Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Политика

Гиперкризис: нас ждет супервойна

Источник: "2000"

Как известно, история развивается по спирали, своего рода циклами.

И подобно тому, как в макроэкономике есть длинные циклы Кондратьева, в макроистории есть длинные циклы расцвета и гибели цивилизаций. Нынешнее (пока только разворачивающееся) завершение всех экономических циклов — это лишь один из первых, но далеко не главных признаков наступления конца нынешней, почти двухтысячелетней цивилизации. А в периоды «безвременья», между циклами цивилизаций (как более чем хорошо известно), на Земле воцаряется полный хаос, упадок и одичание. И как раз в сегодняшнем якобы «сверхцивилизованном» глобализированном мире четко просматривается прогрессирующее нарастание именно этих процессов...

Вот уже который год мировая экономика пребывает во все более углубляющемся системном кризисе, а путей выхода из него никто из макроэкономистов так и не предложил. Более того, на глазах тает надежда и на то, что «кривая экономических циклов вывезет мировую экономику из нынешнего тупика», как всегда было до этого. С каждым годом все более очевидно, что все виды циклов (как кратко-, так и средне- и долгосрочные) уже в самом ближайшем будущем попросту остановятся. И чтобы это спрогнозировать, по большому счету даже не надо быть экономистом.

Очевидно, что и Кондратьев, и Кузнец, и Туган-Барановский, и другие рассчитывали свои циклы, исходя из условий современной им индустриальной фазы мирового хозяйства. То есть в условиях, когда прибыль — этот единственный реальный двигатель любого рыночного хозяйства — можно было получить только из какого-либо производства (промышленного, сельскохозяйственного, интеллектуального). Сегодня же подавляющую часть мировой прибыли дает отнюдь не производство, а чисто финансовые манипуляции с капиталом.

Т.е. «деньги делают еще большие деньги» уже без всякого «посредничества» реального производства: у денег появилась принципиально новая функция — «непосредственного самопорождения капитала». Когда же производство потеряет статус главного источника прибыли, колесо мировой экономики неизбежно остановится. Наступит конец всех экономических циклов, который неизбежно перерастет в коллапс глобального рынка как такового.

А так как практически вся мировая экономика сегодня именно рыночная, то коллапс глобального рынка означает ни больше ни меньше конец экономики как таковой! Без экономики же нет промышленности, нет сельхозиндустрии, нет науки, а есть примитивное ручное кустарное производство, подсечно-огневое земледелие и потомственное жречество в качестве ученой прослойки. То есть мир будет отброшен в своем развитии на тысячи лет назад!

А ведь практически об этом писал еще Адам Смит, когда называл деньги кровью экономики. Попробуем представить тело, кровеносная система которого замкнулась сама на себе и перестала питать другие органы. Что получится? Сначала отомрут эти органы, и все тело без притока крови превратится в безжизненный труп. А затем отомрет и сама кровеносная система, т.к. не сможет существовать без других органов. Подобное происходит и с мировой экономикой. Ее «кровеносная система» — финансы — почти полностью замкнулась сама на себе: «деньги делают деньги» непосредственно. А остальное тело мирового хозяйства все более обескровливается и начинает рушиться. Так что нынешние сильные мира сего усиленно пилят сук, на котором сами же и сидят.

Но пока они этого не понимают (а точнее, не хотят понимать) и продолжают дальше раздувать всемирный пузырь спекулятивного капитала. Дисбаланс мирового ВВП и мировой денежной массы постоянно растет. В результате вся реальная экономика, т.е. отрасли материального производства, сельского хозяйства и производства научно-интеллектуального продукта, все более впадают в стагнацию (начиная примерно с конца 60-х годов ХХ века), вследствие чего прогнозируемая следующая волна НТП попросту не сможет появиться, т. к. для нее нет базиса, задела.

И действительно: практически все существующие направления научно-технических (да и вообще научных) исследований берут начало еще в первой половине — середине ХХ века. Т.е. в то время, когда спекулятивного капитала было относительно немного и деньги выполняли свои изначальные функции финансирования производства: промышленного, сельскохозяйственного, интеллектуального (науки). Вот поэтому-то столь ожидаемой новой волны НТП не предвидится даже в перспективе, а следовательно, и этот сверхраздутый (и надуваемый дальше) пузырь ничем не обеспеченных денег не может не лопнуть, причем уже в ближайшие годы, тем самым гарантированно «обеспечивая» крах мировой экономики.

Дело в том, что нынешний кризис — это «кризис достижения пределов роста», т.е. кризис самой модели мировой экономики, до этого существовавшей и успешно функционировавшей более двух столетий. Именно поэтому бессильными оказываются и все существующие на сегодня традиционные макроэкономические теории и подходы. Они были разработаны в иных условиях и для иной системы ограничений (в которых действительно работали), но никак не для нынешнего «суперкризиса».

Но какова же главная его причина? Это глобальное исчерпание «избытков ресурсов».

А ведь наличие избытков ресурсов в прошлом и обеспечивало периодические кризисы перепроизводства, имманентно присущие рынку как таковому. Сейчас этих избытков уже просто нет. Более того, имеющихся ресурсов едва хватает даже на текущее минимально необходимое жизнеобеспечение населения планеты. Поэтому в рамках сугубо рыночной экономики выхода уже нет. И теперь уже не будет. Никогда. И, кстати говоря, именно по причине этого глобального исчерпания излишков ресурсов никакая новая мировая война и передел мира теперь уже не смогут «перезагрузить» мировую экономику рынка и заставить ее вновь работать эффективно. Без смены самой парадигмы развития мировой экономики не обойтись!

Но что же это за «смена парадигмы» — выход из глухого тупика «суперкризиса»? Это «разбиение» всех потребностей на «базово-элементарные» и «превышающие» и соответствующее разделение всей экономики мира/страны/региона на обеспечивающую базово-элементарные потребности и всю остальную. Под «базово-элементарными» имеются в виду те потребности, без удовлетворения которых люди просто физически погибнут, — от голода, холода и т. п.

Расчет этих потребностей при нынешнем развитии технической базы, вычислительной техники и программного обеспечения — легко решаемая и малозатратная задача. Причем даже если нужно учесть конкретные региональные и субрегиональные особенности питания и быта населения конкретных территорий. Заметим, что в чем-то аналогичная, но гораздо более сложная задача по автоматизированному плановому управлению экономикой огромного суперхозяйства СССР ставилась еще в 1950-е годы. И даже при том, еще зачаточном, уровне развития вычислительной техники она вполне успешно начала воплощаться в жизнь под аббревиатурой ОГАС*. Конкретные частичные воплощения пректа были повсеместно внедрены по всему Советскому Союзу в виде бесчисленных АСУ, АСУП, АСУТП, ОАСУ и т. д.

Итак, ключевым моментом принципиально новой мегаэкономической парадигмы является то, что «базово-элементарная экономика» (и обеспечивающая ее часть хозяйства) строится и функционирует на сугубо плановых (расчетных) началах. Причем с максимально широким применением международного разделения труда между «базовыми хозяйствами» всего мира. По сути «базово-элементарная экономика», а точнее, обеспечивающая ее часть мирового хозяйства будет представлять собой некий отдаленный аналог сверхгигантской общемировой «псевдоТНК», но функционирующий на паритетных, бесприбыльных началах.

В остальной же, «превышающей», части мировой экономики (при этих условиях) вполне спокойно и даже гарантированно сможет «править бал» рынок...

Нынешний мегакризис потому и может быть разрешен так и только так, что он — «кризис исчерпания избытков ресурсов» во всемирном, всепланетарном масштабе. Ведь любой рынок, будь он локальный или всепланетный, не может функционировать без избытка ресурсов как природных — невозобновляемых и возобновляемых, так и людских — в виде «лишних людей», т. е. безработных. Его стержневая основа — конкуренция — не может существовать в условиях, лишь необходимых для жизнедеятельности общества ресурсов. Ведь конкуренция по самой своей сути — производство сверх необходимого, т. е. избыточное производство. А для избыточного производства, естественно, необходимы и избыточные ресурсы. Как, скажем, нельзя сшить две пары полноценных сапог, если сырья хватает только на одну. Именно с такой проблемой (в виде мегакризиса) и столкнулся глобализованный мир (в виде мегаэкономики).

Итак, глобальный рынок как таковой (в своей нынешней ипостаси мегаэкономики) уперся в глобальное же исчерпание избытков ресурсов — это и составляет глубинную суть нынешнего мегакризиса. Отсюда понятно, что без кардинальных действий мировое хозяйство выйти из нынешнего глухого тупика мегакризиса неспособно в принципе.

В реальности этих самых «кардинальных действий» существует всего два (мечты об «инновационном скачке» остаются мечтами). Это — либо глобальное ограничение всевластия рынка в мировом масштабе, т.е. по сути переход от сугубо рыночного мирового хозяйства к планово-рыночному (т.к. план, в отличие от рынка, для своего нормального функционирования не требует наличия избытка ресурсов). Либо — резкое уменьшение количества населения в мире (т. е. мировая война), что автоматически сделает нынешнее количество природных ресурсов опять избыточным: по отношению к оставшемуся, гораздо меньшему количеству жителей Земли.

Но первый «выход» правящая мировая элита вряд ли примет, т. к. он означает резкое сокращение ее доходов в связи с резким сокращением доли рынка — этого единственно возможного источника сверхдоходов в мировом хозяйстве. А вот второй путь для нее куда как предпочтителен да и привычен. Очередной военный конфликт в глобальном масштабе — самый легкий и безопасный для правящей мировой элиты путь, по которому мир, весьма вероятно, будет «выходить» из мегакризиса, что пока еще только разворачивается.

Очевидно, поначалу эта «последняя война» будет носить традиционный характер. Но по мере ее развертывания, когда всем станет ясно, что «просто война» превращается в войну на физическое уничтожение большинства населения Земли, осознание этого «сорвет все тормоза». Последующее грозит массовыми нарушениями всеми воюющими сторонами всех международных правил, соглашений и конвенций о запрете использования атомного, химического, бактериологического оружия... И «последняя мировая война» в таком сценарии неизбежно рискует привести вовсе не к «перезагрузке» мирового хозяйства с последующим возвратом к «старому доброму рынку» (как предполагают сильные мира сего), а к полному уничтожению разумной жизни на Земле!..

Итак, можно аргументированно утверждать, что макроэкономическая теория выхода из суперкризиса существует. Загвоздка не в ее отсутствии, а в доброй воле правящей мировой элиты.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.