24 ноября на аппаратном совещании в исполкоме начальник краматорского горотдела милиции Валерий Радченко обвинил руководство ТЭЦ в содействии в краже металла на предприятии. "На ТЭЦ вырезали 300 метров трубы в то время, когда за 200 метров от этого места работал кран, – сказал начальник краматорской милиции. – Без руководства ТЭЦ здесь не обошлось".
Об этом сообщили не только городские газеты (
НА ТЭЦ воруют трубы, на НКМЗ - рельсы), но и областные «Донбасс» и другие. Руководство ТЭЦ сильно обиделось. Правда, если посмотреть со стороны, то, вероятно, у милиции были какие-то основания так говорить? Ведь чтобы украсть трубу диаметром 300-400 мм, нужны, как минимум, кран, газовый резак, грузовой транспорт… Это вам не связка отмычек в кармане! Кто-то помог с этим «джентльменским» набором. А раньше, сразу с приходом американцев, на ТЭЦ порезали на металлолом все старые трубопроводы и другое оборудование. Надеюсь, конечно, что сданные тонны металла принесли прибыль ТЭЦ, а не кому-то лично. А ещё раньше за одну ночь ухитрились демонтировать несколько километров железнодорожных путей в балке Кутовой. Не подумайте, что я кого-то обвиняю, нет, конечно! Просто и там применялась серьёзная техника. А ещё раньше – исчез красивый литой металлический забор вокруг всего парка им. Пушкина, который наверняка представлял не только материальную, но и художественную ценность. Ну да ладно, хоть это и интересно само по себе, но пусть милиция занимается такими делами, я о другом.
Практически одновременно с этим, я случайно услышал разговор в автобусе двух, видимо, работников НКМЗ, что вода в речушке, которая протекает перед проходной НКМЗ, той, что в районе ЭКОмаркета, в последнее время стала грязной. Эта речушка – рукотворное сооружение, аварийный сброс стоков ТЭЦ. На всякий случай, поскольку при каких-то проблемах с золопроводом зимой, ТЭЦ нельзя останавливать – город замёрзнет. Вот для этого и предусмотрели аварийный сброс. Конечно, пользоваться им постоянно нельзя, поскольку стоки идут прямиком в Казённый Торец.
Невольно подумалось: а ведь эти два факта, хищение золопровода и загрязнение речки, похоже, связаны. Можно ведь предположить, что золу девать стало некуда. Тогда-то и вспомнили об аварийном сбросе. В качестве постоянного. Об экологии никто уже не думал. Взял фотоаппарат, не поленился съездить. Результатами вы можете полюбоваться на снимках. Вдоль речушки нет ни травы, ни мха, ни водорослей, а берега – это мёртвая жижа ядовитого свинцового цвета. Часть грязи выглядит хорошо видными пятнами на поверхности воды, а запах золы чувствуется почти до самой остановки, пока его не перебивают «ароматы» улицы Орджоникидзе. Мне могут возразить, что в состав золы входят относительно безвредные оксиды кремния, алюминия и железа, но я в ответ процитирую фразу с сайта
www.nkj.ru: «
Из золы углей в промышленных масштабах извлекаются германий и уран. Считается перспективным извлечение галлия, свинца, цинка, молибдена, селена, золота, серебра, рения, редких земель». Как видим, хороший набор таблицы Менделеева, причём в количествах, пригодных для промышленного извлечения. А журналисты «Восточного проекта» удивлялись летом, почему гибнет рыба в Торце. Может, причина как раз в этом?
К сожалению, история с золопроводом – не единственные «чудеса» на ТЭЦ, которые возникли с приходом американцев в лице «Contour Global». По каким-то «высшим соображениям», мне неизвестным, практически всё руководство ТЭЦ заменили. Пришли люди со стороны, об энергетике имеющие весьма смутное представление. Были даже анекдотичные истории, наподобие той, когда какой-то парниша в костюме от Бриони просил показать ему склад готовой продукции. В ответ – стук отпавшей челюсти и вопрос: «А что, по-вашему, мы должны хранить на этом складе – пар или электричество?» Зато этому новому «офисному планктону» едва ли не каждому хочется персональный кабинет. Специалистов выселяют из помещений, уплотняют и сокращают, число управленцев с непонятными обязанностями растёт, и, похоже, этот процесс никогда не кончится.
О том, что КрамТЭЦ отравляет воздух, уже изрядно говорилось раньше. Например, в этих публикациях:
Поэтому повторяться не будем. Но есть и другие, не менее чудные истории. Ну, например, в городской прессе писали осенью, что в домах, отапливаемых от ТЭЦ, невыносимо жарко. А руководство ТЭЦ сослалось на особенности техпроцесса. Почему-то никто не спросил очевидного: а как же раньше техпроцесс не мешал? Смею предположить, всё дело в том, что себестоимость электроэнергии ТЭЦ на порядок (!) выше, чем на атомной электростанции. Это не какие-то «секретные» цифры, это сообщил журналистам представитель «Contour Global» мистер Саква на пресс-конференции. И платить за неё государству невыгодно. Но ТЭЦ работает «как дизель в Заполярье», видимо, оправдывая продажу электричества необходимостью отапливать город. А жители пусть парятся в своих квартирах. Заодно оплачивая лишнее тепло по теплосчётчикам.
Хотя начало было правильным. «Contour Global» п
ригласили хорошего специалиста для независимого энергоаудита. Свои выводы он оставил в виде отчёта, в котором были изложены и грамотные рекомендации. Тупо делай по ним – и всё будет хорошо. Однако у руководства были какие-то свои соображения. И оно с упорством, достойным лучшего применения, стало разваливать структуру ТЭЦ. Зачем? Спрашивали. Получили ответ типа «Шоб було як у них». Ликвидировали ремонтные подразделения, заключив договора со сторонними подрядчиками, в результате стоимость ремонтов существенно возросла. Качество тоже стало падать, поскольку свои службы заинтересованы в надёжности работы оборудования: меньше ломается – больше спишь, а сторонние наоборот: чаще ломается – больше платят. Главное же – непонятно, кто за что отвечает. Станция работает в ручном режиме, и если раньше была какая-то система, при которой надёжность была под контролем, то теперь и это развалили. А с учётом того, что ни современной автоматики, ни достоверно работающих приборов, ни средств их поверки нет, то о какой надёжности или эффективности может идти речь? Напоминает ситуацию в Грузии, когда американцы дают деньги, немцы строят современные ТЭЦ, а местные специалисты ухитряются их взрывать, без надежды на восстановление (Очередной взрыв на ТЭЦ оставил грузин без света).
Вдобавок весной 2007 года котлы на всё лето перевели в режим, не соответствующий паспортному, чем их благополучно и угробили. Пришлось спешно реконструировать. Реконструировали два котла, попутно восстановив их возможность работать на угле. Вы думаете, там внедрили что-то новое, современное, эффективное? «Кипящий слой», автоматику и т. п.? Увы, просто вернулись к дедовской схеме. Ремонт почему-то доверили фирме, которая раньше с такими котлами дел не имела. Теперь номинальную нагрузку на угле котлы не выдерживают. Вот вам и вся модернизация, на которую, по словам тех же американцев, потратили 20 миллионов долларов. Подробнее об этом читайте здесь: Мифы и реальность. Как реально обстоят дела на Краматорской ТЭЦ и обогреют ли нас следующей зимой?
Станция утопает в угольной пыли (на очистке тоже сэкономили), аварии реже не стали, а в связи с, видимо, не слишком радужными результатами американцы задумались о строительстве новой ТЭЦ. Вероятно, с той же «американской» структурой. Правда, тут незаметно подкрался северный пушис… простите, мировой кризис, и эту идею тоже благополучно пох… оронили. Остался наш Краматорск с недоделанной ТЭЦ, нещадно отравляющей и воздух, и воду. Взамен, правда, пообещали каток построить бесплатно. Вот только сразу вспоминается правило, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и каток ценой нашего здоровья и будущего наших детей нам не нужен. Ведь он гораздо дешевле очистных сооружений и тем более – новой ТЭЦ.
Владимир Зыков