины, залез на аварийную лестницу и на четвереньках пробрался к ее концу. Преодолев расстояние в 11 метров, он спрыгнул на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и забрался в салон автомобиля. По мнению каскадеров, это сложнейший трюк даже для бывалых профессионалов.
И это далеко не единственный трюк, выполненный Мироновым в этом фильме. На съемках артист спускался с шестого этажа гостиницы «Астория» по ковровой дорожке, висел над Невой на высоте двадцатиэтажного дома, ухватившись руками за пролет разведенного моста, причем в это время внизу проплывал пароход…
Компьютерной графики в то время не было, а красивые спецэффекты создать хотелось. В 1988 году для новой сказки Михаила Юзовского «Раз, два – горе не беда» был изготовлен гигантский (высотой18 метров) рыцарь войны Карабарасс, сметающий все на своем пути.
В основе пятиэтажной металлической конструкции была мощная треугольная рама, изготовленная из стальных балок и опирающаяся двумя углами на 8-колесные тележки (автоприцепы для перевозки длинномерных грузов), а третьим – на КрАЗ. Вертикальная несущая металлоконструкция – это не что иное, как верхняя секция стандартной опоры высоковольтной линии. Автотягач КрАЗ накрыли стальным каркасом, обшитым сеткой, и обработали пенополиуретаном. При съемках гигантская конструкция ездила по горному плато со скоростью до 40 км в час и демонстрировала хорошую маневренность и устойчивость.
Нельзя обойти вниманием такой замечательный фильм, как "Полосатый рейс". Понимая, что придется иметь дело с настоящими хищниками, режиссер Фетин шутил: «Постараемся сделать веселый интересный фильм, если останемся живы…»
– Артисты, конечно, боялись подходить к тиграм, – вспоминала позднее дрессировщица. – Например, Алексей Смирнов (Кныш) месяц ходил вокруг клеток с тиграми, кормил их. И все для того, чтобы снять один эпизод, в котором он тащит тигра за хвост. На самом деле он только дотронулся до кончика настоящего хвоста, а тащит уже хвост бутафорский.
Сняться в сцене, когда Шулейкин сидит в ванне и к нему заходит тигр, артист Евгений Леонов согласился с условием, что между ним и тигром будет толстое стекло. Стекло поставили, но от него получился в кадре «блик». Тогда, не сказав об этом артисту, решили переснять сцену без стекла и перегородку убрали. Когда Леонов с намыленной головой обнаружил, что тигр его нюхает на самом деле, он вскочил из ванной и побежал. Так сцена и вошла в картину. – Я был первым в нашем кино, кто показал в кадре голый зад, теперь я – секс-бомба, – смеялся потом Евгений Павлович.
Единственным артистом, который не пообщался с тиграми, оказался Василий Лановой – он сыграл в фильме небольшой эпизод на пляже. – В тот момент я отдыхал в местах, где шли съемки «Полосатого рейса», и вовсе не думал ни о какой работе, – признается Василий Семенович. – Но режиссер Фетин, увидев меня случайно в Доме отдыха, подошел ко мне: «Сыграй эпизод! Там и делать-то ничего не надо, только в ужасе убежать с пляжа!» Сняли очень быстро, и я даже не предполагал, что зрителям так запомнится эта сцена. И для меня та роль стала любимой.
Закончить пост хочу вспомнив ещё один фильм, любимый фильм моей мамы. «Девчата» – одна из немногих картин нашего кино, в которой особенно ярко прописаны именно женские образы. Поэтому к выбору актрисы на главную роль Тоси Кислицыной подходили очень ответственно. Играть девочку-сиротку, поступившую работать поварихой на лесоповал, мечтали множество актрис (около полусотни). Но вся съемочная группа твердила, что эта роль должна достаться только Надежде Румянцевой. Тем временем ту до проб не допускали. Никто не понимал, что происходит, почему не приглашают Румянцеву, – она даже училась вместе с Чулюкиным и уже успешно снялась в его фильме «Неподдающиеся». Как говорят французы, шерше ля фам: оказалось, все дело в молодой красавице – жене режиссера.
– Наталья Кустинская (жена режиссера Чулюкина), очень хотела сниматься в «Девчатах», – рассказывает Надежда Румянцева. – Он не мог, да и не хотел идти против ее воли. В итоге Юра позвонил мне сам: «Надя, ты не обижайся на меня и приходи на пробы, но меня на них не будет. Пойми, я боюсь испортить отношения с Наташей, я ее очень люблю». Руководитель проекта Михаил Ромм, увидев Румянцеву на пробах, заявил: «Играть будет только эта «пичуга». Хотя «пичуге» был уже тридцать один.
Когда Румянцеву утвердили, уже почти все актеры были найдены – оставалась только главная мужская роль. Опять начались бесконечные пробы. – В конце концов утвердили Колю Рыбникова, – вспоминает Румянцева. В «Девчатах» Рыбникову и Румянцевой нужно было играть любовь, но в жизни они не выносили друг друга. Дело в том, что Николай хотел сниматься в фильме со своей любимой женой, актрисой Аллой Ларионовой, но ей роли не нашлось. Актер заочно невзлюбил «выскочку» Румянцеву. Актриса вспоминает, что сначала на съемочную площадку приехал не «просто Коля, а суперзвезда». И смотрел на актрису свысока.
Уважение к партнерше пришло во время съемок: зимнюю тайгу снимали в 30-градусную жару в Ялте – Рыбников задыхался в своем тулупе и валенках и с изумлением смотрел на Надю, никогда не терявшую бодрости духа.
Песня Александры Пахмутовой «Старый клен» была написана специально для «Девчат». После выхода фильма на экраны она обрела самостоятельную жизнь, ее распевали всюду.
Съемки картины уже подходили к своему завершению, когда все вдруг почувствовали: что-то страшно тяготит Чулюкина. День ото дня режиссер становился все более молчаливым и замкнутым. – Я очень хорошо помню, как Юра однажды после съемок сказал мне: «Толя, вот увидишь, этот фильм не имеет будущего, – делится сыгравший роль приезжего инженера артист Анатолий Адоскин. – Тогда мне эти слова показались бредом. Но когда «Девчата» вышли на экраны, от критиков не последовало ни единого отзыва. Хотя у зрителей картина пользовалась бешеным успехом. «Девчат» растащили на цитаты, фильм получил три награды международных кинофестивалей, но высшее руководство картину не одобрило. На фильм наложили уничижительный штамп – «Развлекательный жанр». Весной 1987 года, будучи в Мозамбике на неделе советских фильмов, Юрий Чулюкин упал в лестничный пролет с 10-го этажа и разбился. Некоторые его знакомые считают, что режиссер очень серьезно и долго переживал тот факт, что власти проигнорировали «Девчат». Это наложило отпечаток на всю его жизнь и могло стать причиной самоубийства.
– Я не допускаю возможности его добровольного ухода из жизни, – возражает Надежда Румянцева. – Думаю, что это был несчастный случай. Он облокотился на перила, они проломились – это невозможно подстроить».
Фильмов много, обо всех рассказать за один раз невозможно, хоть и очень хочется... Поделитесь своими любимыми фильмами и интересными фактами о них, давайте вместе вспомним и обсудим!
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.