Елену Визерскую хорошо знают за пределами ее страны. О ней пишут англо- и испаноязычные профессиональные сайты, которые признают ее потрясающую креативность, узнаваемый стиль и высокое качество работ.
Елену Визерскую хорошо знают за пределами ее страны. О ней пишут англо- и испаноязычные профессиональные сайты, которые признают ее потрясающую креативность, узнаваемый стиль и высокое качество работ.
Предлагаем вашему вниманию интервью с фотографом.
Елена, как Вы решили стать фотографом?
Я никогда не решала, я просто взяла камеру в руки и начала ее пользовать. Это было еще лет в 13, наверное, у меня была пленочная камера Смена-8м.
Примерно на половине работ Елены Визерской снята она сама
Вы помните свои первые камеры, да?
Да. У моего отчима почему-то их было штук пять, они лежали в шкафу, на верхней полке. Когда я их нашла, я подумала: «Зачем им там лежать?» Плюс кулек старых пленок, которые оказались в просроченном состоянии.
А сейчас Вы снимаете на пленку?
Нет, я не снимаю на пленку, потому что я не принадлежу к тем людям, которые любят пленки, старые фотоаппараты. У меня есть, конечно, полароид 1974 года, он мне нравится, я периодически им что-то щелкаю. Просто это было бы безумной тратой времени и сил, если бы я снимала на пленку, а потом из этого делала коллажи.
А какие у вас сейчас камеры?
Мое последнее приобретение Nikon D 800.
В последнее время почти все фотографируют, это такая повальная мода. Что нужно делать, чтобы выделиться из общей массы?
Если, конечно, иметь цель выделиться из общей массы, то вряд ли выделишься. Выделиться можно, если ты имеешь свой внутренний мир и хочешь что-то сказать. У меня, например, есть знакомые, которые недавно обнаружили, что существует фотоаппарат, и теперь это просто невыносимо, потому что они выучили всю техническую сторону, но при этом я сомневаюсь, что будет что-то интересное у них. В общем, поскольку фотоаппарат стал доступен, появилось очень много мусора.
Ну да. Это теперь самое доступное из искусств, наверное.
Да, хотя, конечно, краски, кисточки и карандаши тоже всегда были доступны, что-то никто не самовыражается в этом направлении.
Вы ведь тоже рисуете, я видела Ваши иллюстрации, они очень красивые. Это вторая Ваша специальность?
Я имею художественное образование, с самого детства я рисовала, у меня и художественная школа за спиной, художественный институт. Конечно, делаю это я не очень часто, в основном, меня пробивает почему-то после длительных путешествий. Поскольку у меня постоянная потребность что-то создавать, если я этого не делаю, у меня огромная ломка.
Обложка книги Марты Кетро «Магички»
А кто Вы по профессии?
Я по специальности – дизайнер среды.
Вы работаете по специальности?
Нет, я закончила институт, и после этого ничего не сделала по этой специальности, поскольку она меня не интересовала, как оказалось. В 1997 году, когда надо было куда-то поступать после школы, мой выбор пал на что-то художественное. Но, к сожалению, в Украине очень туго всегда было с этим направлением. Идти в Художественную академию не было никакого смысла, поскольку я и так умею рисовать, и во всей стране у нас был единственный институт, который преподавал дизайн – среды, графический и промышленный. Конечно же, графический меня больше интересовал, да и способности всегда у меня были больше к графике, но, к сожалению, там было какое-то немеряное количество человек на место. Меня всегда можно было завалить экзаменом по математике или диктантом по украинскому языку. Поэтому я решила не рисковать, на дизайн среды был конкурс в два раза меньший. Я там проучилась все время и даже не переводилась на графику, поскольку привыкла. Потом я устроилась на работу в области графического дизайна и проработала там, наверное, лет шесть.
А сейчас Вы – профессиональный фотограф, да?
Ну не знаю, насчет профессиональности, если мне задать какой-то вопрос в плане техники, я могу сильно завалиться. То же самое касается фотошопа. Когда у меня был мой единственный мастер-класс, один из учеников просветил меня, как делать то, что я показываю, гораздо быстрее. Поскольку я фотошоп изучала сама, то, что изучила методом тыка еще лет десять тому назад, так этим и пользуюсь.
При этом Ваши работы иногда сравнивают с Лашапелем и даже с Дали. Вы сами находите сходство?
Ну, возможно, где-то да.
То есть нравится Лашапель и ориентируетесь на такой гламур, да?
Я не ориентируюсь ни на какой гламур. Я ориентируюсь на то, что я чувствую и что мне хочется делать. Честно, у меня есть один друг, который организует выставки в Киеве, в свою галерею он привозит знаменитых на весь мир фотографов. Он, конечно, очень ценит меня как творческого человека, но у него просто был шок, когда он узнал, что я не знаю ни одного фотографа. Я не хожу никуда на фотосайты, не интересуюсь новым искусством, если кто затаскивает меня иногда на какие-то выставки – это максимум. Я не знаю почему, но мне не интересно чужое творчество, мне всегда было интересно создать только что-то свое. Не скажу, что я в чем-то оригинальна, но я к этому никогда и не стремилась. Первостепенно у меня было выразить то, что я чувствую.
А Вы занимаетесь съемкой для рекламы?
Нет, я не занимаюсь в последнее время коммерческой съемкой. Последний раз мое коммерческое дело комически завершилось, не до конца доделанное. И после этого я уже не брала никаких заказов, для меня это мучение. Я ненавижу делать коммерческую съемку. Для меня это как надеть квадратный шлем на голову, сжать себе мозг и при этом закрыть глаза. Поэтому я ничего и никого не снимаю за деньги. Я делаю только для себя.
Это тот случай, когда Вы сделали платье из моха, а заказчик хотел из шишек?
Да, это было для московского клиента, которое просто феерически завершилось.
Я так поняла, что в это время Вы и жили в Москве…
На самом деле я не живу в Москве, у меня там молодой человек живет, я туда приезжаю периодически, а он сюда, в Киев. Вообще мне Москва очень не нравится, можно сказать, я ее просто ненавижу!
Почему?
Я в этом городе не могу находиться, мне в нем очень тяжело. У меня в нем накапливается какая-то агрессия непонятная, которой у меня нет ни в каких других городах. И по натуре я такая, что никогда никуда не спешу, не бегу. Для меня цель – куда-то спешить, чтобы что-то урвать – это просто разрушительная цель. В Киеве, например, меня никогда в метро не толкают, а в Москве через пять минут нахождения в метро, у меня уже просто начинается какая-то истерика. Потому что люди меня не обходят, они меня просто толкают. Дело в том, что я очень тонко чувствую энергетику городов, я могу выйти из аэропорта и сразу же для себя самой невербально описать, что это за город. Так вот невербально Москва – это вообще не мой город, это город, который стремится к ложным ценностям, к баблу.
А в Киеве Вам нравится, Вы не хотите никуда из Украины уехать?
Нет, я не хочу никуда уехать. Не хочу зарекаться, но я думаю, что буду тут до конца. Меня абсолютно устраивает ситуация, что я живу в Киеве, но я могу уехать в любой момент в любую страну на любое количество времени, что, собственно говоря, я и делаю. Мне необходимо место, где я могу сесть в собственном доме, где у меня будет вся техника, которая мне нужна. Например, зимой, после новогодних праздников, я месяца на два уезжаю куда-нибудь в Восточную Азию. Эти два месяца – просто глобальная перезагрузка, я ничего не создаю, отдыхаю, путешествую, фотографирую очень много. Но так постоянно я не могу жить. Я возвращаюсь потом в Киев и что-то создаю. Я считаю, что Киев – это волшебный город, я его очень люблю. Конечно, у меня есть масса вопросов к нашим людям – они очень ленивы, мне кажется.
Скажите, пожалуйста, а Даша Астафьева – Ваша постоянная модель?
Даша Астафьева – звезда американского Playboy и звезда украинской эстрады. Она участница группы «Nikita». Она очень красивая женщина, пожалуй, самая красивая, кого я снимала, одна из самых талантливых моделей. Лучше, чем она мне вообще никто никогда не позировал.
А есть еще вот такие постоянные модели у Вас?
Вообще я, честно говоря, не очень открыта для новых экспериментов с людьми, потому что каждая съемка – это как снять скорлупу свою, потому что с моделью приходится очень плотно контактировать. Для меня это очень энергозатратно и болезненно. То есть я не стремлюсь каждый день новых людей фотографировать. И все модели, это, в основном, мои знакомые. При этом я стараюсь фотографировать именно этого человека, а не поставить его в какую-то позу. В моих фотоархивах нет ни одной профессиональной модели.
И все-таки как Вы их находите и выбираете, интересных людей?
Через знакомых. Если я их вижу в какой-то тусовке, я могу им предложить сниматься. Хотя вот недавно мне что-то уже так все надоело, что я начала шерстить по фейсбуку и обращать внимание на новых незнакомых людей, и как раз у меня планируется новый этап, в котором я наобум зову совершенно незнакомых людей прямо на съемочную площадку. Не знаю, что из этого получится. Но, честно скажу, я, наверное, не умею работать с моделью так, как это, наверное, принято – расслаблять ее, заставлять делать то, что мне нужно. В принципе, я пытаюсь, но я вижу, что они меня почему-то боятся. Хотя я стараюсь быть максимально мягкой и на одной волне.
А вот как приходят в голову такие необычные сюжеты?
Обычно это очень длительный процесс, стараюсь что-то создавать, ничего заранее не планируя. Очень редко, когда у меня в голове абсолютно сложившаяся картинка с четкой идеей. Это все паззлы, которые складываются в процессе. Для меня это определенная игра с объектами. Поэтому я так ненавижу коммерческую работу, потому что меня ставят в четкие рамки. Мало того, что это чужая идея, которая мне не близка и достаточно примитивна, но я еще и не могу никак ее развить. Это все всегда очень предсказуемо и скучно.
А как возникла вот эта идея с щенками, которых развешивает после купания Даша Астафьева?
Эта идея появилась, когда Даша пришла на съемку со своей собакой, я на нее посмотрела и сказала: «Какая классная собака! Давай мы что-то с ней придумаем». И буквально за пять минут пришла эта идея.
Вы также много внимания уделяете снам. Это как-то влияет на Ваши работы?
Сны влияют вообще на все. Мне вот сегодня снилась тюрьма и после этого у меня очень плохое настроение. И очень часто мое настроение зависит от того, что мне приснилось, я могу даже не помнить, что это было, но все оттуда. Я не отрицаю, что подсознательное мной владеет гораздо больше, чем сознательное.
У Вас есть сын. Трудно быть мамой и творческой личностью оставаться?
Трудновато, когда я была замужем, и у нас была полноценная семья. А сын никогда не отвлекал меня от творчества, потому что он уникален. Когда он родился, он вообще никогда не плакал, не требовал внимания, а позже выгонял всех из своей комнаты, чтобы ему никто не мешал заниматься собственными делами, строить свой мир. Первое слово, которое он сказал, было не «мама» и не «папа», а «сам». Сейчас, когда ему уже 8 лет, и он в чем-то уже гениален, мы с ним что-то вместе снимаем, и он дает дельные советы. Последнюю серию с гигантскими фруктами мы с нм делали вместе.
Вы его фотографируете?
Да. Он очень фотогеничный и очень любит фотографироваться. Сейчас у него период кривляний, он страшно кривляется.
Все фотографии у Вас прекрасно ретушированы. Как много времени занимает этот процесс?
Я очень долго обрабатываю фотографии. Я даже не знаю, сколько времени на это уходит, потому что, когда я работаю в фотошопе, я впадаю в медитативное состояние.
У Вас есть какое-то хобби?
Да, это йога. Сейчас, в возрасте за 30, я думаю о том, что надо срочно начинать что-то новое. Буквально неделю назад я купила мопед, хотя первый раз я села за его руль этой зимой в Таиланде. Но там не было города и движения. А тут я оказалась в городе, куча машин, и я не знаю правил дорожного движения, пришлось срочно осваивать, был стресс.
Вы считаете себя успешным фотографом?
А в чем выражается успех?
В деньгах, может быть, в известности.
Я, честно говоря, не в курсе о масштабах своей известности, и не хочу этого знать. А в плане денег, кармически у меня всегда с этим было хорошо. То есть у меня семья не богатая, все, что я зарабатывала, я зарабатывала исключительно сама. И на данный момент, когда я достигла абсолютной финансовой независимости ни от кого, и при этом я могу не работать и заниматься исключительно творчеством, мне кажется, это успех.
Подробнее ознакомиться с творчеством Елены Визерской вы можете на ее сайтах:
kassandra.photodom.com
vizerskaya.livejournal.com
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.