Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Летучий лоббист. Интервью с Вячеславом Богуслаевым

  • 1 / 2
    Вячеслав Богуслаев занимает своё кресло с 1991 года и уже пережил в нём трёх президентов и 16 премьер-министров Фото: Сергей Бурковский
  • 2 / 2
    Близость к правящей партии и правительству (на фото справа вице-премьер Андрей Клюев) позволяет Вячеславу Богуслаеву без проблем попадать в любые кабинеты и пробивать нужные законопроекты

Председатель совета директоров ОАО «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев рассказал Фокусу о том, зачем нужно объединять самолёто­строение России и Украины и в чьё ухо он попадёт с 300 метров

Вячеслав Богуслаев – один из самых пророссийски ориентированных депутатов в Партии регионов. И это неудивительно: 30% продукции принадлежащей ему корпорации «Мотор-Сич», строящей самолётные двигатели и турбины, идёт на российский рынок. Поэтому бизнесмен, занимающий в рейтинге Фокуса «200 самых богатых людей Украины» 39-е место с состоянием $281,7, был кровно заинтересован в переориентации Украины на Россию. Однако этим летом руководство северного соседа преподнесло Богуслаеву неприятный сюрприз – Министерство промышленности и торговли РФ настойчиво предлагает установить российский двигатель SaM-146 на совместном российско-украинском самолёте Ан-148, созданном под моторсичевский двигатель. Богуслаев подаёт в суд на авиаконструктора – АНТК им. Антонова, с которым он уже подписал договор о поставке двигателей на 50 самолётов. При этом бизнесмен рассчитывает, что судебный иск даст возможность президенту «Антонова» Дмитрию Киве отбиться от рекомендаций россиян.

– Без разработчика никто не может заменить у самолёта двигатель. Если это произойдёт, у него просто отберут сертификат, и никто не сможет его покупать. То есть такое решение может принять только Кива. А наш иск станет ему подспорьем в споре с теми чиновниками, нашими и российскими, которые на него наседают. Он всегда может сказать: или договоритесь с Богуслаевым, или дайте мне $45 млн., которые надо заплатить в качестве неустойки. А за то время, пока мы сделаем 50 самолётов, будет ясно, что нового двигателя не надо. Хотя, конечно, никто не помешает российской стороне заказать АН-148 с другим двигателем. Так что, думаю, до суда обе стороны пойдут на мировую – АНТК признает моё право требовать от него соблюдения контракта, а я уступлю в его требованиях, например, в цене. Кроме того, я могу дать двигатели в рассрочку или брать деньги исходя из количества проданных билетов.

– Российские двигатели дешевле ваших? Почему российская сторона настаивает на замене?

– Это предложили не российские разработчики, которые знают, что наши двигатели по эксплуатационным качествам лучше, чем SaM-146, а чиновники, которые не имеют представления, какие двигатели куда нужны, но хотят пристроить свои, невостребованные. Кстати, об эксплуатационных качествах этих двигателей до сих пор ничего не известно – от нас скрывают нормативы, показатели расхода топлива. Если же говорить о цене, то российские двигатели компенсационные – правительство возмещает производителям часть их стоимости. Если себестоимость самолёта $40 млн., то россияне планируют продавать их по $25 млн., доплачивая своим производителям комплектующих разницу, чтобы поддержать производство. Такой вот государственный рэкет.

Однако эти опасения и демпинг российских чиновников не мешают Богуслаеву выступать за союз самолётостроителей Украины и России. Ссылаясь на пример компании Airbus, объединяющей самолётостроителей 11 европейских стран, он утверждает, что совместный комплекс будет сильнее двух нынешних. Но понимает, что российские чиновники в дальнейшем могут навязывать своих подрядчиков.

– Нужно создать такое совместное предприятие, где был бы паритет сторон. Может быть, когда-нибудь мы дойдём до единых акций. Но пока только сближаемся, только «снюхиваемся». Поэтому сейчас нужно сделать управляющую компанию по самолётам «Антонов», а не объединять полностью самолётостроительные комплексы. У россиян значительная часть их самолётостроения – военная авиация с истребителями, бомбардировщиками, которые у нас не нужны. Если объединяться полностью, мы станем маленькой частичкой, которая ничего не решает. Нам это неинтересно.

Закрытия и открытия

– Вы можете найти альтернативу российскому рынку? Как вы дифференцируете поставки?

– Мы поставляем свою продукцию в 110 стран – Китай, Индию, Бирму, Малайзию, Шри-Ланку и другие. Азиатские страны выдержали кризис и почти не дрогнули, а значит, их заказы на наши моторы не сократились. На нас кризис вообще отразился только потому, что обвалились доллар, гривна, евро и рубль. То есть стоимость заключённых ранее контрактов стала совсем другой. Но мы всё равно получали за годы кризиса прибыль (чистая прибыль ОАО «Мотор-Сич» в 2009 году составила 754,738 млн. грн., что в 196 раз больше, чем годом ранее, – 3,843 млн. грн. – Фокус). Поэтому ко мне приезжают коллеги из Америки и Англии и спрашивают, какая программа предприятия. Мы сейчас придумываем новый двигатель, создаём новые материалы. Мы зависим от очень специфических поставщиков, которые поставляют нам специальные металлы, оборудование и держат нас на игле. Чтобы с неё соскочить, мы оборудуем цеха по созданию тех элементов двигателей, которые мы покупали. Хотим иметь альтернативу.

На прошлой неделе разразился скандал: «Антонову» отказали в участии в тендере Минобороны США на $40 млрд. на поставку самолётов-заправщиков. Пентагон не принял заявку компании из-за того, что она поступила на пять минут позже дедлайна. Партнёр «Антонова» – американская U.S. Aerospace уже обратилась с жалобой в службу аудита правительства США. Однако, уверен Богуслаев, который бы поставлял моторы на эти самолёты, расстраиваться нечего: у Украины не было шансов выиграть этот конкурс. Их и пригласили участвовать только для того, чтобы создать номинального конкурента Boeing.

– Этот заказ никогда не отдали бы в другую страну – он создаёт много рабочих мест и должен остаться своим. Поэтому мы и не участвуем в проектах в Европе и Америке. Мы возили туда двигатель Д-27, который ещё не переплюнули нигде в мире, но в Германии нам прямо сказали, что тогда их конструкторам нечем будет заниматьсяМы не участвуем в проектах в Европе и Америке. Мы возили туда двигатель Д-27, который ещё не переплюнули нигде в мире, но в Германии нам прямо сказали, что тогда их конструкторам нечем будет заниматься . А значит, они его будут делать самостоятельно. Так и не сделали, но поставили другой двигатель. Это политика защиты рынка, собственных заводов. А вот в других странах нам рады. Например, открыв представительство в ОАЭ, мы в 20 раз увеличили оборот по Северной Африке, приблизив обслуживание к клиентам. Сейчас мы можем там поменять за сутки модули в двигателях, что очень нравится заказчикам.

Властью доволен

– Вы довольны шагами нынешнего правительства? Ваши соратники по партии действуют по утверждённому ранее плану или вы ждали от них чего-то другого? Например, многие бизнесмены недовольны новым Налоговым кодексом и ростом цен на газ для предприятий.

– Я доволен. В части строительства авиапредприятий правительство многое делает. А по поводу Налогового кодекса – его уже на 80% пересмотрели, и мы на заседании в Запорожье вместе с УСПП решили его поддерживать.

Когда после назначения правительства дело дошло до смены губернаторов, Вячеслава Богуслаева, как одного из самых влиятельных запорожцев, прочили на пост губернатора области. Однако кресло занял Борис Петров. Богуслаев об этом не жалеет и говорит, что ещё при Кучме отказывался от всех чиновничьих постов. Но вот от мандата народного депутата отказываться не собирается:

– Присутствие в ВР помогает заниматься продвижением нужных отрасли законов. У нас 60 предприятий работает в самолётостроении. Любой закон нужно дожимать, потому что сам по себе он не работает. А я могу это сделать – меня выслушают в любых кабинетах. Я сейчас выступаю за закон о введении пошлины на ввоз самолётов от 30 до 100 посадочных мест. Если ввозят самолёты, где больше 100 мест, пошлина не нужна, а так мы должны защитить своих производителей Я сейчас выступаю за закон о введении пошлины на ввоз самолётов от 30 до 100 посадочных мест. Если ввозят самолёты, где больше 100 мест, пошлина не нужна, а так мы должны защитить своих производителей . Кроме того, есть норма о временном ввозе на один год без пошлины – например, ввезли самолёт на год, потом на три дня вывезли и опять ввезли. И при этом абсолютно бесплатно. Мы эту норму тоже отменим.

– Правда, что вы страстный охотник?

– Да, я очень жду сезона охоты. Летаю на Алтай, в Карпаты. Например, на Алтае охотился на изюбря. А вообще, больше люблю охотиться на пернатых – там целая стратегия: нужно подкрадываться, лежать и выжидать. А крупных животных жалко, тем более что это для меня не слишком сложно. Я и так с 300 метров любому в ухо попаду.

Пять фактов о Богуслаеве

1. Никогда не брал больничный.

2. Готовится открыть в Запорожье музей новых технологий с экспозицией об авиации.

3. Собирает старинные ружья. Самый древний предмет в коллекции – 300-летнее кремнёвое ружьё.

4. Читает только книги о природе и путешествиях.

5. Имеет личный самолёт Як-40.

Наталия Гузенко, Фокус


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.