Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Об "Аватаре". Иронично

Начинается всё с прилёта очередного межзвёздного транспортника на планету Пандора. На борту просыпается от анабиоза главгерой - Джейк Салли. Кадры выгрузки прибывших служат фоном для внутреннего монолога героя - вот, мол, был у меня брат-близец, это его дело, он три года готовился, а я вообще простой искалеченный морпех, которому здесь делать нечего...

Прилетают они на космодром в транспортном "шаттле" - симпатичное такое "летающее крыло" треугольной формы, почему-то оснащённое поворотными ТРД для вертикального взлета и посадки. На расчистке джунглей для полноценной ВПП, видимо, здесь принято экономить.

На базе обычная суета, носятся туда-сюда люди и техника. Большая часть попутчиков Джейка - новая партия солдат, причем отъезжающих обратным рейсом дембелей не видать. Солдаты прилетают, но не улетают, что уже наводит на размышления. Проезжает, между прочим, здоровенный БелАЗ (это машина из будущего и все такое, но на БелАЗ она очень похожа). Крупным планом - колёса БелАЗа, из покрышек торчит несколько деревянных стрел с ярким оперением.

Прибывшие морпехи тут же попадают на инструктаж, который проводит местный командир, которого все называют просто полковником. Ну настоящий полковник - загорелый до черноты здоровенный качок в майке, с четырьмя огромными шрамами от лица к затылку. Шрамы - от чьих-то когтей, надо полагать. Из краткого инструктажа ясно, что прибывшие, словно Язон динАльт, попали практически в "Мир смерти", все и всё их тут хочет убить. В джунглях полно злобных хищников, местные аборигены сильно недружелюбны, да и воздух ядовит (одна и радость, что скафандры необязательны, достаточно дыхательных масок, хотя их зачем-то выполнили с закрывающим лицо прозрачным забралом).

Постепенно по ходу фильма проясняется большая картина. На планете Пандора добывают некий жутко ценный минерал, который способен левитировать (показали парящий в пространстве кусочек). Занимается добычей некая злобная корпорация, которую представляет на планете типичный киношный делец-плохиш - малограмотный, циничный, озабоченный только своими прибылями (коронная фраза про аборигенов - "они живут на моих бабках"). Вообще по фильму практически все герои - клише, простые, как три копейки, но достаточно добротно выписанные и отлично сыгранные. Сам сюжет тоже прост и предсказуем - чтобы от зрелищности фильма ничего не отвлекало :) Местные аборигены - синекожие хвостатые гуманоиды трёхметрового роста - очень недовольны приходом людей. Чтобы попытаться с ними хоть как-то договориться (надо полагать, что бусы и спирт на местных не произвели впечатления), корпорация финансирует группу ученых, изучающих планету и местных обитателей. Ученых, видимо, сильно напрягает по примеру морпехов носить маски и подвергать себя любимых опасностям Пандоры, поэтому с планетой они общаются не напрямую, а посредством аватаров. В данном фильме под аватаром понимается телеуправляемый гомункул, представляющий собой почти точную копию аборигена, только что с пятью пальцами на руках и ногах (у аборигенов по 4 пальца). Оператор-человек ложится с комфортом в специальную камеру и отключается, а его сознание начинает управлять телом аватара, получая в свой мозг все сигналы от органов чувств аватара. Что за канал управления при этом используется, какое быстродействие и пропускная способность у него должны быть - в фильме деликатно умолчали... Аватары выращиваются индивидуально под своих будущих хозяев и с использованием участков генетического кода хозяев (даже с лица на них похожи), поэтому Джейк Салли может заменить своего погибшего брата-близнеца, а никто другой не смог бы.

Джейк попал под начало типовой киношной женщины-ученой по имени Грейс - влюбленной в науку и страшно сердитой на всё на свете, что мешает исследованиям. Хотя нет, вру - это все-таки не киношный, а скорее книжный штамп Женщины-Ученого. Киношная Женщина-Ученый - обычно блондинка 25 лет с обалденной фигурой, особо наукой не заморачивающаяся, которую положено весь фильм спасать от всяких напастей или монстров... Так вот, в "Аватаре" Ученая гораздо достовернее: в годах, но не дряхлая, симпатичная, но не сногсшибательная. Туземцам она искренне сочувствует и даже переживает за них, и её крайне угнетает то, что на Пандоре она попала под начало ко всяким дельцам и солдафонам. Время от времени она срывается на подчинённых и нервно курит без передышки. Видимо, тётка чувствует, что умереть от рака лёгких на этакой планетке в любом случае не успеет. Кстати, играет её хорошая актриса Сигурни Уивер, по фильмам о Чужих отлично известная как истребительница инопланетной нечисти. Но я отвлёкся...

Главная задача ученых - налаживание контакта с туземцами, и вот тут-то вся закавыка. Для туземных детей открыли школу, их учат говорить по-английски, жевать жвачку, пить "кокаин-колу" и другим ценностям американской цивилизации, но почему-то дело буксует, и земная колония на грани войны с местными. Тот самый полковник, военный руководитель базы - типовой киношный плохиш-вояка, мечтающий только разнести всё вдребезги и пополам, и лично его эти трения с туземцами только радуют. Дельца-плохиша, который на базе вроде как за главного, не волнует ничего, кроме прибыли, и он бы с удовольствием травил туземцев дустом, если бы не боялся, что это вызовет слишком большие расходы. Уже и так понятно, что случайный и ни хрена ни в чем не понимающий человек (главгерой) сейчас быстренько во всем разберется и поставит всех на свои места. Но всё равно интересно, как именно он это сделает.

У главгероя на базе есть коллега-аватароводитель (типовой Ученый-Ботан: худой и небритый хлюпик, только что без толстых очков). Завелась и приятельница, чисто на деловой почве (типовая Тётка-Пилот - острая на язык лихая баба, вечно жующая жвачку и не снимающая тёмных очков даже на ночь). Полковник-плохиш, зная военное прошлое Джейка, завербовал его собирать на планете развединформацию, за что пообещал ему скорое возвращение на Землю и оплату операции по восстановлению позвоночника. Кстати, я ещё не сказал, что инвалидность Джейка заключается в повреждении позвоночника, из-за которого у него парализованы ноги. Оказавшись впервые в теле аватара, Джейк особенно поразился возможности ходить и бегать - в своём собственном теле он уже и подзабыл, как это делается.

В общем, летят они в джунгли вчетвером (Тётка-Пилот и три аватара: Учёная-Грейс, Ботан и собссно главгерой Джейк). Транспортные средства следует описать отдельно. На Пандоре это небольшие транспортно-боевые вертолётики, сделанные по поперечной схеме, с небольшими соосными винтами в кольцевых насадках. Видимо, для красоты эти винты-импеллеры изрядно наклонены друг к другу с приличным таким положительным поперечным "V", и никого не волнует, что так будет хуже вертикальная тяга. Летать это чудо техники, наверное, может только в условиях пониженного тяготения Пандоры. Размерами машинка примерно с "Ирокез". Пузатый фюзеляж с широкими проёмами по обоим бортам, скорее всего, с "Ирокеза" и срисован. Призматическое остекление кабины на сидящих рядом двух членов экипажа напоминает "Голубой Гром" из одноимённого фильма. Шасси только лыжное, вооружение из курсового пулемёта и одного или двух турельных в десантном отсеке. Позже появляются чисто боевые версии тех же машин - то ли с закрытым, то ли вовсе без десантного отделения, обвешанные НУРСами и многоствольными пулемётами по самое небалуйся. Управление машиной ведётся за счёт отклонения импеллеров вместе или по отдельности - автомата перекоса, судя по всему, у них нет.

Так вот, высаживает этот вертолётик троицу аватаров посреди джунглей. Грейс и Ботаник вооружены пробирками для сбора образцов, Джейк вооружён внушительного вида автоматом. Автомат, как вскоре выяснилось, был ему вручён только для самоуспокоения: представителей местной фауны он не берёт. Непонятно, почему нельзя было использовать что-то более подходящее - противотанковую винтовку, например. Наверное, с ней сюжет уже не срастался. Так что, выручая непутёвого сценариста, Джейк должен был шастать по джунглям с бесполезным автоматом. Ессно, на него тут же напали местные шушпанчики (самая мелкая из этих шестиногих зверушек была побольше уссурийского тигра), и, ессно, при бегстве от них главгерой в джунглях потерялся.

Грейс и Ботан - которые местных зверушек почему-то не заинтересовали от слова совсем - долго бегали по джунглям, потом летали на вертолёте и даже кричали "ау", но беднягу Джейка так и не нашли (радиомаячки, портативные рации - они ж для слабаков). Ночью всякая деятельность за пределами лагеря запрещена, так что вертолётик улетел, оставляя главгероя его непростой судьбе. "Он не продержится до утра", как с горечью заметила на прощание Грейс. Ну, в конце концов, это был всего лишь аватар: самому Джейку, спящему в камере управления, ничего не угрожало.

Автомат он потерял и носился по ночным джунглям, отбиваясь от мелких (с лисицу где-то) шушпанчиков с помощью факела-копья, пока его не нашла и не спасла от верной смерти Прекрасная Туземка. Ну, предполагается, что это прекрасная туземка - а так-то просто жуткого вида синяя хвостатая тётка с луком. Туземка, ессно, оказалась дочерью местного вождя, которая терпеть не может "ходящих в сне" (аватаров), но именно этот ей чем-то приглянулся, даже убивать его передумала. Естественно, приводит она Джейка в племя, и там, естественно, его после долгих споров решают не убивать, а обучить мастерству воина и охотника, принять в племя, сделать мужем дочери вождя и великим вождём потом во второй части. Есть у Прекрасной Туземки, разумеется, и местный жених - типовой Туземный Воин, который нутром чует законы жанра и понимает, чем чревато для него лично появление в племени этого чужака. И, хотя руки у него и чесались пристукнуть соперника, но против сюжета-то не попрёшь. В общем, поселился Джейк Салли (местные называли его Жейксулли) в племени, заснул в местном гамаке, а проснулся в камере управления посреди лагеря землян. Так обычно и происходило - пока оператор спит, аватар бодрствует, и наоборот. Воображаю, как подобная система ценилась на Земле любителями ночной жизни и занятыми людьми вроде беляевского профессора Вагнера.

В общем, начались трудовые 24-часовые будни Джейка: пока спал аватар, Джейк в виде увечного землянина жил в земном поселении, наговаривая свои наблюдения на видеокамеру и переваривая с помощью ученых усвоенную в племени информацию, а большую часть дня он в виде молодого и здорового туземца шастал по джунглям, усваивая местный язык и культуру. Перед ним поставили цель - уговорить туземцев переселиться из их деревни куда-нибудь подальше в трёхмесячный срок, поскольку деревня стоит на крупнейшем месторождении ценного минерала. "Кнутом их прогнать мы всегда успеем", - как сказал ему плохиш-Вояка, - "а ты пока попробуй пряником".

Отдельно надо сказать о джунглях и вообще планете Пандора. В фильме эти джунгли и весь антураж составляет практически главную часть картины, и нарисовано это всё действительно классно. Густая растительность, гигантские деревья, необычайного вида огромные грибы. Деревья настолько велики, что по веткам туземцы (трёхметровые дылды) спокойно ходят пешком и даже ездят верхом. Среди леса местами торчат скалы, в воздухе висят покрытые зеленью парящие острова (видимо, левитируют благодаря тому самому чудо-минералу), текут реки, низвергаются водопады... На большом экране и в стереокинотеатре это всё действительно потрясающе смотрится. Ночью, когда Туземка затушила факел Джейка, стало видно, что всё вокруг светится - листья, грибы эти, папоротники, даже местная живность. Особенно позабавили ящерки со светящимся крылом в виде архимедова винта - они летают, вращаясь, как вертолётики. Тщательность проработки деталей во всём фильме не может не радовать - компьютеры будущего, трёхмерные карты планеты и те де, настолько же достоверно всякие мелкие детали были проработаны разве что в "Звёздной пехоте".

Внимание к мелочам вообще говорит о хорошей работе сценаристов "Аватара". Главгерой, переселяясь на пару месяцев на запасную научную базу в глуши, постепенно обрастает бородой и длинными волосами, а когда он берёт свои параличные ноги руками и переносит их на коляску - видно, что это костлявые до дистрофичности ноги, какие и должны быть у человека, ногами не пользующегося. Актёр-то - вполне здоровый человек (это киборг Маркус из "Терминатора-4", кстати). Ноги в кадре, скорее всего, не его на самом деле. Вот с фауной и туземцами, ИМХО, у художников фильма вышел прокол. Или туземцев надо было сделать менее земными, или остальных животных Пандоры, наоборот, ближе к земным. На той планете все крупные животные - безгубые и безносые (дышат через дыхала в основании шеи) зубатые рептилии на шести ногах, а вот аборигены в принципе от людей отличаются только пропорциями тела и лица, поэтому смотрятся среди животных Пандоры такими же чужеродными, как и земные люди. У местных шушпанчиков имеется встроенный мозговой интерфейс - пара длинных мясистых отростков на голове со специальным пушистым венчиком на конце у каждого. Перепутываясь с таким же венчиком у другого существа, интерфейс входит в контакт и позволяет обмениваться чувствами и мыслями - этим пользуются туземцы, общаясь с приручёнными животными. У самих туземцев интерфейс только один, и упрятан он в толстую длинную косу на голове. Тоже, ИМХО, дурацкая деталь - а если бы некому было сплести эту косу? Это всё равно, что наш спинной мозг был бы частично открыт и нуждался бы искусственной защитной накладке.

Так или иначе, а интерфейс имеется, и есть, к чему его прикрутить. Как выяснили учёные, все деревья на Пандоре соединяются корнями и могут обмениваться информацией, образуя подобие мозга. Быстродействие у "мозга" таких размеров, конечно, будет никакое, в фильме об этом явно не говорят, но из дальнейшего видно - таки да, изрядный "тормоз" этот всепланетный разум... Аборигены называют этот разум Эйва, он у них что-то вроде верховного божества. Худо-бедно общаться с этим разумом можно через специальное священное дерево с чувствительными ветвями (к ветвям присоединяется мозговой интерфейс). То ли это дерево одно на всю планету, то ли другие такие растут очень далеко - но для местного племени это дерево является величайшей святыней. Узнав об этом, Плохиш-Вояка был очень доволен: "теперь мы крепко держим этих туземцев за яйца". Правда, есть затруднение в виде неких электромагнитных вихрей, эпицентр которых как раз в месте произрастания чудо-дерева. Что это за вихри такие - похоже, толком не знают даже сами сценаристы, которые их придумали. Как говорят в фильме, там "ракеты не наводятся и ничего не работает", но по ходу сюжета выходит, что как бортовая аппаратура вертолётов, так и радиосвязь отлично работают в этом самом вихре. Да и аватары тоже продолжают управляться как ни в чём не бывало - а ведь они неким каналом должны быть постоянно связаны с хозяевами.

Всё своим чередом, главгерой усваивает язык и охотничьи премудрости, приходит время ему приручить персонального ездового дракончика. Дракончики (туземцы их называют икранами) довольно оригинальные, похожие на мифических вийвернов, но имеют, кроме крыльев, летательные перепонки ещё и на задней паре ног. Аэродинамическая схема "тандем", стало быть. В полёте икран довольно бестолково машет обеими парами крыльев, хотя практичнее было бы по-стрекозьи работать только одной парой. В общем, приручил главгерой своего икрана, ознакомился с полётами в ПМУ, простыми видами пилотажа, а также с приёмами воздушной стрельбы из лука. Познакомился и с хищниками, которые в природе охотятся на икранов - настоящих драконов размером с Су-27, их называют как-то вроде "трак". Внешне траки напоминают пропорционально увеличенных икранов, но в эффектной красно-чёрной полосатой раскраске (сами икраны камуфлированы зелено-коричневыми пятнами). Прекрасная Туземка рассказала главгерою, что в незапамятные времена великий вождь сумел приручить такого трака и объединил враждующие кланы. "Ага", сказал про себя главный герой и все зрители фильма.

В общем, выучился Джейк на охотника, и вроде даже поразведал что надо. И плохиш-Вояка даже предложил ему лететь на Землю первым рейсом, там ему сделают операцию и вернут возможность ходить. Но по роже Джейковой уже видно, что он жить не может без этой планеты и своей синей подруги. "Тащ полковник, - говорит, - надо бы подождать, вот меня в племя примут официально, там я мигом кого угодно уговорю эвакуироваться с месторождения". "Ну ладно, действуй" - говорит Плохиш. Хотя сразу стало понятно, что не верит он уже Джейку нифига.

Так или иначе, Джейка официально приняли, он взял в жены ту самую Прекрасную Туземку, и, разумеется, весь кайф ему тут же ломают на корню. Наутро после всех праздничных церемоний в священную рощу (не ту, через которую можно с планетным разумом разговаривать, а просто очень похожую) вламываются гигантские бронированные бульдозеры. Джейк семафорит, пытаясь остановить уборочную технику, а Делец-Плохиш из головного бульдозера (решил вдохновить подчинённых личным примером, надо полагать) командует "продолжай движение, он поймет, кто тут главный". Джейк в ярости расколотил камеры внешнего наблюдения на бульдозере. Плохиш-Вояка узнал его синюю аватаровскую рожу по видеозаписи с разбитой камеры, рассвирепел и разогнал всю эту научную лавочку, поотключав всех аватаров и посадив ученых под домашний арест.

Грейс от лица учёного сообщества принялась возмущаться - это что, мол, за ёрш вашу медь? Мы ведь ещё не пробовали с ними договориться, а вы уже готовы силу применять! Плохиш-Вояка в ответ демонстрирует видеозапись из Джейкова дневника, где сам Джейк признаёт: туземцев нельзя уговорить бросить свой дом. "Им ничего от нас не надо. Пиво и джинсы им не нужны. Нам нечего им предложить, они не уйдут..." В общем, всем становится ясно: раз существа не признают фундаментальных ценностей западной цивилизации (джинсов и даже, подумать только - пива!!), с ними можно говорить только языком ультиматумов. Для того аватарам (Грейс и Джейку) разрешили еще разок прогуляться до деревни туземцев.

Туземцы, ясно-понятно, землян не послушались, поэтому злобный Плохиш-Вояка разнёс с вертолётов всю их деревню вместе с гигантским деревом, на котором деревня была построена. Дезертировала из боевого порядка одна только Тётка-Пилот на своём вертолётике, заявив "я на такое не подписывалась". Оргвыводов в её отношении не последовало (зря, как оказалось), а вот учёных на базе заперли окончательно. Их бесчувственных аватаров потащили на себе отчаявшиеся туземцы-погорельцы, на что-то ещё надеясь.

Ессно, надеждам суждено было оправдаться (всё-таки один из аватаров принадлежал главгерою). Тётка-Пилот вызволила всех учёных из-под ареста; охрана аэродрома на базе посреди враждебной планеты, видимо, считается излишней, поэтому вся эта гоп-компания без проблем погрузилась в ближайший заправленный вертолёт и взлетела. Единственный, кто попытался их остановить - это сам бравый Плохиш-Вояка. Ну правильно, если организацию караульной службы провалил напрочь, так хоть самолично поучаствуй в задержании. В общем, поняв, что птички улетают, Вояка прорычал "всем надеть маски!", по-шварценеггеровски высадил дверь с ноги, без маски выбежал в ядовитый воздух и попытался остановить беглецов, выпустив по взлетающему транспортному средству целый "рожок" из автомата. Вертолётик-то не пострадал, а вот Грейс получила пулю в живот. Тем не менее - они мало того, что улетели сами, так ещё и подцепили с собой ещё и передвижную кабину управления аватарами. Говорю же, охрана имущества базы там поставлена просто офигительно. Даже удивляюсь, почему туземцы до сих пор не вооружены поголовно автоматами, "случайно пропавшими" со складов... Но я опять отвлёкся.

Всё своё хозяйство беглецы уволокли вертолётом к самому священному дереву - там "электромагнитный вихрь" помешает кабину обнаружить. Умирающую Грейс попытались спасти с помощью Эйвы, всепланетного разума. Приволокли саму Грейс и её аватара к священному дереву и принялись молиться всем племенем, чтобы Эйва пересадила разум из тела Грейс в безмозглого аватара. Вот тут был первый неожиданный для меня поворот сюжета. Грейс умерла, её аватар так и не оживает, уже все потеряли надежду. По законам кино как раз сейчас, когда никто на него уже не смотрит, аватар должен был захлопать глазами и встать - "где я?" Однако нет, не встал. Так и осталась она мёртвой, Учёная-Грейс. Жалко, между прочим. "Чужой" её бил-бил, не убил, "Чужие" целой толпой били-били, не убили, а тут какой-то Вояка выбежал, автоматом махнул - и всё, ку-ку. Вот оно как, не быть главным героем фильма.

Немного погоревав, Джейк вдруг вспомнил, что он ещё не приручил гигантского дракона-трака, а уже пора бы это сделать и стать великим вождем. Сказано-сделано: дракона приручил и прилетел к офигевшим туземцам. Именно так, буднично - сначала он прыгает на спину дикому дракону, а в следующем кадре прилетает уже на нём, и громовым голосом заявляет "слушайте сюда". А чё сам процесс приручения показывать, спрашивается? Практически каждую тысячу лет такое на Пандоре кто-нибудь да проделывает, тривиальная задачка.

В общем, приступил наш главгерой к объединению племен, чтобы дать отпор зарвавшимся землянам. А Плохиш-Вояка не дремлет. Засёк он с орбиты кучкующихся туземцев, и понял - что-то надо делать. Точнее, что-нибудь разнести - он же всё-таки Вояка. Разнести надо что-то важное, невзирая на его военную ценность. Спрашивается, что можно разнести у дикарей? Чудо-дерево, конечно. Лишившись своей святыни, туземцы, несомненно, сразу же откажутся от мыслей о войне, полюбят землян и заключат с ними вечный мир, не мешая им грабить планету. Особая цель требует особых средств. Если дерево-деревню размером с Останкинскую телебашню накануне разносили с помощью обычных РСов с вертолётов, то на чудо-дерево размером с некрупную берёзку нужно вывалить сразу 15 тонн взрывчатки. Иначе ведь ничего не получится.

В импровизированный бомбардировщик превратили тот самый транспортный "шаттл", загрузив взрывчатку на тележках прямо в грузовой отсек. Вместо того, чтобы в безопасности ждать на космодроме или стратосфере, когда ему укажут цель, и потом уже к этой цели быстренько прилететь - несчастный транспортник заставили перейти в "вертикальный" режим и потащили с черепашьей скоростью вместе с основной армадой вертолётов. Сколько он топлива при этаком полёте пережигал - страшно представить. Понимая, что столь гениальная тактика применения импровизированного бомбардировщика чревата последствиями, "шаттл" оснастили оборонительными средствами: прямо на фюзеляже сверху насыпали капониры, в которых укрыли пехотинцев с автоматами. Я ничего не придумываю, так было в фильме! На обшивке летящего космоплана. Сверху. Капониры. И в них люди. Стоят. С ветерком. Да-да :) "Кино, ёптыть", как сказал бы Шура Каретный.

Флагмана той армады надо описать отдельно. Этакий квадратный воздушный дредноут. В воздухе это чудо держат 4 маленьких импеллера по углам. Пропорции примерно как у пачки сигарет, на углах у которой 4 пробки от бутылок-полторашек. Я сначала решил, что это дирижабль на самом деле, потому что одной аэродинамикой такое чудо вертикально взлетать не должно бы. Однако внутри у него вместительный транспортный отсек, никаких тебе баллонов с несущим газом. А снаружи, надо заметить, он весь усажен стрелковыми точками и подвесками с ракетами. Да и броня, судя по всему, неплохая. Чумовой летательный аппарат, киношники в очередной раз отличились. Тут даже ссылка на пониженное тяготение Пандоры уже как-то не катит.

Прёт вся эта армада бомбить чудо-дерево, а Джейка прёт от собственной крутизны. Кроме воодушевляющих речей, его приготовления к отпору свелись к разговору с Эйвой - ты, мол, помоги нам как-нибудь, планета, а то ведь и тебе плохо будет. Прекрасная Туземка "утешила" своего наречённого - ты извини, мол, но Эйва никому не помогает, она только поддерживает равновесие.

А Плохиш-то не шутит. С вертолётов высадили ещё и десант на поверхность, так что под армадой понизу пешком поспевают бравые пехотинцы. Зачем бедолаг высадили там, куда вскоре собираются сбросить 15 тонн взрывчатки - не знаю. Видимо, чтобы получилось более зрелищное мочилово, а то одними воздушными боями обходиться не так интересно. В качестве огневой поддержки у пехоты - оригинальные боевые машины, в играх подобную технику обычно называют "мехами": шагающее шасси с руками, повторяющее движения сидящего внутри человека-оператора. На базе мехи выполняли роль погрузчиков, а сейчас им дали в лапы ручные пулемёты с примкнутыми гигантскими штыками. Этим зазубренным клинкам размером с бензопилу позавидовали бы даже Рэмбо вместе с Крокодилом Данди!

Начинается, как можно ожидать, великое месилово. Орава морпехов, медленно шлёпающая по джунглям, так и просит применить по ним партизанскую тактику "бей-беги" с ловушками и стрельбой из-за укрытий. Ведь в свое время американцы со всей их супер-пупер оснасткой здорово сели в лужу, воюя с партизанами во вьетнамских джунглях... Та же тактика наскоков и засад, как ни странно, годилась бы даже и в воздухе, поскольку толпа вертолётов тащится еле-еле (их скорость ограничена топающей внизу пехотой - в плане тактики Вояке равных нет) между гигантскими деревьями и парящими в воздухе островами, которые могут предоставить укрытие. Однако мужественные аборигены под мудрым руководством земного морпеха предпочитают геройски умирать, тупо кидаясь толпами на пулемёты. Конечно, это ведь гораздо зрелищнее. И всё, казалось бы, на этом, всех хороших сейчас убьют и плохиши отпразднуют победу, но тут, откуда ни возьмись, планета просыпается и всем показывает какую-то матерь. В самый что ни на есть кульминационный момент схватки на землян наваливается огромная толпа местных шушпанчиков (бегающих и летающих), на расстрел которых попросту не хватит никаких патронов.

Но для плохишей не всё ещё потеряно. Мы же помним, что посреди боевого порядка тащится "шаттл" с его 15 тоннами взрывчатки. Так вот, он почти уже дотащился, хотя его воздушное охранение практически в полном составе сбито путём лобового столкновения с дракончиками. И вот, казалось бы, всё, пилоты на боевом курсе и дают команду сбрасывать нагрузку. Но тут, откуда не возьмись - Джейк на своём огромном драконе! Он быстренько разделался со всеми бедолагами на крыше транспортника, которые пытались оборонять "шаттл", и засунул взведённую гранату прямо в сопло одного из двигателей, а потом перепрыгнул с обречённого аппарата на пролетающее мимо транспортное средство (это оказался воздушный дредноут Плохиша-Вояки). Потеряв один из подъёмных двигателей, "шаттл", естественно, опрокинулся и рухнул. Совершенно правильно в фильме показано, что при его ничтожной поступательной скорости он рухнул вертикально вниз. То есть примерно туда, куда негодяйские лётчики и хотели сбросить свои 15 тонн взрывчатки (напоминаю, что команду на выброс они отдали как раз перед опрокидыванием своего аппарата!). Взрывчатка всё ещё там, внутри, плюс неизрасходованное топливо, в общем - должен был быть большой бабах и полный песец священному дереву. Однако взрывчатка, видимо, была супер-инертная (или поставщики нагрели негодяйскую корпорацию, под видом взрывчатки подсунув обычный песок). В общем, сдетонировало только топливо, взрывчик был так себе, скромненький, к тому же пилоты с точкой сброса здорово промахнулись - чудо-дерево даже не задело.

С воздушным дредноутом о четырёх винтах Джейк разделался испытанным способом - гранатой в двигатель, после чего Плохишу-Вояке пришлось срочно эвакуироваться. Парашюты - это для слабаков, а наш Вояка забрался в один из "мехов", что были в грузовом отсеке гибнущего вертолёта. Прихватив с собой пулемёт, он в своём мехе эффектно так сиганул вниз метров на 50 без парашюта, и даже ничего себе не отбил, амортизация у мехов была явно на подобные прыжки рассчитана. А приземлился мужик не где-нибудь, а рядышком с мобильной кабиной управления аватарами, где мирно похрапывала земная сущность главного героя! Где-то там, по идее, должен был быть ещё и бодрствующий Учёный-Ботан, чьего аватара недавно убили во время всеобщего месилова, но Ботан из кабины куда-то вышел - вероятно, по естественной надобности за кустик. Судя по дальнейшим событиям, у него были все шансы облегчиться на неделю вперёд.

Плохиш уже подошёл было к кабине, радостно потирая манипуляторы, когда на него набросилась Прекрасная Туземка верхом на хищном шушпанчике размером с этого меха. Пулемёта Вояка как-то лишился, но у него остался штык-нож размером с бензопилу - и этим-то ножичком он совершенно негуманно выпотрошил шушпанчика, нейтрализовав при этом Туземку (она оказалось придавлена тушей зверюги). Тут на сцене появился Джейк, точнее его аватар собственной персоной. Надо воздать должное Плохишу: лишился практически всей своей армии, священное дерево не уничтожил, в общем, птичка Обломинго ему конкретно так помахала крылом, а тут еще и разборка с главным героем (это кино, так что исход схватки заранее известен), но Вояка не спасовал, нет! Всё-таки мощный по-настоящему персонаж, матёрый. "Всё кончилось, полковник!" - "Ничего не кончилось, я не давал такого приказа!! Что, понравилось бегать по джунглям во сне? Нашёл себе местную сучку, решил изменить Родине? Пора проснуться, солдат!" И - хрясть манипулятором прямо в окно кабины управления! Джейк - настоящий - глотнул ядовитого воздуха, закашлялся, но усилием воли зажмурился и снова взял в руки управление зашатавшимся аватаром. Совместными с Прекрасной Туземкой усилиями они привели в негодность вояковского меха. И вот тут был второй совершенно неожиданный для меня поворот сюжета. По всем правилам, плохиш должен был надеть маску, выбраться из разбитого меха и в лучших традициях кон-фу разобраться на кулаках с Джейковым аватаром. Главгерой просто обязан хотя бы разок дать плохишу в табло, это ж кино! Однако нет, не врезал. Плохиш так и помер там, внутри разбитого меха. Даже странно.

Ну а далее - обыкновенный хэппи-энд. Джейк, выполнив аватаром всё необходимое, наконец отключился и пополз за дыхательной маской. Натянуть её он так и не успел, потеряв сознание, но тут вмешалась Прекрасная Туземка, забравшись в кабину и одев-таки маску на землянина Джейка. Уцелевших морпехов, всех в бинтах и в синяках, под туземным конвоем проводили в улетающий "шаттл". По кислой роже Дельца-Плохиша, который тоже тащился в этой колонне, было ясно: ранее следующего финансового года негодяйская корпорация вряд ли снарядит новую экспедицию на Пандору. Джейку окончательно надоело быть увечным землянином, он хотел стать синим хвостатым гуманоидом. И стал-таки - операция пересадки сознания, которую безуспешно пытались проделать с Учёной-Грейс, для Джейка была успешной. Вот, собственно, и всё.

Пока писал, как-то получилось, что фильм изобилует "развесистыми клюквами". Надо сказать, что все эти корявости и нестыковки сюжета, о которых я тут помянул, во время фильма как-то не бросаются в глаза - это просто сейчас, за столом и неспеша вспоминая это всё, странности уже начинаешь замечать. Всё-таки фильм действительно хороший и добротно сделанный, по зрелищности равных ему найдётся немного. Хотя и видишь развитие сюжета на полчаса вперёд, всё равно смотришь на одном дыхании. Просто очень красивая сказка, которую некоторые недоработки сценаристов практически не портят.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.