Стать актером помог… Сталин
Мама москвича Жени была санитаркой в роддоме. Отец ушел из семьи, когда сыну едва исполнился год. Так что работать мальчик начал рано. В 14 лет обтачивал болванки для артиллерийских снарядов на заводе «Фрезер». Роста был небольшого, так что к станку приставлял ящик. Любил петь и играть в футбол.
В 1943 году Евгений написал письмо Сталину, сообщив, что хочет стать актером. Жаловался, что директор завода препятствует этому стремлению. Уверял, что мечтает быть «как Станиславский, Немирович-Данченко». И случилось чудо - директор завода получил из Кремля указание: «Направить товарища Моргунова для поступления в Театр имени Таирова в качестве актера вспомогательного состава». И подпись - Сталин.
Так юный Моргунов оказался в училище при театре, откуда через год перевелся во ВГИК на актерский факультет к Сергею Герасимову. В фильме учителя «Молодая гвардия» Евгений так достоверно сыграл роль предателя Стаховича, что однажды был атакован на улице мальчишками, считавшими, что выследили «фашистского прихвостня».
- Когда фильм сняли, выяснилось, что Стахович подпольщиков не предавал. Пришлось почти все кадры с Моргуновым вырезать, - рассказал директор Музея трех актеров Владимир Цукерман. - Его вообще во многих картинах вырезали. То за крамольные сюжеты режиссеров, то за ершистый нрав самого Евгения Александровича.
Таким он был в фильме «Донецкие шахтеры».
В течение 12 лет он отметился в 16 фильмах, в том числе знаменитых «Донецких шахтерах» Леонида Лукова. Но роли были даже не второстепенные, а типа «десятый в пятом ряду». Пик карьеры пришелся на 60-е годы, когда Леонид Гайдай создал легендарную троицу.
Под знаменем Гайдая
После провала своей ленты «Трижды воскресший» начинающий режиссер Гайдай впал в отчаяние. Уехал в Иркутск к родителям. И там, на чердаке деревянного дома, нашел свой путь - в виде фельетона в стихах Степана Олейника, напечатанного в газете «Правда». Назывался тот «Пес Барбос». Вроде бы не было ничего особенного в истории о браконьерах, которых гоняла собака. Но гений Гайдая рассмотрел в незатейливом сюжете огромный комедийный потенциал.
Труса он нашел сразу - Георгий Вицин уже играл в его картине «Жених с того света». Увидев в цирке уморительного клоуна Юрия Никулина, режиссер понял, кому быть Балбесом. А вот с Бывалым намучились. Эту роль отказались исполнять известный комик Иван Любезнов, знаменитый Михаил Жаров. И вдруг - звонок от секретарши директора «Мосфильма» Ивана Пырьева: «Вам просили передать, чтобы не тратили время и средства и никого больше не искали. Пырьев лично утверждает на роль Бывалого Евгения Моргунова». Оказалось, мэтр случайно встретил актера в съемочном павильоне и сразу положил на него глаз.
Самоуверенный и солидный Евгений Александрович идеально вписался в роль. Еще бы, ведь он запросто проходил в баню и на стадион бесплатно, козырнув актерской корочкой (ее многие принимали за «мандат» КГБ или кремлевского чиновника), в автобусе выдавал себя за контролера, в ресторане обедал за «так», уверяя, что следит за неким подозреваемым. А как-то в Театре киноактера от имени директора около часа говорил с прибывшими туда Молотовым и Кагановичем о перспективах советской кинематографии. После чего сказал, что «надо бы прибавить зарплату молодым актерам, чтобы у них появилось вдохновение, поскольку на молодых держится весь театр». И ведь прибавили!
Успех «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» сделал Моргунова, Никулина и Вицина сверхпопулярными. И роли у них вроде бы не главные. Да к тому же - отрицательные. Но настолько обаятельные!
К сожалению, «... пленница» стала последним гайдаевским фильмом, в котором сыграла вся троица. По одним данным, сам режиссер решил, что она уже приелась зрителям (хоть и вынашивал планы снять Труса, Балбеса и Бывалого в комедии «Снежный человек и другие»). По другим - Моргунов повздорил с мэтром комедии. Рассказывают, что Евгений Александрович привел с собой на предпросмотр, куда даже родственников не пускали, девушку. Возник конфликт с Гайдаем, который потребовал, чтобы она ушла. «Это наш с вами последний фильм», - пообещал тогда Леонид Иович. И слово свое сдержал...
Трус, Балбес и Бывалый обрели рисованную жизнь - в мультфильмах о бременских музыкантах. Они появились в комедиях Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» и Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка». Но славы, подобной гайдаевским лентам, эти не снискали.
Подкосила гибель сына
Евгений Александрович снялся почти в ста картинах, в том числе прекрасно исполнил роль эстрадного куплетиста Соева в «Покровских воротах» Михаила Козакова. Попробовал себя как режиссер, экранизировав Михаила Шолохова. Но лента «Когда казаки плачут» до зрителей не достучалась. Как и сам Моргунов в любых образах, кроме Бывалого. Вот он и эксплуатировал его, разъезжая с концертами по всей стране. Показывал отрывки из своих комедий, рассказывал байки, учил танцевать (помните великолепную сцену из «Операции «Ы»?). И совершенно оправданно называл себя народным артистом, хоть выше заслуженного ему так и не дали...
Моргунову повезло с женой. После десяти лет совместной жизни с балериной Большого театра Варварой Рябцевой, которая была старше на 13 лет, он нашел свое счастье по имени Наталья. Они прожили вместе 36 лет, до самой его смерти.
- К уходу Жени, как ни страшно это звучит, я была готова, - признавалась она. - Несмотря на то, что ему было 72 года, - не так уж и много! - его организм был уже в таком состоянии, что это могло случиться с ним в любую минуту. Он по два-три раза в год лежал в больнице, а когда возвращался домой, я читала историю его болезни и понимала: с такими показателями не живут. У Жени практически не осталось ни одного здорового органа, но он держался до последнего и терпеть не мог нытья...
По мнению Натальи Николаевны, Моргунова подкосила гибель в автокатастрофе в 1998-м младшего сына, 26-летнего Коли. Два инфаркта, инсульт, прогрессирующий сахарный диабет. Выкарабкаться Бывалый уже не смог...
- Последние три года мне даже казалось, что я живу не с ним, а с другим человеком, настолько сильно он изменился - стал более грубым, озлобленным, - вспоминала вдова актера. Увидев в прессе очередные «откровения Моргунова», хваталась за голову: «Женя снова кого-то обидел и нажил себе еще несколько смертельных врагов. Причем намеренно говорил вещи неприятные, и только я знала: на самом деле муж так не думает. На него многие обижались, но ведь никто даже не подозревал, насколько ему тяжело. Он никому не рассказывал о своем самочувствии, всё хорохорился, старался держать марку. А я ему даже резинки на носках разрезала, потому что они давили и причиняли ему невыносимую боль».
Моргунов умер 25 июня 1999 года в Москве, в Центральной клинической больнице, от инсульта.
- На похоронах Никулина в 97-м Моргунов спросил Лужкова: «Юрий Михайлович, где нас с Вициным хоронить будете?» «Что за вопрос такой неуместный?!» - удивился тогдашний мэр Москвы. «Очень даже уместный, - говорит Евгений Александрович. - Люди приходят на кладбище, рыдают... И вдруг видят: рядышком лежат Трус, Балбес и Бывалый. Настроение сразу поднимается...» Однако все они похоронены на разных кладбищах: Вицин - на Ваганьковском, Никулин - на Новодевичьем, Моргунов - на Кунцевском, рядом с младшим сыном, которого пережил на год, - говорит Цукерман.
Как артист удивлял на дне рождения донецкого массажиста
О незабываемой встрече с Евгением Моргуновым мне рассказал Владимир Ткаченко - легендарный незрячий массажист, работающий в ФК «Шахтер» почти полвека:
- Дело было в Ялте, в гостинице «Ореанда», куда мы прибыли на сборы в 66-м году. Мне исполнилось 23 года, договорились, что после ужина четыре тренера, врач, водитель, администратор и я посидим - отметим. Особо на зарплату в 90 рублей разгуляться не мог. Купил по бутылке водки и шампанского, закуской служили салат, колбаса и котлеты, которые полагались к ужину. Пить много не собирались - сборы всё-таки... И вот уже почти всё подъели, в рюмках осталось по грамуле. Вдруг слышим, гул в ресторане затих, а потом покатился шепот: «Моргунов, Моргунов». Тут вскакивает наш администратор Василий Гарбар (один из лучших в СССР, знал всех и вся) и на весь зал: «Женя, иди сюда!». Артист подошел: «Что за торжество?». Объяснили.... Он меня поздравил, пожал руку. Присел с нами. Суровым взглядом обвел практически пустой стол. А потом спокойно так берет фужер из-под воды и сливает туда со всех рюмок, что осталось. Граммов двести получилось. Бух! Залпом. А закусить нечем. И тогда Моргунов - цап! - в жменю корки хлеба. И - в рот!.. Гарбар, конечно, подозвал официанта, дозаказал выпивки, закуски. И просидели чуть ли не до утра... Моргунов рассказывал о съемках, байки, много шутил. А потом под оркестр еще и спел на французском языке. В общем, праздник удался...