Рецензия на художественный фильм "Служебный роман. Наше время". Россия, 2011 год, режиссер Сарик Андреасян.
Рецензия на художественный фильм "Служебный роман. Наше время". Россия, 2011 год, режиссер Сарик Андреасян.
Уважаемые читатели! Если вы хоть немного интересуетесь культурными веяниями, то несомненно знаете, что в римейке «Служебного романа» Павел Воля играет голубого. Поэтому давайте поговорим о более печальных вещах, связанных с этим фильмом.
Обсуждаемая картина наглядно показывает, в чём разница между кино сегодняшним и кино 33-летней давности. Эта разница – чисто биологическая: один вид творцов победил другой. Возможно, он его просто загрыз.
Тридцать три года назад художественный фильм о служебном романе мог снять, например, вот такой человек:
Таких людей можно было легко встретить на улице. Такие люди водились в метро, в ресторанах, в аэропортах, на курортах и в других местах общего пользования. И те, про которых этот человек снимал, тоже были совершенно узнаваемыми. Зритель ходил в кино посмотреть если не на себя, то на кого-то очень близкого и похожего.
Сегодня фильм о служебном романе снимает, например, вот такой человек:
Такие водятся в аэропортах, ресторанах, на курортах и в других местах отнюдь не общего пользования. И люди, про которых они снимают – это тоже не те, кого зритель видит вокруг себя. Это те, кого видит вокруг себя, скажем так -- стильный мужчина в стильной щетине, стильном отложном воротнике и очках в розовой оправе.
В этом видовом различии творцов – основа всего. Остальное уже нюансы.
Например, в древнем фильме Синяя Мымра Калугина руководила очень нужной, но очень скучной и ответственной статистической конторой. Вспомните, как она выговаривает подчинённому Новосельцеву: «У нас регулярно бывают перебои с товарами, потому что они не запланированы такими ротозеями, как вы». Вспомните, сколько в фильме тяжкого производственного натурализма докомпьютерной эпохи.
В новом фильме вместо очень нужной, скучной и ответственной конторы – Крупнейшее Рейтинговое Агентство. Напомним: крупнейшие рейтинговые агентства – это те, кто накануне глобального финансового кризиса выставлял отличные рейтинги завтрашним банкам-банкротам и странам-банкротам. Они, как смущённо признаётся Википедия, «показали свою некомпетентность». Так что об ответственности и нужности Крупнейшего Рейтингового Агентства фильм не распространяется. Там просто показывают, что высший менеджмент такого агентства ездит на бентли.
Коротко говоря, у героев такие гигантские заслуги перед собой, что зритель, очевидно, обязан проникнуться к ним симпатией.
Руководит этим беззаботным процветанием, понятно, никакая не мымра Калугина, а стройная девушка Калугина 27 лет. Можно было бы сказать, что и это против реалий – но последних в фильме, к счастью, нет. Производственного натурализма в картине вообще не показано: герои не работают. Они занимаются тем, что читают каталоги, пьют коньяк, отдыхают в Турции и снимают домашнее порно. Самый напряженный и кульминационный момент картины – деловая презентация. Хэппи-энд происходит, когда шоу оказывается успешным. И так далее.
Впрочем, кому он нужен, производственный натурализм? Фильм, как предупреждает закадровый голос в самом начале, про любовь. А не про какую-то там жизнь.
Собственно, этим «про любовь» всё происходящее на экране, видимо, и должно оправдываться. Что стройная топ-менеджерша Крупнейшего Агентства нашла в низкорослом мелком клерке, грубо приставшем к ней на вечеринке? Вы знаете, это любовь. Она такая. А почему Калугина отдалась жирненькому Новосельцеву наутро после того, как он прочёл ей стих «Ты, Жора, грёбаный насос» и опрокинул её в бассейн? Ну, вы знаете, это любовь. Она такая. И потом: это в жизни его бы тут же выкинули из фирмы нафиг. А в фильме есть место волшебству.
Есть, правда, один нюанс, который мешает воспринимать «СР.НВ» как романтическое фэнтези.
В фэнтези всегда есть симпатичные герои, за которых зритель переживает. И когда они получают счастье – он за них радуется.
А когда счастье получают Новосельцев и Калугина из римейка – остаётся ощущение, что они его получили так же, как бентли. То есть непонятно за что.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.