Честно говоря, ровно 10 лет назад о «Батькивщине» я ничего не слышал. Тогда на первом плане были другие герои: Леонид Кучма и «Каневская четверка»: кто кого. Студентам моего вуза приходилось, правда, интересоваться политикой в объемах больших, чем полагается рядовому избирателю: нас постоянно гоняли на встречи с кандидатами и их представителями, заставляли собирать подписи в поддержку выдвижения Кучмы и негласно предлагали совмещать эту политическую барщину со сбором подписей за других кандидатов, уже на платной основе.
Как сейчас помню: у Марчука и Ткаченко рядовому сборщику платили за подпись 50 копеек, у Мороза – 25 (Доллар стоил где-то в районе трех с половиной гривен, а повышенная стипендия отличника не дотягивала и до 30-и). А вот каждая подпись за Кучму тянула на полновесную гривну – но оседали они где-то по дороге. Это все к тому, что я, даже спустя 10 лет, помню кварталы, которые пришлось обходить, собирая подписи за тогдашних кандидатов в Президенты, а «Батькивщину» лета-1999 не помню в упор. Не отложилась в сознании такая партия.
Вот «Громада» и ее беглый лидер запомнились отлично. Весной 98-го с Павлом Ивановичем Лазаренко довелось встретиться даже лично. После его общения со студентами ректор ходил белее мела. Отказать Лазаренко в желании увидеться с «майбутньою інтелектуальною елітою нації» у него попросту не хватило духу, а руководство области надавало нерешительному ректору по шее. И зло он сгонял на студентах, потянувшихся не только работать агитаторами за «Громаду», но и рискнувших вступить в ее молодежное крыло. Губернатор же четко проинструктировал ректора: молодежное крыло в универе может быть только одно – Национал-демократическая Лига Молодежи. (Где она сейчас?).
Интереснейшее уже тогда было время. Ректор «нагибал» всех под НДП, Кучму и Пустовойтенко. А проректор «по учебке» возил к нам живого Лазаренко (спустя год ему в унисон с беглым лидером пришлось уволиться). Один завкафедрой прокладывал путь в парламент «зеленым», кто-то из профессуры считал, что только экономический гений Пинзеника спасет Украину… В общем, зачастую, чтобы получить зачет, нужно было принести подписной лист за партию/кандидата, а учебной практикой считалось дежурство в роли наблюдателя на избирательном участке.
Но мы о «Батькивщине». Так вот, интеллигентного и строгого Турчинова, будущего ее создателя, я впервые увидел в брошюрке «Громады». Вместе с Толочко и Блохиным. Или Блохина там не было, и память меня подводит? Он все-таки поменял много партий.
И когда я впервые увидел Юлю – убей, не помню. В той же брошюре, где она входила в состав «теневого правительства Лазаренко», Или по телевизору? Однозначно, была она тогда «звонкой и прозрачной» брюнеткой в мини-юбке, что особенно радовало спермотоксикозный студенческий взор. «Газовая принцесса» - иначе ее никак и не называли, факт, тут память не подводит.
После бегства Павла Ивановича многие «громадовцы» ожидали, что на защиту лидера вскормленные им партия и фракция встанут грудью, но…
Может, оттого и не мельтешила нигде «Батькивщина» 10 лет назад, не отсвечивала перед президентскими выборами. Местный «актив-громадье» потянулся в более жизнеспособные проекты. Нет, не в «Батькивщину», точно. Тогда как раз взошли другие звезды – НДП да СДПУ(о).
…Потом было мучительное разочарование во всех этих Марчуках да Морозах с Ткаченками. Многие во втором туре даже за Симоненко проголосовали. Назло. Впрочем, мышкины слезы отлились только нашему губернатору. За то, что коммунист обошел в нашей области Кучму, его уволили. Переживать, однако, уже давно нет повода: он – и народный депутат, и лидер областной организации Партии регионов. Видимо потому, что правильный вывод сделал: не за то студенты Кучму ненавидели, что Президент плохой, а Марчук, например, был бы лучше, а за то, что за Кучму заставляли бегать бесплатно, в ущерб коммерческой деятельности за других кандидатов. При этом весь город знал, сколько на нашем крепостном труде штабисты Данилыча наварили. Нынешнее поколение «інтелектуальної еліти нації» уже может смело рассчитывать и на свои 20 грн. за «флагом помахать» и на экскурсию в Киев съездить. Прогресс.
Так вот, с отвращением наблюдали мы за тем, как Марчук воссел в кресле Секретаря СНБОУ, и тут-то Юля и всплыла во всей красе, врезавшись в память на всю оставшуюся жизнь. Вроде как пришла к Кучме чайку попить (похабные слухи об этом чаепитии имели широкое хождение в народе) и стала вице-премьером.
Да, Интернет тогда оставался все еще игрушкой для избранных, судили мы о политиках по голубым экранам да «Зеркалу недели» (для тех, кто умел читать) и газете «Факты» (для остальных, которым нравились сиськи на последней странице). Картинка была – загляденье: ОН и ОНА. Самый стильный премьер и самая сексуальная вице-премьерша. Он такой задумчивый, с красным платочком в кармашке и манжетами с запонками, она такая хрупкая, изящная в чем-то подчеркивающем и облегающем. И их оппоненты: рыжий губошлеп Данилыч, вечно криворотый Медведчук с колючими глазами, карликовый робот Кинах, человек-пустота Пустовойтенко, вурдалак-альбинос Азаров… Ну с кем ни сравни, ясно на чьей стороне симпатии масс.
Как именно Юлю садили и выпускали из СИЗО помню плохо. То ли запой на тот момент пришелся, то ли сессия. Но говорили тогда о ней все еще как о «газовой принцессе», вспоминали Лазаренко и утверждали, что главный ее враг теперь – Суркис. И было обидно, что ОН не пришел ЕЕ спасть. Вот, пожалуй, с этого момента «Батькивщина» и вошла в мой мир избирателя. Хотя, по правде сказать, Юлины ботфорты и мини на встрече с Вяхиревым запомнились куда больше бороды Турчинова и невнятной буро-сиренево-малиновой партийной символики.
А что дальше? «Украина без Кучмы». О «легальном» расклеивании листовок «Фронта национального спасения» (я ничего не путаю? структур с таким дивным названием было немало) не было и речи. Это в Киеве были митинги, ментовские дубинки и 9 марта. В нашем городе были лишь редко и криво налепленные треугольнички на столбах с революционными призывами. И слово «Батькивщина» на них.
Выборы-2002! Вот, именно тогда Юля появилась на листовках уже с косой, но еще оставаясь шатенкой. Взгляд был особенно проникновенен, а слова «Вони хотіли мене знищити» брали за душу куда больше, чем безмятежно улыбающийся Ющенко, наш человек из Голливуда.
Впервые увидев эту агитку, мой товарищ не удержался от вздоха: «Какая Юля висит, вот бы отодрать!», - и эта в высшей степени двусмысленная фраза осталась самым ярким впечатлением от той предвыборной кампании. И именно тогда был готов голосовать за «Батькивщину», но ехать из-за этого через пол-Украины не смог. Это был первый и последний раз, когда я был готов отдать ей свой голос.
… Удивительно сейчас вспоминать, но ни в 2003-м, ни в 2004-м никто всерьез не воспринимал Тимошенко как кандидата в Президенты. Точно, за полгода до Майдана солидные политологи всерьез предостерегали Ющенко от союза с Юлей – дескать, уж очень много на ней негатива…
Да-да, так и было. И «воровка» как не самое жесткое прозвище для Тимошенко, и рейтинг недоверия к политикам, где Тимошенко наряду с Кучмой, Медведчуком и Симоненко входила в число лидеров. Было и знаменитое обещание «белье стирать в штабе Ющенко», были и советы «лидеру народного доверия» не связываться с Юлей. Я до последнего дня подачи заявлений в ЦИК смотрел в ее сторону с раздражением. Мол, попрется в президенты и в очередной раз расколет «демократов», и все угробит. Потом я, уже сознательно (а не из-за мелких студенческих обид) презиравший и Кучму, и Януковича, был ей благодарен за это невыдвижение.
Так было практически до последнего момента. До Майдана. Называйте меня какими угодно словами сегодня, но я честно признаюсь, что был заново и полностью очарован Юлей на Майдане. Где-то даже лежит микрокассета с одним из ее выступлений оттуда, и Ющенко тоже.
Все, что было после, вспоминать не буду. Кому не лень – перечитайте «Переломную пятилетку» на «Фразе», года 2005-2008. Я пытался вспомнить что-то о «Батькищине», но, как видите, получалось или о «Громаде», или лично о Юлии Владимировне. Да, как выглядит флаг «Батькищины» или ее партийная символика тоже трудно припомнить (сердце на простыне изобрели под выборы 2006-го). Что-то буро-малиновое. И оно уже давно в прошлом. Все составляющие спектра давно слилось в материнском белом. Невооруженным глазом избирателя не видно.
«Рыцари света», «белое братство» и «саламандры» - это уже отдельная история. Кстати о «саламандрах». Эмблемой «Громады» был, если кто помнит, Феникс. Вот такая мистерия огня. Вагнер плачет.
*От редакции. Публицистика — обсуждение в печати насущных вопросов общественно-политической жизни /Википедия/. Под шапкой «Авторской публицистики» редакиця «Фразы» публикует наиболее интересные, необычные, яркие (и естественно - актуальные) авторские тексты с элементами субъективизма. Некоторые тексты, присылаемые для раздела «Заметки», также могут попадать в «Авторскую публицистику».
Саша Нимич