ЖИВЁТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ. Леонид Куравлёв спас жизнь Наталье Варлей
7.10.2013
Трудно себе представить, что любимый миллионами зрителей Леонид Куравлёв в своё время провалился на экзаменах во ВГИК. Правда, спустя пару лет, отработав в московской артели "Оптик", он снова попытал счастья во ВГИКовских стенах. Но уже с первого курса будущую звезду экрана собирались отчислить за профнепригодность - Куравлёв шепелявил. И только заступничество целого курса помогло ему остаться.
Армяне приняли за своего
В дальнейшем Куравлёву не раз приходилось сталкиваться с недоверием к своим возможностям.
Так, например, Василия Шукшина старательно отговаривали приглашать Куравлёва на главную роль в картину "Живёт такой парень". Худсовет вообще забраковал актёра. Но Шукшин стоял на своём. Как вспоминал он потом, Куравлёв владел юмором, без которого роль не могла состояться.
Правда, играя шофёра, Леонид Вячеславович до этого вообще ни разу не сидел за рулём. И режиссёру пришлось его срочно учить водительскому мастерству.
Под бдительным присмотром водителей киностудии начинающий актёр начал осваивать управление грузовиком. Сначала ездил по студии, потом по безлюдным улицам города.
Вскоре Куравлёв настолько освоился за рулём, что даже вызвался самостоятельно исполнить опасный трюк в сцене, где герой выводит с нефтебазы загоревшуюся трехтонку. Однако Василий Шукшин рисковать не согласился, и подвиг Колесникова совершал один из матерых алтайских водителей.
Зато после съёмок Леонид Куравлёв смог получить водительские права.
По замыслу Шукшина Пашка Колесников должен был слегка заикаться. У Куравлёва это вышло так органично, что один из киночиновников решил, будто актёр и по жизни заикается, а режиссёр просто умело использовал его недостаток.
Куравлёв вообще всегда настолько вживается в роль, что кажется, будто он и в самом деле ничем не отличается от своего героя. Так, например, в "Мимино" он играл эндокринолога Хачикяна, выговаривающего герою Мкртчяна: "Такие, как вы позорят нацию. Хачикян - это я". Эту фразу Куравлёв умудрился произнести на чистом армянском, без какого-либо акцента. И когда фильм показывали в Америке, то местная армянская диаспора приняла Куравлёва за своего.
"Эх, Афоня..."
Секрет популярности Леонида Куравлёва в его бесконечном обаянии.
Так, например, на главную роль в фильме "Афоня" Георгий Данелия пробовал ещё Даниила Ольбрыхского с Владимиром Высоцким. Но, по словам режиссёра, именно куравлёвскому Афоне зрительницы оказались готовы простить всё. Чего никогда не простили бы ни Высоцкому, ни Ольбрыхскому. Режиссёру хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели героя, а пожалели.
В результате Афоня получился таким обаятельным, что возмущённые жёны пьющих мужей завалили "Мосфильм" гневными письмами.
Правда, обаяние не всегда помогало актёру. Так, например, Станислав Говорухин в одном из интервью признавался, что недоволен игрой Куравлёва в картине "Место встречи изменить нельзя". На съёмках он требовал от актёра, чтобы тот сыграл матёрого рецидивиста с соответствующими повадками, но у него ничего не получалось. Даже Высоцкий взялся показать коллеге, каким должен быть его Копчёный. В итоге, по мнению режиссера, артист недотянул до требуемого образа и сыграл просто обаятельного вора.
Говорухин жаловался, что Куравлёв даже кий не мог правильно держать - руки были вялые. И в результате пришлось снимать дублёра.
Обошёл Миронова и Высоцкого
Некоторыми ролями, принёсшими Куравлёву зрительскую любовь, актёр обязан случаю. Так, например, в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" Куравлёв изначально не должен был сниматься.
В роли царя Гайдай видел Юрия Никулина, а Жоржем Милославским должен был быть Андрей Миронов. Но Никулин от роли отказался. И после череды проб на царя был утверждён Юрий Яковлев. На его фоне Миронов, по мнению худсовета, смотрелся уж слишком утончённо для проходимца. Пришлось искать другую кандидатуру. Так в фильме появился Леонид Куравлёв.
Фото www.kino-teatr.ru
Именно ему пришла в голову идея заставить своего героя курить "Мальборо" - любимые сигареты самого Гайдая.
С тех пор Куравлёв стал одним из любимых актёров Гайдая. В нескольких своих картинах прославленный режиссёр утверждал Куравлёва практически без проб. А вот на главную роль Спартака Молодцова в комедии "Опасно для жизни" Гайдай всё-таки пробовал ещё Сергея Никоненко, Михаила Кононова и Владимира Ильина. Но остановился снова на Куравлёве.
Правда худсовет после просмотра отснятого материала раскритиковал актёра за то, что ему в этой роли не хватает глубины и комедийных красок. Но Гайдай к мнению худсовета всё же не прислушался.
Не должен был сниматься Куравлёв и в картине Аллы Суриковой "Ищите женщину". На роль полицейского здесь был приглашён Михаил Ульянов. Но он по каким-то причинам сниматься не смог. И роль досталась Леониду Куравлёву. Правда, из-за этого картину пришлось покинуть Семёну Фараде, который должен был играть помощника полицейского. По мнению режиссера, актёр не очень хорошо смотрелся в паре с Куравлёвым. И вместо Фарады в картине появился Леонид Ярмольник.
Правда, порой приходились и уступать роли более удачливым коллегам.
Так, например, Леонид Вячеславович не прошёл пробы на роль Остапа Бендера в гайдаевских "Двенадцати стульях". Не увидели зрители Куравлёва и в образе Деточкина в "Берегись автомобиля". Как вспоминал сам Рязанов, актёр был вполне убедителен. Но ему не хватало лёгкого сдвига. Деточкин в исполнении Куравлёва получался эдаким мстителем с Красной Пресни. А Рязанову нужен был герой со взглядом ребёнка.
Пробовался Куравлёв и на роль Бузыкина в "Осеннем марафоне", но вместо него утвердили Олега Басилашвили.
Хотя бывало, что он и сам отказывался от ролей. Например, Шукшин специально под Куравлёва написал роль главного героя в своём фильме "Печки-лавочки". Но Куравлёва как раз пригласил Говорухин сыграть Робинзона. И чтобы Шукшин не обижался, Куравлёв убедил его, что играть эту роль должен он сам.
А в "17 мгновениях весны" Куравлёв вместе с Броневым поначалу пробовался на роль Гитлера. Но Лиознову фотопробы не устроили. Правда, роль в картине актёр всё же получил - он сыграл гестаповца Айсмана.
Чтобы облегчить Куравлёву вхождение в образ "истинного арийца", на которого он совершенно не походил, Лиознова придумала завязать ему глаз чёрной повязкой. "Ты должен одним своим глазом просто прожигать собеседника", - поставила она задачу актёру. Замечательная находка сработала на все сто.
Фото baskino.com
Тайна за семью печатями
Вообще все, кто близко знают Куравлёва, говорят, что он ощутимо отличается от своих разбитных героев. В жизни юбиляр совершенно не суетной и очень замкнутый человек. Он никогда не балагурит на съёмках. Общаться с ним нелегко - он никого близко к себе не подпускает, всегда держит дистанцию. Но при этом на съёмках он всегда готов помочь партнёру, поддержать, ободрить.
На съёмках "Самой обаятельной и привлекательной", по воспоминаниям Людмилы Ивановой, именно Куравлёв задавал общий доброжелательный настрой. Поначалу она переживала, как сложится актёрский ансамбль. Поговаривали, что Абдулов позволяет себе звёздные замашки, а Кокшенов был известен как человек замкнутый и мрачный, от которого никакой радости. Но Леонид Вячеславович умудрялся создавать всем хорошее настроение. И по словам Людмилы Ивановой, даже Абдулов с Кокшеновым не позволяли вести себя эгоистично.
А на съёмках "Вия" Леонид Вячеславович буквально спас жизнь игравшей Панночку Наталье Варлей.
Гроб, в котором стояла актриса, на огромной скорости носился под куполом церкви. Вдруг она потеряла равновесие и полетела из него головой вниз. От неожиданности все вокруг растерялись, И только Куравлёв стремительно бросился ловить коллегу, перехватив её уже почти у самого пола.
В отличие от своих многочисленных героев-бабников, Леонид Куравлёв слывёт примерным семьянином. Его жена не имеет к актёрской среде ни малейшего отношения - она педагог.
Своих детей - Катю и Васю Леонид Вячеславович, по общему мнению коллег, просто обожает.
Катя решила пойти по папиным стопам. Поступление дочери в Щукинское совпало со съёмками "17 мгновений весны". И Леонид Вячеславович каждую свободную минуту бегал к телефону, чтобы узнать, как у дочки дела.
А однажды он даже тайком - родителям запрещено присутствовать на показах, пробрался в зал и смотрел выступление дочери.
...Вот уже двадцать лет как юбиляр не даёт никаких интервью, считая, что, во-первых, актер должен выражать себя через профессию, а во-вторых, что он не нуждается в славе. И последнее утверждение никому не удастся оспорить.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.