В карточках, по словам родителей, фигурирует традиционное ОРЗ. Ни слова об очевидной зависимости между болезнью и предыдущей прививкой. Говорят, один из врачей в приватной беседе с родителями откровенно заявил, что никаких бумаг он подписывать не станет, будь они хоть трижды правдой: "Что я, сумасшедший? У меня завтра же диплом отберут".
Двое детей после прививки теряли сознание прямо на улице. Количество заболевших растет. В классах осталось где 5, где 8 детей, остальные встретились в больнице. Большинство – в сильном шоке после внезапной смерти сверстника, ведь прививали всех одинаково. Психологическую помощь детям никто не оказывал. А ведь весна, экзамены, тесты… Как их теперь сдавать? Решить прививать весной, во время экзаменов, хотя ВОЗ рекомендует осенью, зачем? Выслужиться перед Европой чужими детьми?
Оказывается, как и в случае с отравлением сальмонеллезом, не хватает лекарств, и те из родителей, кто может себе позволить, покупают их за свой счет. Отравить смогли, на словах все сочувствуют, вплоть до Президента, а вот выделить деньги на лечение не догадались ни город, ни страна. Кстати, сумма затрат, по словам родителей, – от 100 гривен в день. Уже третий раз нарываюсь на эту цифру: совершенно различные болезни – сальмонеллез, воспаление легких, и вот теперь последствия после прививки – тариф одинаковый. Случайное совпадение? Может быть. А может, ненасытные фармацевтические компании решили, что это оптимальная сумма, которую может "потянуть" средний украинец, спасая свою или своих детей жизнь?
Подкатила внушительного вида машина, из нее вышли четверо хорошо одетых людей. Постояли у машины, пообщались с довольными улыбками. Судя по улыбкам, у их собственных детей никаких проблем нет и не предвидится. Общаться с родителями не захотели: "Надо будет – выйдем". Понимай, как хочешь: это когда кому – им надо будет? Родителям – надо, и уже давно. Появился и главный СЭСовец Краматорска, и еще несколько человек прошли в здание. Говорят, какое-то совещание, после которого, может быть, выйдут к родителям. Ходят слухи, что министр здравоохранения сейчас в Донецке, собирается приехать в Краматорск, но когда – неизвестно.
После 15.00 часов к родителям вышли двое: директор Киевского института пульмонологии (фамилию он не назвал), и наш главврач СЭС В.И. Гончаренко. Директор института долго рассказывал о том, что холодовая цепочка была строго соблюдена, но он затребовал недостающую информацию по всем мельчайшим сомнениям. И что о причинах трагедии говорить еще рано, но раз уж такое случилось, то какая-то причина, несомненно, есть, работа продолжается. От себя могу добавить, что, развивая его ход мыслей дальше, можно сказать, что раз уж в Краматорске число таких осложнений гораздо больше, чем в других городах, то что-то дополнительное есть и в Краматорске. Я не собираюсь кого-то заранее обвинять, это "что-то" может оказаться и другим штаммом вакцины, и чем угодно еще.
Потом с родителями хотел поговорить главный санврач. К сожалению, разговора не получилось: у многих родителей уже не выдержали нервы, и он отошел обиженный. Хотя нельзя обвинять в этом родителей, думаю, городские власти, специалисты, депутаты давно должны были позаботиться о них, подойти, спросить, в чем они нуждаются. Они же в полной неопределенности и растерянности, им тоже нужна и психологическая, и юридическая, и финансовая помощь, и просто чисто человеческое участие в беде. Увы, никто не догадался это сделать (выборы же не скоро, кому придет в голову в это время заботиться об электорате), рядом с родителями были только журналисты, хотя у нас, "шакалов пера", несколько иная функция.
22.05.2008
Владимир Зыков