В конце июня 1987 года на экраны вышел фильм "Человек с бульвара Капуцинов", который посмотрели 60 млн зрителей.
В конце июня 1987 года на экраны вышел фильм "Человек с бульвара Капуцинов", который посмотрели 60 млн зрителей.
Мы дозвонились Алле Суриковой и поздравили с 25-летием одного из самых успешных ее фильмов, жанр которого она вместе с автором сценария Эдуардом Акоповым опеределила как ироническая фантазия в стиле вестерн. «Если бы я отмечала все юбилеи своих фильмов, у меня бы времени не оставалось на другие дела — а я, слава Богу, еще человек очень занятой. Помню, что летом 87-го, в разгар сезона, отпусков все кинотеатры пестрели афишами нашей картины и были длинные очереди за билетами. Приятно, что фильм и сегодня часто показывают по разным ТВ-каналам.
Но у меня, помимо приятных воспоминаний о работе над картиной, остается и непроходящая грусть — этот фильм оказался последним в жизни Андрея Миронова. А ведь именно с него — с исполнителя главной роли мистера Феста, человека с бульвара Капуцинов, решившего переустроить мир при помощи кино, начался мой фильм. Для меня было важно, чтобы он согласился сниматься: я думаю, без него не было бы этого фильма. К счастью, он сказал мне: «Да».
По части географического выбора, где снимать Дикий Запад, у режиссера сомнений не было — конечно же в Крыму. Суровые скалы техасских прерий, где скрывалась банда Черного Джека, снимали в белогорских окрестностях Ак-Каи. А декорации городка Санта-Каролина были выстроены на берегу Тихой бухты — между поселками Коктебель и Орджоникидзе.
«Я по коридорам «Мосфильма» шел — счастливый, заросший, только что закончил работу на картине Сергея Бондарчука «Борис Годунов», — вспоминает оружейник Сергей Микульский. — И тут один из моих товарищей-каскадеров кричит: «Мы тебя везде ищем — нам томагавки нужны!» — и заводит меня в режиссерскую к Суриковой. Она меня увидела: «О, индеец!» В общем, так я и провел то лето в замечательной компании — это, кстати, была последняя картина, где я еще трюкачил. И в одной из сцен с моим участием наш оператор Гриша Беленький чуть без глаза не остался. Он попросил, чтобы мы, индейцы, с разбега прыгали на уступ, а потом перелетали через камеру. Я как чувствовал — говорю: «Давайте, прорепетируем», — а он: «Да некогда, солнце садится». Ну, и в прыжке я сальто сделал, ласточкой перелетел, но раму с камерой коленями задел, и ему железом в глаз как дало! Слава Богу, живой остался Беленький — потом вечером обмывали его спасение.
Было и еще одно ЧП на Белой скале, когда могли угробить Миронова и всех, кто с ним находился в диллижансе. Был среди нас один деятель — решил, что достаточно двух болтов для крепления кареты к машине (проезд снимали из видеовагена на скорости). Хорошо, что мы с водителем тросом продублировали крепление, потому что на первой же кочке карету тряхнуло так, что болты срезало и ее в дугу согнуло — если бы не трос, так еще бы и с откоса в реку она улетела. А так все отделались шишками и испугом».
По количеству и разнообразию трюков этот фильм по сей день остается рекордсменом в нашем кино — на Одесском кинофестивале даже отмечен особым призом «За самую лучшую драку между советскими актерами». Каскадер Александр Филатов рассказал нам, что тогда за съемочный день получал по ставке народного артиста — 56 руб., плюс за репетицию — еще 28 (максимум могли засчитать две), и в итоге — 112 руб., вне зависимости от количество исполненых трюков. «Но для нас тогда деньги значения не имели — были горды тем, что мы — каскадеры, и очень востребованы».
КАПУЦИНКИ: КИНО МАШИ ФЕСТ-МИРОНОВОЙ
Папины дочки. В главных ролях — Маша Миронова и Лиза Боярская. Из архива А. Суриковой
Два года назад Алла Сурикова представила на суд зрителей своеобразное продолжение своего вестерна, но уже без индейцев и ковбоев. Хотя в одном из эпизодов и промелькнула тень прошлого — Черный Джек (Михаил Боярский). Главную роль в истории с правнучкой первого на Диком Западе киномеханика Джонни Феста сыграла дочь Андрея Миронова — Мария. Ее героиня — Маша Фест, приезжает из Америки снимать в российской глубинке свое кино, и вокруг того, как это у нее получается, закручен сюжет этой эксцентричной комедии под названием «Человек с бульвара Капуцинок». Лиза Боярская сыграла дочь авторитета Гарика (Алексей Булдаков). Из тех, кто добывал славу первому фильму, на экране появляются еще и Леонид Ярмольник с Александром Иншаковым (фельдъегерь и его помощник). «Глубинку» со всеми криминальными перипетиями снимали в Муроме и, по словам режиссера, изначально сценарий назывался «Снимать по-русски», но один из спонсоров настоял на «капуцинках». Им двигал коммерческий расчет, а не стремление уточнить, что на самом деле парижский бульвар с первым в мире кинотеатром называется бульваром Капуцинок.
В один из июньских дней экспедиции планы съемочной группы подкорректировали конокрады — исчез жеребец главного злодея картины Черного Джека! На площадке пришлось объявлять выходной, и Сурикова с Мироновым отправились в милицию. «Как же, помню это дело, — рассказывает «Сегодня» Иван Боцанюк, возглавлявший в 1986-м отделение милиции в Планерском (Коктебель). — Когда они ко мне в кабинет зашли, я сначала подумал, что это курортники, с которыми что-то приключилось — у нас же в сезон работы невпроворот было. Миронова я сразу не узнал — не ожидал такой встречи. Только когда он заговорил и представился: «Я — Андрей Миронов, мы тут у вас кино снимаем, а у нас лошадь пропала».
Я без промедления создал оперативную группу: Гребенюк тогда дежурил, Заболотный был и автоинспектор ГАИ Павленко. Еще договорился с дельтапланеристами — подняли в небо дельтаплан, чтобы сверху просматривали участок Наниково и прилегающее к нам лесничество. В итоге через пару часов нашли коня — в лесу был, привязанный к дереву. Отвели к ним. Мне потом доложили, что на этом коне у них, как его, д’Артаньяна-то, — Боярский снимался!»
Каскадер и художник Сергей Микульский полтора месяца прожил в Санта-Каролине: «Я все время жил на берегу в палатке — ни дня в гостинице. Соорудил там еще такую пляжную «VIP-зону». Из оставшихся после съемок фильма «Золотая цепь» декораций сколотил навес и стол на 8 человек, притащил большой котел — варил кашу, чай кипятил. И там в перерывах, а иногда и на всю ночь, оставались наши актеры: и люди замечательные, и рассказчики великолепные. Никакого гонора! Миронов, доброжелательнейший дядька, вместе со всеми купался и загорал. Боярский рассказывал, как он в армии на барабане в оркестре стучал или про то, как на гастролях вещи детские покупал Сереже и Лизе. А Караченцов — вот еще душа компании — только приехал, мы его на машине встречали, и сразу: «Так, ребята, сейчас курочку купим, шампанское...». Его все каскадеры уважали.
Все сидели за одним столом, чай с сушками пили или что покрепче, если ситуация позволяла. Потрясающую команду умудрилась собрать Алла Ильинична и, главное, никому не мешала работать, всегда тактично все разруливала: «Кого ждем?», «Кто нам мешает?». Поначалу только Ярмольник выеживался, как-то борзо вел себя — приехал с женой, зазвездился после того, как его «цыпленка табака» по ТВ показали».
Каскадер Александр Филатов на съемки в Крым приехал из Киева и в сборной звезд-трюкачей (были задействованы в фильме самые лучшие из Москвы, Питера и Риги) представлял Украину: «Сразу же поскандалил, когда узнал, чем мне предлагают заняться — сидеть на скале вместо Боярского, свесив ноги! Об этом узнала Сурикова и спросила — зачем же тогда я приехал? Я ответил: «Делать трюки, которые больше никто не умеет». Она спокойно сказала: «Хорошо, делайте». И мне пришлось показать себя в эпизоде с погоней за дилижансом. Задача была непростой: я должен был на скорости из седла своей лошади запрыгнуть на дилижанс и потом, получив хлыстом по лицу, — упасть на ходу с крыши. А это же белогорский, специфичный грунт — многие каскадеры после падений там потом проходили через больничку. И поведение лошади предсказуемо лишь отчасти, когда подскакиваешь к заднему колесу — она инстинктивно отворачивает в сторону. В этом моменте мне помогал мой питерский товарищ Коля Сысоев, он скакал на другой лошади рядом — ноздря в ноздрю, «подпирал» меня. В итоге все получилось как-то лихо, по-ковбойски, — одним дублем и с первого раза все сняли. После исполнения у нас с режиссером установились хорошие, молчаливые отношения».
На роль Билли Кинга практически уже был утвержден Алексей Жарков, а Николаю Караченцову режиссер предлагала сыграть Черного Джека. Но актеру это предложение показалось неинтересным, и он напросился на Билли Кинга, убедив ее на пробах в постановочной драке с каскадером Александром Иншаковым. А Жарков так обиделся на Сурикову, что несколько лет не разговаривал с ней.
Певичкой из «Бешеного бизона» могла стать тогда еще первокурсница ВГИКа Ольга Кабо. Также среди претенденток на роль возлюбленной мистера Феста в числе топ-десятки актрис подходивших под образ красотки американского типа с белозубой улыбкой и впечатляющей грудью была и Ирина Розанова. Окончательный выбор предоставили Миронову, и ему больше всех понравилась Александра Яковлева.
Предполагалось, что у вождя индейцев будет явно выраженный армянский профиль. Но именно в тот год любимец публики Фрунзик Мкртчан решил попробовать себя в качестве режиссера и взялся за съемки своей картины на студии «Арменфильм». Вместо него в срочном порядке был найден и утвержден завсегдатай телекабачка «13 стульев» Спартак Мишулин, который блестяще справился с ролью.
В роли гробовщика-философа, беспощадно критикующего жизненный уклад Санта-Каролины, режиссер видела Армена Джигарханяна и даже заручилась его предварительным согласием. Но когда съемки начались, он так и не появился на площадке. И вынужденно одного мэтра заменил другой — Лев Дуров привнес свою искру в образ и даже придумал сцену с отдыхом в свежевыструганном гробу.
Олег Табаков для того, чтобы лицо его героя было коварно-добродушным, сам придумал вставлять себе в нос особые трубочки, которые «растопыривали» ноздри. По словам Аллы Суриковой, это временное неудобство никак не отражалось на аппетите Олега Павловича. Он каждый раз умудрялся съедать весь продуктовый реквизит и был против бутофорской замены.
Лицо у негодяя-растлителя должно быть интеллигентным и вызывать у всех доверие — так задумала Алла Сурикова - и пригласила на роль мистера Сэконда воплощение самой скромности Альберта Филозова. Актер, которого не баловали отрицательными ролями, с радостью согласился и шикарно сыграл невозмутимого мерзавца, открывшего ковбоям мир ужастиков и боевиков.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.