Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Как Корнелюк общался с Достоевским и поссорился с Бортко (+ВИДЕО)

Источник: "Донбасс"

«Мне мама когда-то объяснила, почему развалился Советский Союз. Потому что в нем строили великие планы на будущее. «Игорь, никогда не думай о завтрашнем дне. Живи сегодня. Ставь планы на сегодня и выполняй их - шаг за шагом. И тогда осилится самое неподъемное», - учила она.

Я часто вспоминаю ее слова, принимаясь за масштабные работы... Поэтому у меня не было, нет и не будет никаких планов. Никогда не думаю о будущем - просто живу в своем мире. И честно делаю свое дело», - признается замечательный композитор Игорь Корнелюк, которому 16 ноября исполнится 50 лет.

«Пей, сынок, ты же у нас музыкант!»

Сын железнодорожника, внук Касьяна Корнелюка, владевшего солидными участками земли в Брестской области (покуда не пришла советская власть), Игорь «повенчан» с музыкой с детства.

Еще в школе у него была кличка Композитор. Что неудивительно, ведь свою первую песню Корнелюк написал в семилетнем возрасте. «Я учился в музыкальной школе, и к нам на урок сольфеджио пришел директор, - вспоминает артист. - Он сказал, что одна из девочек написала стихи о России, предложил попробовать сочинить к ним музыку. И вот я решился... Песня, конечно, получилась наивная, но ее даже отправили на республиканский конкурс, где она завоевала какую-то награду».

С пятого класса парень зарабатывал деньги, играя в ДК по вечерам на танцах. Он освоил бас-гитару, электроорган. А еще - пел. Конечно, не свои «Подожди-дожди-дожди» и не «Вот билет на балет», сделавшие его известным. Те пришли позже…

Дожди

Билет на балет

«В Бресте, где я родился, инженерно-строительный институт считался лучшим вузом, - вспоминает юбиляр. - Папа (его не стало в этом году - оторвался тромб. Игорь в то время был на гастролях в Германии, которые прервал, срочно вылетев в Белоруссию. - Прим. А.П.) часто говорил: «Сынок, получи образование и занимайся музыкой, сколько хочешь». Но я решил по-своему. Потом папа долго меня предостерегал: «Сынок, все музыканты спиваются». Когда приходили гости, он разливал водку и говорил: «Пей, сынок, ты же у нас музыкант!»

Отец оценил выбор сына годы спустя, когда тот пригнал ему из Тольятти новенькие «Жигули». «Никогда не видел больше, чтобы он плакал. Тогда я заметил: «Согласись, профессия музыканта тоже неплохая», - делится Игорь.

Работу любит больше, чем жену

Перебравшись в 78-м в город на Неве, Корнелюк навсегда связал с ним свою судьбу. Здесь окончил музучилище и консерваторию, писал музыку для местных театров и «Ленфильма», нашел любовь. С Мариной, которая выполняет функции его директора, Игорь расписался 30 лет назад, будучи студентом.

«Мы поженились в июне 1982 года, когда я сдавал выпускные экзамены в музыкальном училище и вступительные в консерваторию, - рассказывает он. - Кроме того, была первая премьера в моей жизни - спектакля «Трубач на площади» Коли Фоменко, музыку к которому писал я. На деньги от нее, где-то 600 рублей, сыграли свадьбу. У моих родителей денег не было, а Марину мама растила одна. Знал, ей очень хотелось торжества».

В 83-м у пары родился сын Антон, который сейчас занимается программированием. В начале семейной жизни ютились с сынишкой и тещей в крохотной однокомнатной квартире. Корнелюк трудился музыкальным руководителем в театре, подрабатывал на свадьбах. Выматывался так, что иногда не мог разговаривать. Но продолжал «пахать» на творческом фронте, который для него - самое главное. «Когда женился, сразу сказал Марине: «Я тебя очень люблю, но музыку - больше!» И, слава Богу, нет такого, чтобы меня ревновали к профессии», - улыбается Игорь.

Сейчас, когда они с Мариной живут в шикарном загородном доме, а его песни знает всё постсоветское пространство, даже не верится, что было время, когда Корнелюку приходилось записывать свои композиции... в долг: «В студенческие годы я был должен всем, с кем был знаком. Записать песню тогда стоило рублей 500, а стипендия была около 40!»

Корнелюк уверен, что главное в жизни - это хотеть! «Пока человек хочет, он двигается, стремится. А жизнь - это и есть движение! - подчеркивает он. - Я, к примеру, сейчас мечтаю о музыкальном спектакле с настоящей драматургией. Это можно назвать современной оперой. Хочется сделать красивую пронзительную историю, обязательно с трагическим финалом, с катарсисом в конце, чтобы людям хотелось плакать».

«Город, которого нет» искал два месяца

На профессиональной сцене Игорь - четверть века. Он написал более 200 песен. Созданные им хиты звучали из уст Михаила Боярского («Ходим по Парижу»),

Анне Вески («Гороскоп»,

«Я не понимаю, что со мной»),

Эдиты Пьехи («Белый вечер»),

кабаре-дуэта «Академия» («Я обиделась»),

Филиппа Киркорова («Примета», «Давай помиримся»).

Выступления Корнелюка - взрыв позитива. До сих пор он прыгает по сцене, как зайчик. «Я выходил на сцену и пел, как чувствовал. И от избытка энергии, которая внутри меня бушует, стал подпрыгивать на месте», - поясняет Игорь. Подчеркивая, что сейчас его больше тянет к драматической музыке. Такой, к примеру, как саундтрек, созданный им к сериалу «Бандитский Петербург».

«Композицию «Город, которого нет» на стихи моего постоянного автора Регины Лисиц я искал два месяца, - рассказывает он. - Когда прочел сценарий, сразу понял, какое впечатление эта песня должна оставить. Но, по законам подлости, сочинялось всё что угодно, только не то, что надо. Каждый день в шесть утра садился за инструмент и вставал вечером. И вдруг почувствовал: нащупал три-четыре ноты, которые создали необходимый нерв. Ошеломительный успех песни был для меня полной неожиданностью. После выхода фильма я получил порядка ста тысяч писем со всего мира. Из Америки, Израиля, Германии, Франции, Украины. Было очень приятно».

И действительно: уберите музыку из «Бандитского Петербурга» - получите заурядный криминальный сериал. А Корнелюк сумел так вплести мелодию в драматургию фильма, что тот заиграл особыми красками.

С режиссером Владимиром Бортко, пригласившим Игоря в «Бандитский Петербург», они потом еще сотрудничали.

«Когда я писал музыку к сериалу «Идиот», мне очень хотелось сделать что-то простое и прозрачное. Чтобы в этой музыке читался образ князя Мышкина. Но когда до сдачи оставался месяц, у меня не было еще ничего готово! Зато имелись ощущения, будто я лопатой выкопал Ленинградский метрополитен! - уверяет именинник. - Каждую ночь снился Федор Михайлович, который показывал мне язык. Я просыпался в холодном поту! Но через некоторое время нужная мелодия всё же появилась. Тогда мне в последний раз приснился Достоевский и грустно так сказал: «Справился…»

Корнелюк признается, что не хотел писать музыку к «Мастеру и Маргарите». Но Бортко уговорил. И всё пошло на удивление легко - некоторые мелодии появились даже раньше, чем начались съемки.

Бал

Игорь Корнелюк - "Еще про любовь" ("Мастер и Маргарита")

Тема Воланда

Шабаш - Обряд Посвящения (Мастер и Маргарита)

Этот творческий тандем распался после «Тараса Бульбы». Игорь долго колдовал над музыкой к гоголевской повести. «Я пригласил вокальный мужской ансамбль, который поет в Валаамском монастыре. Мы взяли текст псалмов XVI века. Опираясь на них, я записал основную тему. Причем, как ни странно, слушаешь ее - вроде и героики не так много. Но, в отличие от прежних вариантов, она очень хорошо легла на кадр и воспринимается именно как героическая музыка, - рассказывает Корнелюк. - А после того как вышел фильм, мы крепко поругались с Бортко. Оказалось, что от моего замысла в картине не осталось ничего. Более того, музыка, которая там использована, звучит так тихо, что даже я сам ничего не смог услышать, когда смотрел «Тараса Бульбу».

«С возрастом осеняет всё реже»

«Это по молодости, когда ты увидел красивую девочку или распустившуюся листву на деревьях - приходишь в восторг, весь мир для тебя уже в новых красках, и вот повод для написания музыки. С годами появляется опыт, - делится композитор. - С одной стороны, это здорово, а с другой - тяжеленная гиря, потому что опыт не позволяет что-то повторить, пойти по проторенному пути, не позволяет делать то, что ты легко делал в молодости. И, к сожалению, с возрастом осеняет всё реже… Чтобы возникло состояние, когда ты весь дрожишь и ничего другого не существует (а в другом состоянии писать музыку нельзя, иначе она никому будет не нужна), приходится сидеть за инструментом по шесть-восемь часов. Ты играешь или вслушиваешься в себя - и вдруг словно искра пробегает между нотами… Понимаешь, что они начинают связываться друг с другом, и от этой комбинации вдруг появляется музыка… К огромному сожалению, вдохновение не приходит. Его приходится зарабатывать долгими часами, огромной, изнурительной каждодневной работой».

Страничка автора: https://www.youtube.com/channel/UCz1Sb1riUfg-O2yfjmPSpqg


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.