Положение в Евросоюзе не улучшается, да и улучшиться не может. Нет никаких оснований для такого улучшения. Все усилия европейских политиков безрезультатны, да и были ли усилия. Что сделали евроэкономисты, списали часть долгов Греции и реструктурировали новые долги на более долгий период? Все их усилия вместились всего лишь в одно предыдущее предложение. Неужели кому-то и вправду придет в голову, что этого может быть достаточно?
Все эти нескончаемые разговоры о создании новых рабочих мест заканчиваются самими этими разговорами. У евролокомотива весь пар уходит в свисток.
Что же, собственно говоря, происходит? Ранее мы писали в статье Европа действительно едина? о том, что Германия, перетянувшая всё индустриальное производство на свою территорию, путем перекупки предприятий в старанх ЕС и последующим закрытием их, теперь делает удивленные глаза и предлагает больше экономить. Казалось бы, все в повидле, одна Германия на белом коне и в белом фраке, не странно ли это? Но всё оказывается не так при более внимательном рассмотрении. Германия действительно была самой благополучной страной Евросоюза с самой маленькой безработицей, но теперь безработица станет расти и в ней.
Объясняется это очень просто. Выхолощенное население Евросоюза перестанет покупать немецкие «цацки» вроде автомобилей и прочее хотя бы потому, что у него нет денег. Они ничего не имеют против немецких товаров. Можно любить Мерседес, но если денег хватает только на велосипед, то есть весьма высокий процент вероятности того, что ваши соседи увидят, как вы ежедневно крутите педали, вместо того чтобы просто на них нажимать. В общем, ухудшение экономического положения населения в ЕС обязательно скажется и на самой Германии.
В этих условиях ситуацию можно исправить двумя способами: либо расширить свой рынок за счет принятия в ЕС кого-то нового, где деньги еще на Мерседесы есть, либо затеять валютную войну, чтобы, скорректировав курс евро по отношению к доллару, на этой пониженной передаче вьехать на американский рынок, с более выгодными в результате девальвации евро ценами. Второй вариант был бы, конечно, предпочтительнее, потому что рынок американский по объему сопоставим с рынком Евросоюза. Но проблема тут заключается в том, что в США тоже не лопухи сидят, и уронить курс евро по отношению к доллару не позволят. Таким образом, этот вариант придется отложить как неосуществимый.
Значит придется искать место, где всё это удастся проще, где противник не такой жесткий, а денег тоже немало. В этом смысле взор, конечно же, упирается в Россию и страны СНГ. Но Россия, которая готова пойти на более близкое сотрудничество, не приемлет роли чистого импортера немецкой продукции, она настаивает на том, что заводы, пусть по немецким технологиям, пусть с немецким менеджментом, пусть с немецкими комплектующими, - должны быть на российской территории, с вымыванием немецких комплектующих и заменой их на произведенные в России через 5-10 лет после ввода в эксплуатацию завода. То есть, Путин старается избежать как раз того, что случилось в Евросоюзе. В этом смысле он старается уйти от уготованной России Западом роли поставщика углеводородов.
Как бы долго Германия ни морщилась, а пойти на это придется, иначе на это пойдет кто-то другой. И смириться с российскими требованиями по всем внешнеполитическим вопросам тоже придется, потому что Россия сегодня для Германии держит оба конца веревки в своих руках. С одного конца, сырье в виде металлов и углеводороды в виде нефти и газа поставляет Россия. С другого конца, готовую продукцию Германии покупать всё более интенсивно будет тоже Россия. Российский рынок не так велик, как рынок США, но это полрынка США или ЕС. Кто ж таким куском может пренебречь? Наверное только «супербогатые» Прибалтика и Грузия.
Прим. В. Зыкова. ...и тупое украинское правительство...
Нужно сказать, что время принятия решения для Германии истекает. В Кремле вот-вот засядет опять Путин, а из Елисейского дворца вот-вот вынесут политический труп Саркози. Есть серьезные опасения, связанные с тем, что новый президент Франции очень огорчит госпожу Федерального Канцлера Меркель. Между двумя самыми сильными странами ЕС зреют большие противоречия. Это связано и с позицией по Сирии, где Германия наотрез отказывается участвовать, как она и раньше воздерживалась от войны в Ливии. Это связано и с желанием беспредельно и единолично господствовать в евроэкономике, без того, чтобы ослабить конкуренцию в Еврозоне, и хоть чем-то поделиться с бедствующими ныне Испанией, Грецией, и так далее.
Мало того, экономическая дуумвирная евродоминанта Германия-Франция тоже показывает нецельность конструкции, вполне возможно, что Франция начнет дрейфовать в сторону бедствующих стран Еврозоны, таким образом оставив Германию одиноким айсбергом в становящемся все более жарком океане кризиса. Германии очень нужна страховка, и в первую очередь это категория экономическая, а не политическая. В плане поставок углеводородов Германия очень стабильна благодаря Северному потоку, чего не скажешь об остальной Европе, попадающей под неудобство из-за санкций против Ирана. В этом случае, позиции Германии еще более укрепятся, пока не вступит в строй Южный поток, против которого Германия упирается как может.
В общем и целом, политический и экономический анализ наводит на мысль, что Европа весьма помягчела и станет весьма легкой добычей для Путина. С другой стороны, Европа так и не сможет ни на чем настоять в отношении Тимошенко. А вот Путин на этом настоять сможет, и есть очень серьезные основания полагать, что именно это он и сделает. Все помнят, что Путин серьезно критиковал Януковича за посадку Тимошенко. Возможно, теперь пришло время более прямого диалога между Януковичем и Путиным на эту тему. Если бы Тимошенко знала, для чего Путин хочет её выпустить, она бы наотрез отказалась выходить из камеры, но об этом в другой раз.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.