В СССР на территориях Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины были проведены системные работы по поиску и разведке месторождений урана. Были созданы горно-химические комбинаты, которые добывали уран в шахтах и на рудниках.
В СССР на территориях Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины были проведены системные работы по поиску и разведке месторождений урана. Были созданы горно-химические комбинаты, которые добывали уран в шахтах и на рудниках.
Добытый уран направлялся в военную область, на обеспечение топливом АЭС и в стратегические резервы. Но в начале 90-х всё сломалось. Как сложилась судьба «огрызков» уранового комплекса СССР? Этот вопрос мы рассмотрим в серии статей, сконцентрировавшись на теме «Уран как топливо для реакторов АЭС». Начнём с Казахстана, который достиг потрясающих успехов в области добычи урана и уверенно движется к завершению формирования всей технологической цепочки получения топлива для АЭС.
«Свободный рынок» урана — миф или реальность?
В статье «
Во Франции
К способу обеспечения ураном французских АЭС есть два интересных вопроса. Какова реальная себестоимость урана Центральной Африки для Франции? Она очень и очень большая, поскольку включает все затраты Франции на удерживание статус-кво в регионе. Что делать Германии и Японии, которые не имеют «центральных африк»? Ответ на вопрос дали правительства этих стран — «сворачивать» атомную энергетику. То есть программы этих стран по прекращению строительства новых и остановке действующих АЭС обусловлены, прежде всего, отсутствием гарантий их обеспечения топливом в будущем. Протесты «зелёных» (Германия) и авария на Фукусиме (Япония) — это поводы, но не причины. На это
В мире перманентно ведётся жесточайшая борьба за контроль над рудниками и месторождениями урана. У «контроля» имеется одна особенность. Цикл жизни АЭС приближается к 100 годам. И уже на стадии планирования строительства очередного ядерного реактора должен быть гарантированно решён вопрос обеспечения его топливом. Решён на перспективу в десятки лет. То есть над рудниками и месторождениями урана контроль должен быть гарантированным на десятилетия.
Казахстан — главный игрок на рынке урана
В СССР территория Казахстана рассматривалась как резерв развития добычи урана в будущем. Его месторождения были разведаны, их запасы оценены. Это и явилось базой бурного развития добычи урана в независимом Казахстане. На сегодня здесь разведано и изучено
Казахстан является ведущим производителем урана в мире. Доля добываемого на его территории урана от добычи в мире составила: 2009 г. — 28%; 2010 г. — 33%; 2011 г. — 36%; 2012 г. — 36,5%; 2013 г. — 38%. Всего в 2012 г. добыто
Uranium One — ключевой игрок, инструмент игроков или разменная монета?
В Казахстане
В 2012 г. Uranium One на своих казахстанских рудниках добыла 4387 т урана (с учётом её доли в рудниках), в 2013 г. — 4915 т (рост 12,0%). В I кв. 2014 г. добыто 1381 т (рост 9,6% к I кв. 2013 г.). К 2017 г. добычу урана планируется довести до
Uranium One «единолично» владеет ещё двумя урановыми рудниками — Уиллоу Крик (Willow Creek, США) и Ханимун (Honeymoon, Австралия). На руднике Уиллоу Крик ведётся промышленная добыча урана. В 2013 г. добыто 426 т. В I кв. 2014 г. — 79 т (снижение 27,5% к I кв. 2013 г.). На Ханимун ведётся опытно-промышленная добыча. За первое полугодие 2013 г. добыто 83 т. Со второго полугодия рудник законсервирован. Всего Uranium One в 2012 г. добыла 5534 т, в 2013 г. — 5988 т, в 2014 г. планируется добыть 5625 т.
Uranium One имеет долю (13,9%) в руднике Мкюйю Ривер (Mkuju River, Танзания), являясь оператором. Ведётся подготовка технико-экономического обоснования его разработки. У компании имелся опцион по увеличению доли в руднике, и такая возможность была. Но в конце 2013 г. принято решение о нецелесообразности этого шага.
Снижение добычи урана на руднике Уиллоу Крик и её прекращение на Ханимун, а также отказ от увеличения доли в Мкюйю Ривер связано с неблагоприятной конъюнктурой на мировом рынке. Цена на уран падает. Средняя отпускная цена Uranium One на него в I кв. 2013 г. составляла 45 долл. за фунт, а в I кв. 2014 г — 36 долл. Скорректированный чистый убыток компании в I кв. 2014 г. составил 22,9 млн долл., в I кв. 2013 г. — 11,2 млн долл.
Uranium One создана в конце 2005 г. путём слияния двух добывающих компаний: канадской Southern Cross Resources Inc. и южноафриканской Aflease Gold and Uranium Resources Limited. Зарегистрирована в Канаде. В 2007 г. были куплены UrAsia Energy Ltd. и Energy Metals Corporation. UrAsia Energy Ltd. зарегистрирована в США. Именно она в конце 2005 г. купила за 420 млн долл. у не названной в то время «
В 90-х и первой половине нулевых годов Россия была сосредоточена на отстаивании своего суверенитета и своих природных ресурсов. Желающих добывать на территории России нефть, газ и руды металлов было много. Поэтому успехи России в борьбе за казахстанский уран были скромны. «Росатому» в лице его дочки «Атомредметзолото» (АРМЗ) достались жалкие крохи — в 2001 г. было создано СП по разработке рудника Заречное. Ситуация начала меняться только в конце 2006 г., когда была подписана Комплексная программа российско-казахстанского сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях. В соответствии с ней создано СП по разработке рудника Акбастау. Вторая «подвижка» произошла в начале 2009 г. АРМЗ купила у казахстанской компании «Эффективная энергия» долю (50%) рудника Каратау, и на нём, а также на рудниках Заречное и Акбастау была начата опытно-промышленная добыча урана. В этом же году начался процесс поглощения «Росатомом» Uranium One. Первый шаг был нейтрален — АРМЗ обменял долю в Каратау на 19,9% акций Uranium One. Позднее доля АРМЗ была увеличена до 23,1%.
В июне 2010 г. АРМЗ увеличила свою долю в Uranium One до 51%. В качестве оплаты Uranium One получила доли АРМЗ в рудниках Заречное и Акбастау, а также
В январе 2013 г. АРМЗ купила оставшиеся акции Uranium One, которые подешевели после аварии на АЭС Фукусима. (49% за
В январе текущего года глава «Росатома» С. Кириенко сообщил следующее: «Мы добывали 3 тыс. 200 т урана в год.
«Росатом»: причины успехов
В период с начала 2009 г. до начала 2013 г. «Росатом» не только кардинально «подвинул» западные фирмы в добыче урана в Казахстане, но получил рудники в США и Австралии. Как такое могло получиться? Кто разрешил? На «Росатом» работало два фактора. Первый мы только обозначим. «
Второй фактор, работающий на то, что «Росатом» занял достойное место в добыче урана на территории Казахстана, — это Комплексная программа российско-казахстанского сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях. Программу, подписанную в 2006 г., мы уже упомянули. Упомянули и о подписании президентами России и Казахстана ряда двусторонних документов в мае 2013 г. Кроме решения юридических вопросов с урановыми рудниками, документы включают и
Ещё один совместный российско-казахский проект начал работать в 2013 г. В октябре 2006 г. на паритетных началах («ТВЭЛ», дочка «Росатома» и «Казатомпром») создали «Центр по обогащению урана». В сентябре 2013 г. он приобрёл долю в уставном капитале «Уральского электрохимического комбината» в размере 25% плюс одна акция. Казахстану эта сделка обошлась примерно в
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.