Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Другая жизнь (ФОТО)

Рассказывает Александр Савельев: «Я уверен — у женщин-фотографов часто есть смелость, которой не хватает мужчинам. Смелость снимать без оглядки на принятые стандарты, просто «потому что мне так нравится». И Лиллиан Бассман мне кажется очень хорошим примером этой смелости.

Уже тогда, в 50-х годах, ее снимки довольно сильно отличались от общепринятой журнальной фотографии. Стандартом был вполне реалистичный и конкретный стиль, Бассман же всячески старалась уходить от конкретики — чтобы добиться нужного эффекта, она часто снимала намеренно вне фокуса, на длинных выдержках, с двойной экспозицией. Ее фотографии не рассказывали об одежде документально — они, скорее, создавали атмосферу — неопределенную и загадочную, и потому привлекательную».

(Всего 28 фото)

BassmanHimmel12 800x618 Другая жизнь


Источник: Жжурнал/kunst-camera

 

BassmanHimmel01 Другая жизнь

1. Across the restaurant, 1949 (printed 1994)

BassmanHimmel02 Другая жизнь

2. By Night, Shining Wool and Towering Heel. Harper´s Bazaar, 1954

BassmanHimmel03 Другая жизнь

3. Margie Cato, Junior Bazaar, 1950

BassmanHimmel04 Другая жизнь

4. Lingerie, 1951

BassmanHimmel05 Другая жизнь

5. The Line Lengthens: Lingerie by Lily of France, 1955

BassmanHimmel06 Другая жизнь

6. Barbara Mullen, 1958

Однако настоящая известность и «вторая жизнь» пришла к снимкам Бассман намного позже. В начале 60-х она прекратила снимать моду для журналов — fashion-фотография всё больше становилась потоковой индустрией, и ее это не устраивало.

«Раньше я могла долго болтать с моделью, делать ей прическу, работать над ее образом и разговаривать с ней о ее детях — и это нас настраивало на съемку. А в 60-х годах мне давали модель не больше, чем на два-три часа… И на съемках стали присутствовать все эти парикмахеры и визажисты. Да и модели стали моложе — а мне очень сложно было снимать шестнадцатилетних девочек в таких ужасно дорогих и немыслимых нарядах, которые ни одна обычная девочка не может себе позволить. Всё это было не по мне».

В 1971-м, наводя порядок в своей студии, Бассман решила, что негативы ее старых рекламных снимков уже нет смысла хранить. Куда-то она их, как ей казалось, выбросила, и сама долгое время считала их утраченными. Однако некоторые рукописи не горят, и некоторые коробки с негативами можно найти двадцать лет спустя просто в угольном сарае — именно так и случилось. И тут-то и началось самое интересное: в начале 90-х годов Бассман, которой тогда уже было за семьдесят, начинает печатать свои старые негативы заново — очень контрастно, смело, всячески колдуя над ними при печати.

Большинство известных сейчас фотографий Бассман — результат именно этой авторской печати, «ремейк» начала 90-х годов. Подобно пикториалистам начала века, при печати она изменяла изображение весьма радикально — и в этой авторской редакции ее работы больше напоминают графику и живопись, чем изображение, полученное фотоаппаратом. Произошла удивительная трансформация: снимки, когда-то сделанные в рекламных целях, обрели новую форму и новый смысл, новую художественную ценность.

Еще одним ключевым моментом мне кажется то, что Бассман достала из сундука эстетику другой, уже забытой и прошедшей эпохи. И это не просто ретро, не те 50-е, какими мы их привыкли видеть в кинохронике или в снимках других фотографов, — в ее отпечатках воплощается какая-то другая реальность, вневременная, иная, параллельная… что-то такое, чего на самом деле никогда и не было.

По сути своей, это уже не съемки моды — это, скорее, воплощения снов о модных женщинах какого-то другого времени или даже другого пространства. Сновидение, в котором очертания предметов размыты, образы и лица расплываются и ускользают, — всё это выглядит очень притягательно и оставляет зрителям пространство для собственной фантазии.

BassmanHimmel07 Другая жизнь

7. Mary Jane Russell, 1950

BassmanHimmel08 Другая жизнь

8. Sunny Harnett, 1956

BassmanHimmel09 Другая жизнь

9. Betty Threat, 1957

BassmanHimmel10 Другая жизнь

10. The Spotted Furs, 1954

BassmanHimmel11 Другая жизнь

11. Dior Hat, 1949

BassmanHimmel12 Другая жизнь

12. More Fashion Mileage Per Dress, 1956

BassmanHimmel13 Другая жизнь

13. Carmen having tea, c.1950

BassmanHimmel14 Другая жизнь

14. Barbara Mullen, 1950

BassmanHimmel15 Другая жизнь

15. The cape is Back, 1949

BassmanHimmel16 Другая жизнь

16. Georgia Hamilton, 1956

Кстати говоря, сама Лиллиан Бассман всю жизнь предпочитала самую простую одежду — джинсы и рубашки, никаких платьев. Шутила, что одевается в магазинах для моряков. Когда в 1990-х годах заново напечатанные снимки Бассман стали своего рода сенсацией, у нее прошло несколько персональных выставок, журналисты писали о вновь найденном фотографе, о том, что именно ей удалось сделать рекламную фотографию искусством… Но главное — у нее снова появились заказы от престижных глянцевых журналов.

Бассман, сухонькая восьмидесятилетняя старушка, снова вернулась в мир модной фотографии. И, в общем-то, осталась верна своему стилю:

«В черно-белых фотографиях есть энергия, есть загадка, — я не знаю, как это описать. Это либо чувствуешь, либо нет. Я так вижу вещи — в черно-белом. Я понимаю, что можно снимать в цвете, но цвет не приносит мне тех эмоций, которые дают мне черно-белые фотографии. Для меня это очень волнующе».

BassmanHimmel17 Другая жизнь

17. Anneliese Seubert, NY Times Magazine, 1997

BassmanHimmel18 Другая жизнь

18. Anneliese Seubert, NY Times Magazine, 1997

BassmanHimmel19 Другая жизнь

19. KrÖnung Des Chic, German Vogue, 1998

BassmanHimmel20 Другая жизнь

20. KrÖnung Des Chic, German Vogue, 1998

BassmanHimmel21 Другая жизнь

21. for German Vogue, 2004

Но это еще не всё. Нисколько не отрицая выдвинутый в начале поста тезис о женской смелости, хочу сказать: если женщина делает что-то смело и талантливо — ищите рядом мужчину. Хоть и не всегда, но эта закономерность работает. И вот что занятно: о Бассман написано довольно много статей, она мировая знаменитость и старейший работающий фотограф в мире — а вот о ее муже, Поле Химмеле, в этих статьях часто не упоминают вовсе. А между тем они прожили вместе долгую жизнь и явно друг на друга влияли. Смотрите сами:

BassmanHimmel22 Другая жизнь

22. Ballet Serenade, 1951/52

BassmanHimmel23 Другая жизнь

23. Ballet Swan Lake, 1951/52

BassmanHimmel24 Другая жизнь

24. Swan Lake, 1951/52

BassmanHimmel25 Другая жизнь

25. Swan Lake, 1951/52

BassmanHimmel26 Другая жизнь

26. Nude on White Background 7, 1954

Правда ведь, есть очевидная связь?

BassmanHimmel27 Другая жизнь

27. Lillian Bassman and Paul Himmel, around 1938

BassmanHimmel28 Другая жизнь

28. Karin Kohlberg — Lillian Bassman and Paul Himmel, 2003

Вот так. Лучшую фотографию поста я приберег напоследок icon smile Другая жизнь Химмель скончался в 2009-м, Бассман в свои 94 года осваивает фотошоп.

http://bigpicture.ru/?p=543162


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.