На днях зашел в ресторан на Леси Украинки. Цель была - поесть, а в итоге получил нечто большее...
На днях зашел в ресторан на Леси Украинки. Цель была - поесть, а в итоге получил нечто большее...
Духовную пищу, так сказать. Встретил в заведении красивую девушку, с которой знаком достаточно давно. Девушка - актриса театра и кино Юлия Волчкова, входящая в топ-20 актрис Украины.
Озвученное в этой статье - не истина последней инстанции, не попытка округления «мыслей по поводу» самого автора. По поводу культуры нет единого мнения, и слава Богу. Но существуют тенденции, фон, если хотите - запах культуры, и для того, чтобы его не замечать, нужно быть либо напрочь лишенным обоняния человеком, либо глупцом. Пока что украинская киноиндустрия пахнет разлагающимся трупом.
Граждане, искренне восхищающиеся черепками трипольских мастеров, также вполне искренне утирают слезы после просмотра очередного украинского киношедевра. А кого-то (меня, к примеру) уже тошнит от страдальческого выпячивания вышиванковых внутренностей, и двухчасового размазывания их по экрану. Потому-то и отторгаются некоторые «гениальные отечественные картины», высоко оцененные понтующимися критиками Европы, у нас дома.
Картинка - грязная босоногая крестьянка на фоне покосившихся хат, в сочетании с раздувшимися животами голодающих детей, и обрамленная в тягомотную раму заунывного хорового пения - все украинские шедевры последнего времени похожи друг на друга. А у украинцев трагедий, грязи и мерзости с избытком хватает и в настоящей жизни.
Пока украинцы пыжатся, выворачивая чернобыли и голодоморы на равнодушного зрителя, россияне снимают кино. Причем, снимают на нашей земле, снимают с привлечением наших актеров, снимают много и часто.
Первый мой вопрос именно об этом - медом им здесь, что ли, помазано, этим русским кинематографистам?
Ю.Волчкова: - Украина для россиян - своего рода фабрика, где можно производить не слишком дорогую, но качественную продукцию. Им выгодно делать совместные проекты. Приезжают к нам, проводят кастинг, привозят своих главных героев (в основном - раскрученных московских актеров). Это выгодно всем - россиянам из-за того, что бюджет в Украине меньше в разы, украинцам - потому что это реальная, и, пожалуй, единственная возможность заработать..
На этом моменте я Юлю обрываю. Явно преувеличивает девушка. Она - исполнительница главных ролей в Театре Драмы и комедии на Левом берегу. Судя по стоимости билетов и заполненности залов, рассказы о маленьких заработках - позерство в стиле «ах, откуда в попе золото?» Но я не прав. И пелена с глаз журналиста, не знающего о театральном закулисье ровным счетом ничего, спадает, как юбка с нимфоманки, заглянувшей в футбольную раздевалку...
Ю.Волчкова: - Театр? На сегодняшний день в киевских театрах сложилась удручающая ситуация. Один съемочный день в кино равен двум моим месячным зарплатам.
Или сериальщики много платят, или мои представления о катающихся, как куски голландского сыра в норвежском масле актерах - иллюзия. Судя по распальцовке некоторых подмостковых персонажей, они чуть ли не миллионы зашибают. Делюсь сомнениями с Юлей.
Ю.Волчкова: - Говорю цифрами. Ставка составляет 3000 гривен, со всевозможными надбавками - 3500. Есть монстры типа Русской драмы или Франко, там зарплаты выше, но ни о каких сверхгонорарах речи не идет.
А.Шарий: - Это только у нас такая ситуация? Как в России? В «Современнике», к примеру, в Театре на Таганке...
Ю.Волчкова: - Я знакома с одной актрисой из «Сатирикона», так вот она ушла из театра, потому что там ее откровенно имели, а в кино эта талантливая женщина зарабатывает приличные деньги. Театр - тот же завод. Здесь есть бухгалтерия, ставка, надбавка, и тому подобная тягомотина.
Если ты поднялся, стал «заслуженным», тебе добавят 20% к жалованию. За «народного артиста» 50% надбавки положено. За спектакль, сыгранный 100 раз, выписывают премии по 50 гривен. Конечно, есть люди, умеющие зарабатывать большие деньги и при такой системе, но это не актеры...
А.Шарий: - Но ведь молодежь идет работать в театр! Мотивация какая? Стать звездой, сниматься в главных ролях у какого-нибудь Полански?
Ю.Волчкова: - Этот вопрос сродни вопросу «зачем идут в музыканты или в художники?» Некоторые имеют непреодолимую потребность лицедействовать. Играют в театре, снимают угол пять, десять лет. Если смогут спустя годы купить машину или квартиру в кредит - значит, жизнь удалась...
А.Шарий: - Зачем тогда в театрах работают тот же Безруков, Гармаш?
Ю.Волчкова: - Лучше у них спросить. Могу сказать одно - люди, работающие в театрах, играют не из-за денег, а потому что не играть не могут. Есть жадные до работы профи, которым мало того, что они делают в кино.
Я задаю Юле вопрос, который мучит меня не один год - актерские династии. Вот есть пивовары потомственные, есть колбасники или строители. Но актерство, как по мне - не совсем та профессия, которой можно запросто научить. Тут талант нужен. Или не нужен?
Ю.Волчкова: - Искусство подразумевает многообразие вкусов. Возьмем Аллу Борисовну Пугачеву. Кто-то говорит с придыханием - «примадонна», а кто-то смеется - «полное говно!» Дело вкуса... Что касается детей - есть Михаил Боярский. Прекрасный Дартаньян, великолепный актер. Есть у него дочь Лиза. Лично я не заметила бы ее ни в одном фильме, будь у нее фамилия Доярская. Актриса из нее, по моему личному мнению, никакая.
Шарий: - Слышал, Николас Кейдж долгое время успешно скрывал свое родство с Френсисом Фордом Копполой...
Ю.Волчкова: - Зачем далеко ходить? Сын Фарады, Михаил Полицеймако, специально взял фамилию матери. Человек захотел сделать себя сам, не прорубая путь громким родством. Но некоторым необходимо прикрываться щитом чужой славы...
А.Шарий: - Типа Стаса Пьехи, непонятно каким образом имеющего фамилию бабушки, да еще и умилительно старающегося петь ее голосом?
Ю.Волчкова: - Это его путь. Сальвадор Дали стал великим, однажды решив - «да я талант, пошли все в задницу!» Может, и Пьеха так однажды решил.
А.Шарий: - Возвращаясь к вопросу о зарплатах - что делают актеры театра вне стен самого театра, как выживают в столице на свою ставку?
Ю.Волчкова: - Кто не снимается в рекламе - ходит на озвучки сериалов, мультфильмов. Кто и этого не делает - преподает. Как-то выкручиваются.
А.Шарий: - А когда надоедает выкручиваться?
Ю.Волчкова: - Уезжают. Куда? Да все туда же. Не вполне пока раскрытая, но очень талантливая актриса Руслана Писанка уже в Москве. Туда уехали и отлично себя чувствуют Станислав Бойко, Марина Могилевская, Алексей Горбунов... Москва - это город, который принимает все то, на чем можно срубить бабло.
Ты талантливый артист? Иди сюда. Талантливый журналист? Милости просим. Талантливая модель? Ждем тебя с нетерпением. Талантливые плотники и художники, талантливые слесари и повара - всех там примут.
В Киеве ситуация другая. Талантливый? Ты нам, сука, картинку портишь! Мы тебя, падло, видеть не хотим! Сядь, тварь, и не отсвечивай! Это тенденция настоящего провинциального города, в котором не любят «выскочек». Люди, потыкавшись, уходят из театров, или кладут болт на все это счастье, и уезжают в Россию.
Как удается не только выживать, но и жить в полном смысле слова? - намекаю на ресторан с отнюдь недешевыми ценами, где происходит наш разговор.
Ю.Волчкова: - Я постоянно снимаюсь в кино, в рекламе. Сейчас компанией Стар Медиа запущены съемки 24-х серийного сериала «Гарлем». Мужское кино - постоянные разборки, какие-то терки ментов, бандитов, кровь, стрельба. Я там играю ментовку. Смешно - в сериале «Рябины гроздья алые» была капитаном милиции, а теперь меня понизили - стала старлеем. Какая-то милицейская волна...
Раньше Юле все больше роли гадких соблазнительниц или подлых преступниц доставались. Ее постоянно наряжали то в костюмчик сексапильной гадины из «Ромашка, кактус, маргаритка», то в коротенькую юбочку стервы из «Сердцу не прикажешь».
А.Шарий:- Как проходит съемочный день?
Ю.Волчкова: - Прихожу на площадку, режиссер спрашивает - «текст знаем?» А текст высылают на электронную почту предварительно. Все. Репетируем, играем. Импровизация допускается, если она в тему.
Смена - это 12 часов работы. Если пришел на площадку в 9 утра, то в 21 тебя обязаны отпустить. Московские актеры делают так - смотрят на часы в 21.10, и говорят - «ребята, переработка!» Переработка - полторы смены. Соответственно, актер получает полторы ставки за день. Это конвейер, игра превращается в товар, товар - в деньги...
Вообще, сериалы - мыло, и к ним все относятся соответственно - как к мылу. Даже если ты возьмешь текст, и начнешь сильно «копать», тебе, в итоге, могут сказать - «расслабься, не стоит, у нас хронометраж 1 мин 43 сек, а твои паузы не вписываются».
А.Шарий: - Кого из украинских актеров ты считаешь звездами?
Ю.Волчкова: - Богдан Сильвестрович Ступка - великий актер, очень мощный. Анатолий Хостикоев - человек, который может сыграть все. Эти мастера поднялись на такой уровень, что называть еще кого-то из многочисленных талантливых украинских актеров в контексте их фамилий будет не вполне этично.
А.Шарий: - В свое время при жизни из великого тренера Валерия Лобановского сделали икону, пытаясь вогнать живого человека в оболочку из бронзы. Иначе, как «наш мэтр» его и не называли. Не считаешь ли ты, что гениальность Ступки недобросовестно распиарена внутри страны?
Ю.Волчкова: - Не считаю. Мы ведь не кричим о Богдане Сильвестровиче, как о Руслане Лыжичко, к примеру. Это внешняя заинтересованность, заслуженная слава, которой человек добился не пропагандой себя-любимого, а мастерством. Мастерство не имеет ничего общего с самораскручиванием. Мастер вживается в роль, полностью отстраняясь от себя, как от временного носителя этой роли. Примеры обратного? Гоша Куценко много лет играет Гошу Куценко...
А.Шарий: - Отношение российских актеров к украинским коллегам не носит оттенка надменности?
Ю.Волчкова: - Наоборот. Это нормальные ребята, абсолютно вменяемые. Чего не скажешь об украинцах, носящихся вокруг россиян с лицами холуев.
Пример - заканчивается смена, всех нужно развезти по домам и гостиницам. Мне-то что - я в машину впрыгнула, и поехала. Но есть актеры, отдавшие всю жизнь искусству, но на собственное транспортное средство не заработавшие. И вот, абсолютно в их сторону не глядя, россиян приглашают усаживаться в авто с водителем. А наши актеры стоят, как обосранные.
Эти отвратительные явления проистекают из уже упомянутой мною провинциальности, готовности прогибаться перед любым иностранцем, даже россиянином.
А.Шарий: - Ты ведь должна была сниматься в «Идиоте»?
Ю.Волчкова: - Как сейчас помню - была второй раз замужем, иду по Киеву, раздается звонок. Звонила женщина по имени Дуня - ассистент по актерам, группа Бортко, «Ленфильм», «Идиот». Сказала мне - хотим вас попробовать на роль Настасьи Филипповны, учите роль, и приезжайте. Я прибыла в Питер, меня на вокзале встретил водитель на Жигулях, поехали на «Ленфильм».
И вот я захожу в группу, и ожидаю увидеть человека, снявшего «Собачье сердце». В общем, готовлюсь к встрече с легендой, с плешивым старичком, а вижу холеного, в дорогом костюме, ухоженного и привлекательного мужчину а-ля Никита Михалков. В общем, на следующий день прошли пробы, всем все понравилось...
А.Шарий: - Но почему же не сыграла?
Ю.Волчкова: - Потому что в сериале «Идиот» Настасью Филипповну сыграла жена сопродюсера проекта, актриса Вележева... С Бортко мы потом встречались, отлично общались, и еще поработаем не в одном проекте, я уверена.
А.Шарий: - Холеный, говоришь... А чем наши режиссеры, оказавшиеся не у дел, занимаются?
Ю.Волчкова: - Спиваются они, вот и все. Если раньше могли снимать, или не снимать, но получали свою ставку, то сегодня этих людей можно встретить в Доме кино в неприглядном виде. Они сидят там с рюмкой коньяка «Закарпатыча», и рассказывают о том, как 20 лет назад снимали покойного Сережу Иванова. Унылое зрелище...
А.Шарий: - Ты не жалеешь о своем выборе, сделанном в юности?
Ю.Волчкова: - Нет. Я востребована, работаю, снимаюсь, постоянно идут кастинги. Я благодарна Богу за все, что происходит в моей жизни...
Беседовал Анатолий Шарий
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.