Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Арт-Шоу

Александр Митта: «В своем «Экипаже» я хотел показать не эротику — любовь»

Источник: "Сегодня"
  • 1 / 3
    Режиссер искренне верит: будь жив Высоцкий, он сегодня стал бы звездой номер 1. Но о своей близкой дружбе с поэтом говорить не любит. Фото: А. Яремчук
  • 2 / 3
    Кадр из фильма "Экипаж"
  • 3 / 3
    http://share.ouvtk.ru

Создатель первого в СССР фильма-катастрофы рассказал о том, почему нынче не снимает кино, как хотел воскресить «Границу. Таежный роман», об эротике в Союзе, о своей любви к сериалам и о Высоцком.

— Александр Наумович, не так давно Никита Михалков уверял меня, что российское кино на подъеме. Вы же, как я слышал, придерживаетесь иного мнения...

— На подъеме? Это, может, у Михалкова и на подъеме, а я уже 10 лет ничего не снимаю, потому что у меня денег нет. Мы находимся сейчас в критической ситуации — кино в России, да и в Украине, насколько я знаю, почти нет. Прокатных площадок для России не существует, они все отданы американскому кино. Правда, телевизионный мир открывается все шире и шире: телевизионные каналы, кабельные каналы... Чем качественней будет работа телевидения, тем более активно будет создаваться база для нового российского, украинского, так сказать — нашего, бывшего советского кинематографа. Я верю в это.

— Если вы не снимаете свое кино, на что же вы живете? Чем занимаетесь?

— Я больше пяти лет преподавал в Гамбурге, в киношколе гамбургского университета, и знаете, меня всегда поражало, до какой степени образованные там учатся ребята. Для меня каждое занятие было как своеобразный турнир с людьми, знающими столько же, сколько и я. Откуда у них эти знания? Да потому, что каждое лето этого студента наполнено посещением киношкол и киноуниверситетов. Каждый из них проходит 10—15 курсов в разных киношколах, чем существенно пополняет свои знания. И меня беспокоит, огорчает страшно, что в России ничего подобного нет. А вообще, я как тот патологоанатом: разбираю универсальные «скелеты» фильмов. Этому и учу своих учеников.

— Говорят, все проблемы нашего кино — от отсутствия хороших сценариев?

— Отчасти. Ведь для того, чтобы российские и украинские фильмы регулярно выходили в прокат, нужна большая поддержка государства, которую оно не оказывает. А сценарии, это ведь не очень сложный бизнес. У тебя есть в голове идеи, у тебя есть ноутбук и ты стучишь, так сказать, десятью пальцами по клавиатуре и что-то такое на одной стороне листа через два интервала даешь и называешь это сценарием. Сценариев должно быть в сотни раз больше, чем снимается картин. Но при этом важно помнить, что, написав сценарий об удовольствии, которое доставляет любовь к девушке, не стоит ожидать, что такое же удовольствие от любви к ней получат те, кто будут этот сценарий читать. Иначе возлюбленная рискует стать бл...ю.

— До «Границы. Таежный роман» вы вообще не снимали сериалов. Почему пошли на этот формат?

— Для меня сериальный мир стал просто находкой. Потому что мне всегда было тесно в рамках одного фильма. Всю жизнь, сколько бы я ни снимал, половина картины оказывалась в корзине. Сейчас модно говорить — так может это и правильно, что в корзине: отсекалось все ненужное, оставляя место для важного. Чушь. Та же «Граница»: вначале вышла на экраны картина, и вслед за ней — сериал. Так сериал от картины оставил просто мокрое место! Он в разы богаче. Идейный объем был больше.

— А правда, что вы хотели снять продолжение «Границы»?

— Да. Я даже написал сценарий, но телевизионщики меня разочаровали: «Да сегодня уже никто и не помнит этот фильм — это никому не интересно». А самому профинансировать проект, увы, денег нет.

— Вы многие годы дружили с Владимиром Высоцким...

— Не хочу изображать из себя близкого друга... я хотя Володю и любил, но, по большому счету, он был больше другом моей жены Лили Майоровой. Благодаря ее радушию наш дом фактически превращался в ресторан для друзей. А Володя... и я в это верю, если б его смерть не забрала, был бы сегодня в десятке лучших мировых актеров.

— Благодаря своему фильму «Экипаж» вы стали дважды пионером: до этого в Союзе никто не снимал фильмы-катастрофы и не показывал советских актеров в стиле ню.

— Так уж вышло. Хотя из-за обнаженки мне пришлось немало понервничать: редакторы-цензурщики повырезали множество сцен. А ведь я просто старался показать красивую любовь. Вот сегодня можно все показывать. Вот смотришь кино, якобы эротическое, и оторопь берет — такая глупая порнуха! А снимались ребята-актеры легко: Леонид Филатов ничего лишнего вообще не позволял — он человек сдержанный. А Шура Яковлева — девочка веселая, заводная, быстро расковалась. Если она смогла бы проявить свой эротический талант в полную меру, это было бы нечто!

— О служебных романах на площадках ходят легенды. Вы таким грешили?

— Да преувеличено все это. Мне об этом и сказать особенно нечего. Бывают, конечно, романы, некоторые из них заканчиваются свадьбами, некоторые — нет. Все как у обычных людей. Сам я, когда был молодым, предпочитал капризным актрисам продавщиц «Гастронома». С ними как-то проще и спокойнее. А потом я женился.

— Знаю, что вы работали над мультфильмом в новомодном формате 3D «Руслан и Людмила». Какова его судьба?

— Это уже в прошлом — мульта не будет. Из-за проблем с правами. Я когда писал сценарий, то даже и не думал, что мне нужны какие-то права. Ан нет. В общем, я поработал вхолостую.

КАК РАБИНОВИЧ ЖЕНИЛ АРАПА

Имя: Александр Митта
Родился: 28.03.1933 в Москве (Россия)
Карьера: Режиссер, сценарист

Настоящая фамилия — Рабинович. Псевдоним — по фамилии чувашского поэта Василия Митты. Окончил инженерно-строительный факультет МИСИ имени Куйбышева (1955). Затем Митта работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах (в том числе и со знаменитыми КУКРЫНИКСАМИ). В 1960 окончил режиссерский факультет ВГИКа. Режиссер, сценарист, снялся в фильмах Марлена Хуциева: «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и «Июльский дождь». Преподает в Гамбурге и московских курсах. Наиболее известные работы в кино: «Гори, гори, моя звезда» (1969), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Экипаж» (1979), «Сказка странствий» (1982), «Затерянный в Сибири» (1991), «Граница. Таежный роман» (2000).


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.